Цунг-цванг
dead 17 Июня 2011 в 15:18:52
Войдя в Таможенный союз, Казахстан забил гол в собственные ворота
Таможенный союз, созданный Казахстаном, Россией и Белоруссией, в свое время вызвал множество дискуссий, и очевидного ответа на вопрос, чего для нашей республики в таком объединении больше - плюсов или минусов - так и не прозвучало. На правительственном уровне мы до сих пор слышим лишь оптимистичные речи. Действительность же сама расставила все по своим местам.
Топливный кризис в
Казахстане проходит
без лишнего шума, истерии со стороны населения и без внятных объяснений от членов правительства. Складывается такое ощущение, что проблема небывалого роста цен на ГСМ в нефтяной державе теперь никого не волнует.
Данные статистики говорят о том, что только за май бензин подорожал на 5,1 процента, дизельное топливо - на 5,5 процента. Цена на бензин марки АИ-96 достигла 118 тенге за литр, самого ходового АИ-92 - 108 тенге, а стоимость дизтоплива - 87 тенге. В ряде областей наблюдается дефицит горючего, а многие АЗС были вынуждены прекратить свою деятельность.
Раньше скачки цен на топливо объяснялись сезонными факторами. Точнее сказать, посевной и уборочной кампаниями, которые всегда сильно били по рынку ГСМ, поскольку основные игроки кардинально меняли ценовую политику и делали все возможное (в частности, останавливая заводы на профилактический ремонт), чтобы при минимуме усилий извлечь из ситуации максимальную прибыль. Члены правительства и депутаты в унисон начинали твердить о ценовом сговоре, соответствующие службы иногда даже ловили за руку излишне предприимчивых бизнесменов, и ежегодная пьеса абсурда заканчивалась как всегда хэппи-эндом: ответственные чиновники с чистой совестью рапортовали, что-де удалось ликвидировать топливный кризис. На следующий год все начиналось по новой. Правда, в 2009-м была предпринята реальная попытка государственного регулирования цен на ГСМ - правительство закрепило своим постановлением реализацию бензина марки АИ-92 по цене не выше 82 тенге за литр. Но, как говорится, недолго музыка играла.
Теперь же ситуация фактически стала неподконтрольной властям. Чиновники лишь разводят руками и кивают на естественность такого сценария - мол, мы зависим от поставок из России, а северный сосед корректирует цены на ГСМ в соответствии со стоимостью нефти на мировых рынках. Правда, сами россияне, объясняясь по поводу причин топливного кризиса, выдвинули другую версию. Федеральная антимонопольная служба РФ заявила о картельном сговоре, причина которого, по ее мнению, заключается в попытке государственного регулирования цен на нефтепродукты. Другими словами, производителям стало невыгодно реализовывать ГСМ на внутреннем рынке, и они сконцентрировались на экспорте. Впрочем, какими бы на самом деле ни были причины, нам, казахстанцам, от этого не легче.
Еще в конце апреля, когда произошло вроде бы незначительное, но существенное для карманов наших сограждан повышение цен на топливо, министр нефти и газа прозрачно намекнул, что это не предел, и цена на ГСМ, скорее всего, будет расти и дальше. Впрочем, вице-премьер Умирзак Шукеев попытался смягчить удар и заявил, что повышение будет плавным: "Это не говорит о том, что мы резко сейчас поднимем все тарифы - мы будем смотреть на эту проблему совсем с другой точки зрения. И постараемся постепенно выровнять ситуацию". Но ровно через месяц стало ясно, что вице-премьеру не удалось загипнотизировать цены. Бензин марки АИ-96 сразу стал дороже на 13 тенге, АИ-92 - на 16 тенге, а дизтопливо - на 11 тенге. "Резкое повышение цен на горючее в мае было обусловлено возникшим в конце апреля топливным кризисом в России, который привел к временному запрету на экспорт ГСМ в соседней стране. Введение запрета вызвало ажиотаж на казахстанском топливном рынке, который на 40 процентов зависит от экспортных поставок из России. Повышение цен на дизельное топливо частично обусловило удорожание тарифов на услуги железнодорожного транспорта, которые выросли в мае на 3,4 процента", - утверждает российский портал "Нефть России".
Надо отдать должное: наши чиновники заблаговременно постарались подстелить соломку, регулярно зачитывая мантры о несоответствии цены казахстанского бензина цене российского. В феврале текущего года председатель Агентства РК по защите конкуренции Мажит Есенбаев заявил, что считает необходимым осуществлять регулирование цен на нефтепродукты за счет повышения акцизов на бензин. По его словам, доля косвенных налогов в одном литре российского бензина составляет порядка 50 процентов, в то время как в Казахстане - в среднем, лишь 20-25 процентов. Вырученные средства Мажит Есенбаев предлагал направить на строительство и ремонт дорог. Впрочем, дальше слов дело не пошло. Пока. Зато на днях нижняя палата парламента одобрила законопроект, подготовленный Министерством нефти и газа, "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов". Как пояснил Сауат Мынбаев, основная цель законопроекта - обеспечение экономической безопасности Казахстана путем установления госрегулирования цен на нефтепродукты, имеющие важное социальное значение, а также создание законодательного механизма, который бы стимулировал производителей осуществлять модернизацию своих мощностей. Кроме того, нормами документа устанавливаются квалификационные требования для получения доступа на рынок оптовой реализации нефтепродуктов. За кадром осталось одно - в каком виде и с какими поправками законопроект прошел через мажилис. Напомним, его первоначальный вариант был назван лоббистским, так как он преследовал преимущественно интересы владельцев нефтехранилищ и нефтебаз и давал возможность делать деньги буквально из воздуха (авторы законопроекта взяли за основу российскую модель ценообразования, где в стоимость реализации ГСМ заложена 30-40-процентная маржа). Посмотрим, что скажут сенаторы, которым предстоит вынести свой "вердикт". Но особых надежд на действенность предложенных Министерством нефти и газа норм, увы, нет. И в первую очередь потому, что складывается ощущение, будто и чиновники, и депутаты сами не понимают, о чем говорят, и, как минимум, не владеют информацией о реальном положении дел. Приведем лишь два примера, и вы все поймете сами.
Депутат мажилиса Владимир Нехорошев 11 июня, когда цены на ГСМ достигли критических отметок, поделился своими наблюдениями, заявив, что "литр бензина АИ-95 в Саудовской Аравии стоит 23 тенге, в Ливии - 42, в Азербайджане - 71, а в Казахстане - 107". На какой АЗС заправляется автомобиль депутата? На АЗС "КазМунайГаз" к тому времени цена на марку этого бензина составляла 117 тенге за литр, на АЗС "Гелиос" - 118 тенге. Но еще больше удивил главный "нефтяник" страны. Презентуя вышеупомянутый законопроект, Сауат Мынбаев сообщил: "Нефти у нас хватает. Сто процентов - все виды производить, единственный путь - удержать эти цены. Мы самообеспечены по бензину, дизельному топливу. Авиакеросин, высокооктановый бензин мы импортируем, и достаточно много". И тут же заявил: "Сказать, что мы можем без Российской Федерации регулировать цены - это неправда, такой возможности у нас нет". Как говорится, без комментариев. Только позволим себе еще одну цитату - из пресс-релиза компании "Гелиос": "Общеизвестно, что около 30 процентов высокооктанового топлива импортируется из других стран, в основном из России. Поэтому очень важен ценовой баланс соседних государств, особенно когда экономики двух стран очень тесно интегрированы. Средняя разница в цене по топливу с Россией за последнее время составляет 43 тенге по бензину и 55 тенге по дизельному топливу. Причиной такого дисбаланса также является сдерживание цен на ГСМ внутри Казахстана. Временный запрет на экспорт не решит проблему в сложившейся ситуации, так как наполнения недостающих объемов топлива со стороны российских поставщиков не происходит по причине нерентабельности. Тем не менее, все крупные оптовые поставщики нефтепродуктов постоянно повышают цены". Так кто прав - министр Мынбаев или основные игроки рынка?
Пока ясно одно: цены на горючее будут расти, и, скорее всего, оправдаются ожидания главы "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдина, который считает, что розничные цены на ГСМ в Казахстане в условиях создаваемого Единого экономического пространства (Таможенного союза) будут сопоставимы с российскими. Следовательно, АИ-95 может в цене перевалить за 170 тенге (33,3 рубля за литр в России на сегодняшний день, по данным benzol.ru), АИ-92 - практически сравняться с АИ-95 (33,1 рубля за литр), АИ-80 может стоить 140 тенге (26,8 рубля за литр), дизтопливо - 129 тенге (24,5 рубля за литр).
Сауат Мынбаев сегодня говорит, что цены на ГСМ внутри Казахстана вырастут, но не достигнут российских: "При Таможенном союзе цена будет ниже, чем в РФ, но координация точно будет". Правда, совсем недавно Умирзак Шукеев тоже обещал, что резкого скачка цен на нефтепродукты не произойдет.
Да, следовало полагать, что за вхождение в Таможенный союз Казахстан должен будет заплатить. Но не слишком ли высока плата? Причем за прелести объединения расплачивается население, покупая резко подорожавший бензин и платя бешеные таможенные пошлины за ввозимые автомобили и товары из КНР. Взамен же оно практически ничего не получает. Не произошло даже расширения ассортимента продуктов питания, что должно было случиться естественным образом после подписания тремя странами соглашения о создании единого экономического пространства. Качество российских продуктов на прилавках казахстанских магазинов не выдерживает никакой критики, зато отечественные производители смело подняли цены на свою продукцию. Но это так, небольшая реплика.
Что же будет дальше? А дальше при таком подорожании ГСМ неминуемо произойдет скачок цен буквально на все - на проезд в общественном транспорте, на стоимость авиабилетов, на продукты, одежду и т.п. И как долго государство сможет сдерживать их - большой-большой вопрос. Еще несколько лет назад председатель совета директоров нефтяной промышленной группы "Нар-Ойл" Султан Ушбаев заявлял: "Весь Казахстан проиграл, как минимум, 1 миллиард долларов за счет того, что сейчас солярка стоит 90 тенге за литр на заправках… а это означает, что если сегодня булка хлеба стоит 65 тенге, то к концу года она будет стоить 100 тенге". Интересно, каким образом государство намерено удержать рост инфляции в обозначенном коридоре - 6-8 процентов? Ведь это просто нереально.
Но это еще не все очевидные минусы вхождения Казахстана в Таможенный союз. На днях глава Счетного комитета Омирхан Оксикбаев, выступая перед депутатами, заявил, что "в 2010 году несогласованность казахстанской стороной исполнения Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин с действиями таможенных служб России и Беларуси привела к распределению излишних сумм в размере 1,3 миллиарда тенге в бюджеты указанных государств". Остается только догадываться, вследствие еще каких несогласованностей наши соседи обогатились за наш счет…
Словом, Казахстан добровольно попал в ситуацию "цунг-цванг", когда любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации…
Алмагуль ОЛЖАС Central Asia Monitor
|