Бег по замкнутому кругу
Гость 11 Декабря 2013 в 16:35:17
Алексей КОНОВАЛОВ: “Преподаватели не скрывают,
что у них нет серьезной материальной мотивации к активному
и производительному труду”.
Теперь уже практически никто не сомневается:наша отечественная система образования трещит по швам, а предлагаемые Минобрнаукой все новые реформы могут только довести ситуацию до полного краха. В минувший понедельник на правительственном часе в мажилисе с участием министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА это отчетливо констатировали парламентарии. “Оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит!” - выразила едва ли не общий крик души коллег мажилисвумен Дарига НАЗАРБАЕВА. А на днях диагноз казахстанской системе школьного образования вынесли и международные эксперты.
Вот и преподаватели вузов Семея, Усть-Каменогорска и Зыряновска на “круглом столе”, посвященном результатам исследования качества оказания образовательных услуг в Восточно-Казахстанской области, признались: студенты и их покровители вынуждают педагогов систематически завышать оценки! Стоит ли удивляться, что дипломы о высшем образовании на поверку оказываются пустышками, а их обладатели - неучами?
- Это далеко не единственный удручающий факт, который всплыл во время социологического опроса преподавателей вузов, - заявил в ходе дискуссии заслуженный деятель науки Казахстана, руководитель общественного объединения “Независимый социологический центр Семея” Алексей КОНОВАЛОВ.
По словам социолога, большинство опрошенных считает, что в советское время качество высшего образования было несоизмеримо лучше. Главным виновником его катастрофического снижения в наше время большинство вузовских преподавателей назвали организацию учебного процесса в средней школе. В вузы приходят единицы абитуриентов, обладающих приемлемым уровнем базовых знаний. Вторая причина - отсутствие заинтересованности в учебе у студентов. Большинство не готовится стать настоящими специалистами. Ну, и, наконец, преподавателям хватило смелости обвинить самих себя в слабом качестве знаний студентов.
- Преподаватели не скрывают, что у них нет серьезной материальной мотивации к активному и производительному труду, - замечает Алексей Петрович. - К примеру, оклад доцента без доплаты за ученую степень не превышает 60 тысяч тенге. Это в два раза ниже среднего республиканского показателя. Размер зарплаты не устраивает 67,7 процента опрошенных. Не высказывают недовольства лишь молодые женщины, которых обеспечивают мужья.
Назвали педагоги и целый ряд других факторов, которые никак не могут способствовать повышению качества высшего образования. Сейчас преподаватели, как, впрочем, и врачи, неоправданно много сил и времени вынуждены уделять бумажной работе. К тому же руководство на них навешивает дополнительные нагрузки. К примеру, отзывает из отпуска для работы в приемных комиссиях. А как можно воспринимать всерьез тот факт, что сейчас один преподаватель ведет сразу по 10-12 учебных дисциплин? У некоторых количество предметов превышает два десятка! В результате отвлечение на общественную работу, академическая перегрузка, а вместе с ними высокие цены на учебно-методическую литературу, недостаток средств на стажировки и командировки ударили по уровню профессионального мастерства преподавателей. Они сами называют его недостаточным и признают, что нуждаются в основательном совершенствовании. Но почти половина респондентов в 2013 году... не занималась подготовкой научных статей и не участвовала в научных конференциях!
- Вся беда в том, что сейчас основной акцент делается не на повышение роли и значимости профессорско-преподавательского состава, а на усиление аппарата управления высшим образованием, - считает социолог. - Если еще 15 лет назад учебный отдел вуза, где обучалось не меньше 4000 очников, состоял из 3-4 сотрудников, то теперь учебными функциями ведают более 30 чиновников! Включая центр тестирования, офис регистратора, методический, студенческий отдел и так далее. Надо иметь в виду, что почти каждый сотрудник раздутого аппарата управления дополнительно нагружает и так сверх меры перегруженных преподавателей. В итоге мы не получаем главного - расширения академических связей между студентами и преподавателями. И эта проблема приобретает глобальный характер. Если ее не решить, качество знаний в наших вузах будет неуклонно понижаться и дальше…
Но вот что любопытно: ни один из опрошенных, недовольных существующим положением дел в вузах, даже не допускает мысли о смене работы. Поскольку, по их словам, “трудно найти более подходящую работу”, “поиск другой работы не позволяет мой возраст”, “кругом безработица”…
- 33,9 процента семейских преподавателей указали, что их напрягает постоянная неуверенность, - прокомментировала участница “круглого стола”, руководитель ОО “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ. - Примут тебя на очередной учебной год или нет? Продлят трудовой договор или выставят на улицу? Вероятно, хроническим страхом потерять работу и объясняется их робость. Заметьте: опрос проводился анонимно, но, даже не указывая своих настоящих имен, преподаватели не посмели заострить внимание на самых болезненных вопросах! На той же коррупции в вузах, тех же взятках. Они жалуются на “частые случаи лоббирования интересов студентов, которые этого не заслуживают”. Но кто за этим стоит? Вероятно, те лица, от которых напрямую зависит благополучие преподавателя. Ректорат? Деканат? До тех пор, пока преподаватели отрыто не будут говорить о нарушениях в вузах, не стоит уповать на повышение качества знаний. А они не посмеют. Потому что боятся потерять работу. Это замкнутый круг…
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора,Семей
Кстати
Казахстанские школьники отстали по знаниям от сверстников в постсоветских странах. Такие выводы следуют из результатов тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) под эгидой OECD, сообщил IzRus.
Ежегодно PISA проводит тестирование школьников “в 65 странах и экономиках”. По данным исследования 2012 года, лучшие результаты тестирования в чтении, естествознании и математике среди постсоветских стран показали школьники Эстонии - за чтение они получили 516 баллов, по математике они набрали 521 балл, а в тесте по естествознанию - 541 балл.
Далее идут Латвия (чтение - 489 баллов, математика - 491 балл, естествознание - 502 балла), Россия (чтение - 475 баллов, математика - 482 балла, естествознание - 486 баллов) и Литва (чтение - 477 баллов, математика - 489 баллов, естествознание - 496 баллов).
Казахстанские школьники в тесте по чтению набрали 393 балла, по математике - 432 балла, по естествознанию - 425 баллов.
Тенгриньюс
что у них нет серьезной материальной мотивации к активному
и производительному труду”.
Теперь уже практически никто не сомневается:наша отечественная система образования трещит по швам, а предлагаемые Минобрнаукой все новые реформы могут только довести ситуацию до полного краха. В минувший понедельник на правительственном часе в мажилисе с участием министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА это отчетливо констатировали парламентарии. “Оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит!” - выразила едва ли не общий крик души коллег мажилисвумен Дарига НАЗАРБАЕВА. А на днях диагноз казахстанской системе школьного образования вынесли и международные эксперты.
Вот и преподаватели вузов Семея, Усть-Каменогорска и Зыряновска на “круглом столе”, посвященном результатам исследования качества оказания образовательных услуг в Восточно-Казахстанской области, признались: студенты и их покровители вынуждают педагогов систематически завышать оценки! Стоит ли удивляться, что дипломы о высшем образовании на поверку оказываются пустышками, а их обладатели - неучами?
- Это далеко не единственный удручающий факт, который всплыл во время социологического опроса преподавателей вузов, - заявил в ходе дискуссии заслуженный деятель науки Казахстана, руководитель общественного объединения “Независимый социологический центр Семея” Алексей КОНОВАЛОВ.
По словам социолога, большинство опрошенных считает, что в советское время качество высшего образования было несоизмеримо лучше. Главным виновником его катастрофического снижения в наше время большинство вузовских преподавателей назвали организацию учебного процесса в средней школе. В вузы приходят единицы абитуриентов, обладающих приемлемым уровнем базовых знаний. Вторая причина - отсутствие заинтересованности в учебе у студентов. Большинство не готовится стать настоящими специалистами. Ну, и, наконец, преподавателям хватило смелости обвинить самих себя в слабом качестве знаний студентов.
- Преподаватели не скрывают, что у них нет серьезной материальной мотивации к активному и производительному труду, - замечает Алексей Петрович. - К примеру, оклад доцента без доплаты за ученую степень не превышает 60 тысяч тенге. Это в два раза ниже среднего республиканского показателя. Размер зарплаты не устраивает 67,7 процента опрошенных. Не высказывают недовольства лишь молодые женщины, которых обеспечивают мужья.
Назвали педагоги и целый ряд других факторов, которые никак не могут способствовать повышению качества высшего образования. Сейчас преподаватели, как, впрочем, и врачи, неоправданно много сил и времени вынуждены уделять бумажной работе. К тому же руководство на них навешивает дополнительные нагрузки. К примеру, отзывает из отпуска для работы в приемных комиссиях. А как можно воспринимать всерьез тот факт, что сейчас один преподаватель ведет сразу по 10-12 учебных дисциплин? У некоторых количество предметов превышает два десятка! В результате отвлечение на общественную работу, академическая перегрузка, а вместе с ними высокие цены на учебно-методическую литературу, недостаток средств на стажировки и командировки ударили по уровню профессионального мастерства преподавателей. Они сами называют его недостаточным и признают, что нуждаются в основательном совершенствовании. Но почти половина респондентов в 2013 году... не занималась подготовкой научных статей и не участвовала в научных конференциях!
- Вся беда в том, что сейчас основной акцент делается не на повышение роли и значимости профессорско-преподавательского состава, а на усиление аппарата управления высшим образованием, - считает социолог. - Если еще 15 лет назад учебный отдел вуза, где обучалось не меньше 4000 очников, состоял из 3-4 сотрудников, то теперь учебными функциями ведают более 30 чиновников! Включая центр тестирования, офис регистратора, методический, студенческий отдел и так далее. Надо иметь в виду, что почти каждый сотрудник раздутого аппарата управления дополнительно нагружает и так сверх меры перегруженных преподавателей. В итоге мы не получаем главного - расширения академических связей между студентами и преподавателями. И эта проблема приобретает глобальный характер. Если ее не решить, качество знаний в наших вузах будет неуклонно понижаться и дальше…
Но вот что любопытно: ни один из опрошенных, недовольных существующим положением дел в вузах, даже не допускает мысли о смене работы. Поскольку, по их словам, “трудно найти более подходящую работу”, “поиск другой работы не позволяет мой возраст”, “кругом безработица”…
- 33,9 процента семейских преподавателей указали, что их напрягает постоянная неуверенность, - прокомментировала участница “круглого стола”, руководитель ОО “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ. - Примут тебя на очередной учебной год или нет? Продлят трудовой договор или выставят на улицу? Вероятно, хроническим страхом потерять работу и объясняется их робость. Заметьте: опрос проводился анонимно, но, даже не указывая своих настоящих имен, преподаватели не посмели заострить внимание на самых болезненных вопросах! На той же коррупции в вузах, тех же взятках. Они жалуются на “частые случаи лоббирования интересов студентов, которые этого не заслуживают”. Но кто за этим стоит? Вероятно, те лица, от которых напрямую зависит благополучие преподавателя. Ректорат? Деканат? До тех пор, пока преподаватели отрыто не будут говорить о нарушениях в вузах, не стоит уповать на повышение качества знаний. А они не посмеют. Потому что боятся потерять работу. Это замкнутый круг…
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора,Семей
Кстати
Казахстанские школьники отстали по знаниям от сверстников в постсоветских странах. Такие выводы следуют из результатов тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) под эгидой OECD, сообщил IzRus.
Ежегодно PISA проводит тестирование школьников “в 65 странах и экономиках”. По данным исследования 2012 года, лучшие результаты тестирования в чтении, естествознании и математике среди постсоветских стран показали школьники Эстонии - за чтение они получили 516 баллов, по математике они набрали 521 балл, а в тесте по естествознанию - 541 балл.
Далее идут Латвия (чтение - 489 баллов, математика - 491 балл, естествознание - 502 балла), Россия (чтение - 475 баллов, математика - 482 балла, естествознание - 486 баллов) и Литва (чтение - 477 баллов, математика - 489 баллов, естествознание - 496 баллов).
Казахстанские школьники в тесте по чтению набрали 393 балла, по математике - 432 балла, по естествознанию - 425 баллов.
Тенгриньюс
|