Есть у деградации начало, есть у деградации конец?
admin 04 Мая 2012 в 17:03:24
www.spik.kz, 3 мая
"Ученье свет, а неученых – тьма".
Эмиль Кроткий (Э. Я. Герман)
Если кто-то хочет увидеть в Казахстане политическую волю, системность, настойчивость, энергичность, изобретательность и смекалку, то должен взглянуть на систему образования страны. Ее разрушали с наличием всех перечисленных компонентов и добились оглушительных результатов. Количество министров образования периода независимости перевалило за десяток, но все они как эстафету бережно передавали друг другу установку как сделать хуже. Действующий министр образования Бахытжан Жумагулов прочно находится в мейн-стриме двадцатилетней деградации.
Как показывает практика, не все хорошее из советского наследства удалось разрушить. Например, запусков с космодрома Байконур сейчас осуществляется больше, чем при СССР. Но вот в сфере образования "постарались" на славу. Если бы процессы аналогичной энтропии протекали в многострадальной системе ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство), то количество работающих электрических лампочек в Алматы сейчас было бы наперечет, а между водопроводной водой и канализацией не наблюдалось бы никакой разницы.
Система образования под варварскими ударами пала не сразу. Поначалу всевозможные эксперты, приезжавшие из международных организаций классифицировать Казахстан, не могли придумать для него четкой ниши. По уровню заработной платы и коррупции вроде бы типичная страна "третьего мира", но вот показатели образования и общей инфраструктуры никак не бились с параметрами задворок человечества. Тогда и появился термин "постсоветское государство". Но годы шли и сегодня, по истечении более двадцати лет самостоятельного "развития" можно сказать: все параметры как у типичной страны "третьего мира". И по образованию тоже!
Образование периода суверенного Казахстана пережило разные волны реформ и нововведений. Однако все они ложатся в вектор выхолащивания знаний и ухудшения общего положения дел – от введения ЕНТ (в народе его называют не Единое национальное тестирование, а Единая национальная трагедия) до перехода на западные стандарты учености (это когда вместо кандидата биологических или математических наук дают доктора философии).
Одна из наиболее застарелых и болезненных проблем – это разбалансированность между тем кого готовит система образования и теми, кто нужен экономике и обществу. Отсюда огромная туча юристов и экономистов, которые по количественным показателям запросто покрыли бы потребности Италии или Франции, но не могут сделать этого даже в Казахстане из-за своего качества. Найти грамотного адвоката или нотариуса в республике остается серьезной проблемой.
Когда речь идет о таких специальностях как химики, физики или математики, то надо ясно себе представлять невостребованность всех этих кадров как массового явления в условиях сырьевой экономики Казахстана. С такими специальностями просто некуда пойти работать – нет профильных предприятий. Попутно на последних химфаках учат не с помощью лабораторий и химреактивов, а на доске и по учебнику.
Инженеры-строители, инженеры-сметчики, энергетики, связисты, компьютерщики, металлурги вроде бы нужны, но и здесь разумной гармонии с рынком труда не получается. Проблем в месте "притирки" более чем достаточно: от слабого использования передовых технологий и методик обучения до недостатка качественной учебно-методической литературы, особенно на казахском языке. Принято считать, что Болонский процесс, куда Астана ринулась без оглядки, убил в Казахстане инженерные специальности. Но, думается, мы также справились бы и без внешней помощи.
Остаются нерешенными даже вещи базового и фундаментального характера. В Казахстане сосуществуют русскоязычные и казахскоязычные общеобразовательные школы, по выходу из которых у выпускников наличествуют совершенно разные картины миры. В итоге объективная расколотость казахстанского общества усугубляется на системном и воспроизводящемся уровне. Нужно срочно создавать единые школы, чьи ученики свободно владели бы казахским и русским языком, а в идеале еще и английским.
Система начального и среднего профессионального образования на грани исчезновения, так как бюджетные средства в основном поглощают системы среднего общего и высшего профессионального образования. Но и они их "поглощают" весьма условно. Дело в том, что свыше 80% студентов Казахстана – всего их 600 тысяч – обучаются за свой счет. Фактически в стране действует платное высшее образование. Государство платит гранты и предоставляет образовательные кредиты очень ограниченному кругу лиц. Для обучающихся за границей предусмотрена программа "Болашак", поражающая своей концептуальной непродуманностью. Где, например, может работать по возвращении искусствовед – специалист по эпохе итальянского ренессанса? В музее за 45 тыс. тенге в месяц? Те, кто обучается внутри Казахстана, получают гранты главным образом на специальности вроде казахской филологии, но и в данной сфере за 20 лет независимости никакого прогресса нет. Один скрежет от "распилов" госбюджета да стенания нацпатов, причудливо переплетенные как волокна одной веревки. Отечественные учебники вообще за гранью добра и зла.
Вторая сторона медали заключается в том, что "бесплатное среднее образование" дорожает год от года. Вот уже в недрах Минобра подготовлен проект дабы иметь "родительский фонд" (это место, куда родители учеников государственных школ направляют свои деньги на регулярной и фиксированной основе) в каждой школе. Деньги будут собирать классные руководители, а 30% от этих средств пойдет на надбавку к зарплате учителей. Очень оригинальное решение. Бахытжан Жумагулов просто инновационно подошел к проблеме низкой мотивации специалистов к преподавательской деятельности из-за низкой оплаты труда. Но как все сложные проблемы имеют простые неправильные решения, так и здесь Америку никто не открыл. Если свыше половины родителей учеников в каком-нибудь райцентре "самозанятые", тогда "родительский фонд" всего лишь очередная социальная мина, которая может сдетонировать в любой момент.
На площади у памятника Абаю в Алматы, которая с недавних пор стала местом Несогласия, протестующие делегаты по линии Минобра уже были. С одной стороны это недовольные идеей обязательного "родительского фонда", с другой студенты, которым постоянно повышают плату за обучение. НПО насчитали в действующем законе "Об образовании" 40 коррупционных статей. При этом министерство не делает ничего для того, чтобы их стало хотя бы 20. Многие молодые люди и их родители готовы платить за образование, но это должно быть ОБРАЗОВАНИЕ, а не выдача дипломов установленного государственного образца. Только за 2005-2008 гг. объем доходов вузов вырос на 88%, что было достигнуто в первую очередь за счет повышения платы обучения и данный тренд так и остался в силе.
Одно время вузовские лицензии выдавали налево и направо, лишь бы денежкой шуршало. Потом пришли к выводу, что столько дипломированных безработных стране не нужно и пусть подрастающее поколение за норму жизни воспринимает участие в ямочном ремонте автомобильных дорог. Но сокращение вузов начали не с тех, что образованы на базе разворованной птицефермы и чьих выпускников не берут на работу уже за то, что им хватило ума учиться в таком месте. Сегодня грозная министерская проверка громит КазГУ – один из редких образовательных брендов, который так и не загнали окончательно под плинтус годы бесконечных реформ. Ходят слухи, что это делается в угоду Назарбаев Университету и Евразийскому университету, которые хоть и выросли в Астане, но ничем похвастать не могут. А чтобы не было фона, на котором четко видна провальность данных учреждений – с образовательного поля устраняется КазГУ (КазНУ).
Большое количество безработного и, "как бы" образованного населения в свое время привело к "арабской весне". Современная экономика постулат о том, что главный капитал – это люди, уже перевела в разряд аксиом не требующих доказательств. А чтобы люди – важнейший ресурс – получались качественными во всех отношениях, без соответствующего образования не обойтись. Ситуация в Казахстане усугубляется тем, что он уже более 20 лет идет по этой дороге в противоположном направлении по отношению к развитым странам и обществам.
"Ученье свет, а неученых – тьма".
Эмиль Кроткий (Э. Я. Герман)
Если кто-то хочет увидеть в Казахстане политическую волю, системность, настойчивость, энергичность, изобретательность и смекалку, то должен взглянуть на систему образования страны. Ее разрушали с наличием всех перечисленных компонентов и добились оглушительных результатов. Количество министров образования периода независимости перевалило за десяток, но все они как эстафету бережно передавали друг другу установку как сделать хуже. Действующий министр образования Бахытжан Жумагулов прочно находится в мейн-стриме двадцатилетней деградации.
Как показывает практика, не все хорошее из советского наследства удалось разрушить. Например, запусков с космодрома Байконур сейчас осуществляется больше, чем при СССР. Но вот в сфере образования "постарались" на славу. Если бы процессы аналогичной энтропии протекали в многострадальной системе ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство), то количество работающих электрических лампочек в Алматы сейчас было бы наперечет, а между водопроводной водой и канализацией не наблюдалось бы никакой разницы.
Система образования под варварскими ударами пала не сразу. Поначалу всевозможные эксперты, приезжавшие из международных организаций классифицировать Казахстан, не могли придумать для него четкой ниши. По уровню заработной платы и коррупции вроде бы типичная страна "третьего мира", но вот показатели образования и общей инфраструктуры никак не бились с параметрами задворок человечества. Тогда и появился термин "постсоветское государство". Но годы шли и сегодня, по истечении более двадцати лет самостоятельного "развития" можно сказать: все параметры как у типичной страны "третьего мира". И по образованию тоже!
Образование периода суверенного Казахстана пережило разные волны реформ и нововведений. Однако все они ложатся в вектор выхолащивания знаний и ухудшения общего положения дел – от введения ЕНТ (в народе его называют не Единое национальное тестирование, а Единая национальная трагедия) до перехода на западные стандарты учености (это когда вместо кандидата биологических или математических наук дают доктора философии).
Одна из наиболее застарелых и болезненных проблем – это разбалансированность между тем кого готовит система образования и теми, кто нужен экономике и обществу. Отсюда огромная туча юристов и экономистов, которые по количественным показателям запросто покрыли бы потребности Италии или Франции, но не могут сделать этого даже в Казахстане из-за своего качества. Найти грамотного адвоката или нотариуса в республике остается серьезной проблемой.
Когда речь идет о таких специальностях как химики, физики или математики, то надо ясно себе представлять невостребованность всех этих кадров как массового явления в условиях сырьевой экономики Казахстана. С такими специальностями просто некуда пойти работать – нет профильных предприятий. Попутно на последних химфаках учат не с помощью лабораторий и химреактивов, а на доске и по учебнику.
Инженеры-строители, инженеры-сметчики, энергетики, связисты, компьютерщики, металлурги вроде бы нужны, но и здесь разумной гармонии с рынком труда не получается. Проблем в месте "притирки" более чем достаточно: от слабого использования передовых технологий и методик обучения до недостатка качественной учебно-методической литературы, особенно на казахском языке. Принято считать, что Болонский процесс, куда Астана ринулась без оглядки, убил в Казахстане инженерные специальности. Но, думается, мы также справились бы и без внешней помощи.
Остаются нерешенными даже вещи базового и фундаментального характера. В Казахстане сосуществуют русскоязычные и казахскоязычные общеобразовательные школы, по выходу из которых у выпускников наличествуют совершенно разные картины миры. В итоге объективная расколотость казахстанского общества усугубляется на системном и воспроизводящемся уровне. Нужно срочно создавать единые школы, чьи ученики свободно владели бы казахским и русским языком, а в идеале еще и английским.
Система начального и среднего профессионального образования на грани исчезновения, так как бюджетные средства в основном поглощают системы среднего общего и высшего профессионального образования. Но и они их "поглощают" весьма условно. Дело в том, что свыше 80% студентов Казахстана – всего их 600 тысяч – обучаются за свой счет. Фактически в стране действует платное высшее образование. Государство платит гранты и предоставляет образовательные кредиты очень ограниченному кругу лиц. Для обучающихся за границей предусмотрена программа "Болашак", поражающая своей концептуальной непродуманностью. Где, например, может работать по возвращении искусствовед – специалист по эпохе итальянского ренессанса? В музее за 45 тыс. тенге в месяц? Те, кто обучается внутри Казахстана, получают гранты главным образом на специальности вроде казахской филологии, но и в данной сфере за 20 лет независимости никакого прогресса нет. Один скрежет от "распилов" госбюджета да стенания нацпатов, причудливо переплетенные как волокна одной веревки. Отечественные учебники вообще за гранью добра и зла.
Вторая сторона медали заключается в том, что "бесплатное среднее образование" дорожает год от года. Вот уже в недрах Минобра подготовлен проект дабы иметь "родительский фонд" (это место, куда родители учеников государственных школ направляют свои деньги на регулярной и фиксированной основе) в каждой школе. Деньги будут собирать классные руководители, а 30% от этих средств пойдет на надбавку к зарплате учителей. Очень оригинальное решение. Бахытжан Жумагулов просто инновационно подошел к проблеме низкой мотивации специалистов к преподавательской деятельности из-за низкой оплаты труда. Но как все сложные проблемы имеют простые неправильные решения, так и здесь Америку никто не открыл. Если свыше половины родителей учеников в каком-нибудь райцентре "самозанятые", тогда "родительский фонд" всего лишь очередная социальная мина, которая может сдетонировать в любой момент.
На площади у памятника Абаю в Алматы, которая с недавних пор стала местом Несогласия, протестующие делегаты по линии Минобра уже были. С одной стороны это недовольные идеей обязательного "родительского фонда", с другой студенты, которым постоянно повышают плату за обучение. НПО насчитали в действующем законе "Об образовании" 40 коррупционных статей. При этом министерство не делает ничего для того, чтобы их стало хотя бы 20. Многие молодые люди и их родители готовы платить за образование, но это должно быть ОБРАЗОВАНИЕ, а не выдача дипломов установленного государственного образца. Только за 2005-2008 гг. объем доходов вузов вырос на 88%, что было достигнуто в первую очередь за счет повышения платы обучения и данный тренд так и остался в силе.
Одно время вузовские лицензии выдавали налево и направо, лишь бы денежкой шуршало. Потом пришли к выводу, что столько дипломированных безработных стране не нужно и пусть подрастающее поколение за норму жизни воспринимает участие в ямочном ремонте автомобильных дорог. Но сокращение вузов начали не с тех, что образованы на базе разворованной птицефермы и чьих выпускников не берут на работу уже за то, что им хватило ума учиться в таком месте. Сегодня грозная министерская проверка громит КазГУ – один из редких образовательных брендов, который так и не загнали окончательно под плинтус годы бесконечных реформ. Ходят слухи, что это делается в угоду Назарбаев Университету и Евразийскому университету, которые хоть и выросли в Астане, но ничем похвастать не могут. А чтобы не было фона, на котором четко видна провальность данных учреждений – с образовательного поля устраняется КазГУ (КазНУ).
Большое количество безработного и, "как бы" образованного населения в свое время привело к "арабской весне". Современная экономика постулат о том, что главный капитал – это люди, уже перевела в разряд аксиом не требующих доказательств. А чтобы люди – важнейший ресурс – получались качественными во всех отношениях, без соответствующего образования не обойтись. Ситуация в Казахстане усугубляется тем, что он уже более 20 лет идет по этой дороге в противоположном направлении по отношению к развитым странам и обществам.
|