Победители и потребители
dead 18 Сентября 2007 в 12:30:14
Правительство окончательно одобрило идею повышения тарифов на электроэнергию в Казахстане, оговорив при этом один аспект: необходимо как-то поддержать малоимущие слои населения, которым очередное повышение цен на коммуналку может обернуться добрым напутствием в загробную жизнь. И это при том, что реальная зарплата казахстанцев за последний год, вопреки уверениям статистиков, не только не выросла – упала! Даже если тарифы вырастут – что от этого выиграет потребитель? И что сумеет от этого выиграть победитель – энергетики? А как быть с предыдущими повышениями тарифов – на что ушли эти деньги? И где гарантии, что запросы наших монополистов на этом не остановятся – ведь аппетит приходит во время еды?..
На эти и другие вопросы отвечали вчера участники программы "Один к одному" "31 канала" первый заместитель генерального директора ТОО "АлматыЭнергоСбыт" Михаил ГАМБУРГЕР и самый жесткий критик правительства в области энергетики и эксперт в этой сфере Петр СВОИК.
Разговоры об энергетическом коллапсе на юге Казахстана и в частности Алматы – идут уже более четырех лет. Вопль ведущего: так случится он или нет – вызвал вполне адекватную реакцию:
Михаил Гамбургер: При худшем варианте развития событий – я имею в виду отсутствие инвестиций в энергетику – уже через пять-шесть лет мы почувствуем это очень остро. Ресурсы выработаны. Оборудование изношено. В Алматы ТЭЦ-1 была построена в 1937 году. Оборудование можно сдавать в музей вместе со всей станцией. Чем латать старый пиджак – лучше купить новый. А новый – полная модернизация и строительство новых мощностей – стоит 76 миллиардов тенге. Знаю, что сегодня у государства таких денег нет. Но если завтра все рухнет и все мы останемся без света – тогда уже ни государство не поможет, ни инвестор не зайдет…
Петр Своик: Ситуация аховая. За годы независимости мы не ввели новые мощности, не построили ни одной новой линии передачи. Дефицит повсеместный. А на юге – вообще катастрофа. Между тем в казахстанских законах вообще не прописана схема инвестирования – не важно: в частную или государственную структуру. Никто не знает: на каких условиях это делать? На каких условиях это будет окупаться? За счет потребителей? Смешно…
Вот рядом с Жамбылской ГРЭС находится фосфорное производство. Частное. Минэнерго дает им квоту на дешевую экибастузскую электроэнергию за счет рядовых потребителей. То есть министерство банкует в условиях дефицита. А когда есть дефицит – рынка нет. То есть обеспечивает частное предприятие дешевой энергией. А что с этого частного бизнеса имеет рядовой потребитель? Мы, являемся спонсором частного бизнес-проекта? Если есть в Казахстане более темное место, чем энергорынок, хотя на нем по определению всегда должно быть светло – так это именно он. Хотя, наверное, нефтяной все же на первом месте.
Гамбургер: Почти согласен… Там, где есть дефицит – конкуренция приобретает не совсем… э-э-э… прямолинейные направления. Юг Казахстана и Алматы стали заложниками ситуации. Потому что дефицит здесь составляет почти 50 процентов от потребления…
Ведущий: Тогда парадокс получается. Казахстан экспортирует достаточно много электроэнергии, но зачем заниматься этим мазохизмом, если самим не хватает?
Гамбургер: KEGOС как раз этим вопросом сейчас занимается – чтобы и нам хватало, и на экспорт оставалось. В 2009 году будет пущена вторая линия "Север –Юг", которая облегчит положение. Хотя бы на три-четыре года. Потому что рост потребления все равно опережает темпы строительства таких линий. Так что эта проблема – временная: мы опять столкнемся с ней через несколько лет…
Ведущий: А каким вы видите варианты лучшего и худшего развития ситуации?
Своик: Легче всего расписать худший. Взять то жилье, которое построено в Алматы. Оно же "привязано" к существующим коммуникациям. И застройщики с чиновниками, которые с азартом делят алматинскую землю, наверное, не думают, что подключить многоэтажку ко всем коммуникациям сегодня – это не значит, что не будет проблем завтра. Тарифы могут повысить в 2-5-10 раз – но от этого ничего не изменится. Это – "черная дыра". Если сегодня не разобраться с тем, кто и за что отвечает, что и куда уходит – их можно повышать бесконечно. Идея, что потребитель должен оплачивать не только потребление, но и развитие – мягко говоря, странная. Государство не имеет права так поступать…
– У нас же есть Министерство энергетики!
– Нет у нас такого министерства. Есть министерство нефти, которое занимается только ею. А в энергетике они занимаются тем, что по факту дефицита задним числом делят квоты. Но министерство должно заниматься перспективой, а не дележкой того, что осталось на сегодня. Начальников много – а ответственных нет… А оптимистический сценарий… Он носит, скорее, теоретический характер, поскольку требует от правительства одного: заняться внутренней инфраструктурой… Когда-нибудь нефть закончится. Но энергетика всегда будет востребованной… Нам нужно мощное антимонопольное ведомство. Сейчас эта контора называется комитетом по защите конкуренции, но, кажется, сама не знает, что творит и для чего существует… Ну и насчет мировых цен на электроэнергию и дотаций. В Казахстане самый дешевый в мире уголь. У нас много нефти и мазута. Мы – в пятерке мировых лидеров по запасам урана. Короче, у нас есть все, чтобы электроэнергия была дешевой. По дотациям… Но никаких законодательных основ нет. Вся проблема в том, что дорогой киловатт-час – это высокая стоимость всего. Всех товаров потребительского рынка и услуг, в том числе инфраструктурных. И, следовательно, дополнительная нагрузка на всю экономику Казахстана. Чего ни в коем случае допускать нельзя. Потому что тогда мы ни с кем конкурировать не сможем – даже сами с собой…
Гамбургер: Даже существующие тарифы едва покрывают затратную часть. Да. затыкали дырки за счет населения. А результат один: сегодня АПК – убыточное предприятие. И если не будет инвесторов, если государство не окажет помощь – будет тот самый коллапс, о котором вы говорите.
– А так называемые коммерческие потери – то же воровство электроэнергии?
– У нас просто не хватает людей, чтобы бороться с этим.
Вопросы из зала от членов ассоциации молодых энергетиков и нефтяников Казахстана: А когда наша энергетика работала успешнее: под управлением государства или под частным капиталом?
Своик: Советская работала более-менее успешно. Если бы было сегодня рыночное управление – но такого нет. Но нет и государственного управления как такового!..
– А если наступит энергетический кризис – кто будет отвечать?
Гамбургер: Можно, конечно, стрелку на государство повернуть – это самый легкий вариант. Но отвечать придется всем нам – потребителям. Своими кошельками… Конечно, у нас есть свои программы и проекты. Но нужны деньги, чтобы их реализовать…
Ведущий: Почему же тогда государство за столько лет не реализовало ни одного проекта в атомной энергетике, солнечной, ветряной, геотермальной, биомассовой, извиняюсь, из дерьма…
Гамбургер: Пока самыми перспективными для нас являются угольные и атомные проекты…
Своик: Пусть это кого-то напрягает, но атом – будущее страны. Все остальные источники выглядят привлекательно, но пока очень дорого. Но у правительства есть время думать над ними…
Результат этой дискуссии предсказуемый: нам опять придется потуже затягивать пояса и пошире раскрывать кошельки. Если, конечно, правительство не найдет варианты, при которых граждане Казахстана начнут зарабатывать так же, как в развитых (с энергетической точки зрения) государствах. Чтобы платить по рыночным ценам…
Сергей ТУНИК, "Мегаполис", 17 сентября
На эти и другие вопросы отвечали вчера участники программы "Один к одному" "31 канала" первый заместитель генерального директора ТОО "АлматыЭнергоСбыт" Михаил ГАМБУРГЕР и самый жесткий критик правительства в области энергетики и эксперт в этой сфере Петр СВОИК.
Разговоры об энергетическом коллапсе на юге Казахстана и в частности Алматы – идут уже более четырех лет. Вопль ведущего: так случится он или нет – вызвал вполне адекватную реакцию:
Михаил Гамбургер: При худшем варианте развития событий – я имею в виду отсутствие инвестиций в энергетику – уже через пять-шесть лет мы почувствуем это очень остро. Ресурсы выработаны. Оборудование изношено. В Алматы ТЭЦ-1 была построена в 1937 году. Оборудование можно сдавать в музей вместе со всей станцией. Чем латать старый пиджак – лучше купить новый. А новый – полная модернизация и строительство новых мощностей – стоит 76 миллиардов тенге. Знаю, что сегодня у государства таких денег нет. Но если завтра все рухнет и все мы останемся без света – тогда уже ни государство не поможет, ни инвестор не зайдет…
Петр Своик: Ситуация аховая. За годы независимости мы не ввели новые мощности, не построили ни одной новой линии передачи. Дефицит повсеместный. А на юге – вообще катастрофа. Между тем в казахстанских законах вообще не прописана схема инвестирования – не важно: в частную или государственную структуру. Никто не знает: на каких условиях это делать? На каких условиях это будет окупаться? За счет потребителей? Смешно…
Вот рядом с Жамбылской ГРЭС находится фосфорное производство. Частное. Минэнерго дает им квоту на дешевую экибастузскую электроэнергию за счет рядовых потребителей. То есть министерство банкует в условиях дефицита. А когда есть дефицит – рынка нет. То есть обеспечивает частное предприятие дешевой энергией. А что с этого частного бизнеса имеет рядовой потребитель? Мы, являемся спонсором частного бизнес-проекта? Если есть в Казахстане более темное место, чем энергорынок, хотя на нем по определению всегда должно быть светло – так это именно он. Хотя, наверное, нефтяной все же на первом месте.
Гамбургер: Почти согласен… Там, где есть дефицит – конкуренция приобретает не совсем… э-э-э… прямолинейные направления. Юг Казахстана и Алматы стали заложниками ситуации. Потому что дефицит здесь составляет почти 50 процентов от потребления…
Ведущий: Тогда парадокс получается. Казахстан экспортирует достаточно много электроэнергии, но зачем заниматься этим мазохизмом, если самим не хватает?
Гамбургер: KEGOС как раз этим вопросом сейчас занимается – чтобы и нам хватало, и на экспорт оставалось. В 2009 году будет пущена вторая линия "Север –Юг", которая облегчит положение. Хотя бы на три-четыре года. Потому что рост потребления все равно опережает темпы строительства таких линий. Так что эта проблема – временная: мы опять столкнемся с ней через несколько лет…
Ведущий: А каким вы видите варианты лучшего и худшего развития ситуации?
Своик: Легче всего расписать худший. Взять то жилье, которое построено в Алматы. Оно же "привязано" к существующим коммуникациям. И застройщики с чиновниками, которые с азартом делят алматинскую землю, наверное, не думают, что подключить многоэтажку ко всем коммуникациям сегодня – это не значит, что не будет проблем завтра. Тарифы могут повысить в 2-5-10 раз – но от этого ничего не изменится. Это – "черная дыра". Если сегодня не разобраться с тем, кто и за что отвечает, что и куда уходит – их можно повышать бесконечно. Идея, что потребитель должен оплачивать не только потребление, но и развитие – мягко говоря, странная. Государство не имеет права так поступать…
– У нас же есть Министерство энергетики!
– Нет у нас такого министерства. Есть министерство нефти, которое занимается только ею. А в энергетике они занимаются тем, что по факту дефицита задним числом делят квоты. Но министерство должно заниматься перспективой, а не дележкой того, что осталось на сегодня. Начальников много – а ответственных нет… А оптимистический сценарий… Он носит, скорее, теоретический характер, поскольку требует от правительства одного: заняться внутренней инфраструктурой… Когда-нибудь нефть закончится. Но энергетика всегда будет востребованной… Нам нужно мощное антимонопольное ведомство. Сейчас эта контора называется комитетом по защите конкуренции, но, кажется, сама не знает, что творит и для чего существует… Ну и насчет мировых цен на электроэнергию и дотаций. В Казахстане самый дешевый в мире уголь. У нас много нефти и мазута. Мы – в пятерке мировых лидеров по запасам урана. Короче, у нас есть все, чтобы электроэнергия была дешевой. По дотациям… Но никаких законодательных основ нет. Вся проблема в том, что дорогой киловатт-час – это высокая стоимость всего. Всех товаров потребительского рынка и услуг, в том числе инфраструктурных. И, следовательно, дополнительная нагрузка на всю экономику Казахстана. Чего ни в коем случае допускать нельзя. Потому что тогда мы ни с кем конкурировать не сможем – даже сами с собой…
Гамбургер: Даже существующие тарифы едва покрывают затратную часть. Да. затыкали дырки за счет населения. А результат один: сегодня АПК – убыточное предприятие. И если не будет инвесторов, если государство не окажет помощь – будет тот самый коллапс, о котором вы говорите.
– А так называемые коммерческие потери – то же воровство электроэнергии?
– У нас просто не хватает людей, чтобы бороться с этим.
Вопросы из зала от членов ассоциации молодых энергетиков и нефтяников Казахстана: А когда наша энергетика работала успешнее: под управлением государства или под частным капиталом?
Своик: Советская работала более-менее успешно. Если бы было сегодня рыночное управление – но такого нет. Но нет и государственного управления как такового!..
– А если наступит энергетический кризис – кто будет отвечать?
Гамбургер: Можно, конечно, стрелку на государство повернуть – это самый легкий вариант. Но отвечать придется всем нам – потребителям. Своими кошельками… Конечно, у нас есть свои программы и проекты. Но нужны деньги, чтобы их реализовать…
Ведущий: Почему же тогда государство за столько лет не реализовало ни одного проекта в атомной энергетике, солнечной, ветряной, геотермальной, биомассовой, извиняюсь, из дерьма…
Гамбургер: Пока самыми перспективными для нас являются угольные и атомные проекты…
Своик: Пусть это кого-то напрягает, но атом – будущее страны. Все остальные источники выглядят привлекательно, но пока очень дорого. Но у правительства есть время думать над ними…
Результат этой дискуссии предсказуемый: нам опять придется потуже затягивать пояса и пошире раскрывать кошельки. Если, конечно, правительство не найдет варианты, при которых граждане Казахстана начнут зарабатывать так же, как в развитых (с энергетической точки зрения) государствах. Чтобы платить по рыночным ценам…
Сергей ТУНИК, "Мегаполис", 17 сентября
|