"Зарабатывать в Казахстане, тратить в Лондоне". Депутат раскритиковал главу Air Astana

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 24 Января 2024 в 19:52:18
Депутатский запрос фракции «Ак жол»
Премьер-Министру
РК
Смаилову А.А.

Озвучил депутат Мажилиса Аскар Садыков

Как известно АО «Air Astana» является национальным перевозчиком и создан с участием Фонда «Самрук-Казына».
Основным активом любой авиакомпании являются воздушные суда.
Между тем, воздушные суда, принадлежащие авиакомпании «Air Astana» приписаны не в Казахстане, а в Ирландии.
Это означает, что Казахстан не обладает контролем за собственностью национального перевозчика.

Более того, президент «Air Astana» Питер Фостер недавно заявил, что компания и не планирует регистрировать свои судна в Казахстане.

Демпартия «Ак жол» считает, что такая позиция национальным экономическим интересам нашей страны.
Аргументы руководства компании о том, что только европейская регистрация позволяет авиакомпании совершать рейсы на территорию западных стран, считаем неубедительной, поскольку с момента образования компании прошло четверть века, и за эти два десятилетия Комитет гражданской авиации давно должен был проработать все нужные вопросы.
Буквально вчера Комитет гражданской авиации подтвердил соответствие Казахстана требованиям Международной организации гражданской авиации и сообщил об открытии прямых рейсов в США.
Но президент «Air Astana видимо считает не заслуживающим доверия не только позицию госоргана, но и правовые условия нашей страны в целом. Либо просто игнорирует национальные интересы Республики.
Данный вопрос имеет особое значение в свете планируемого выхода компании «Air Astana» на IPO и продажи 25 процентов её акций.
Возникает вопрос о том, кто контролирует бизнес, занимающий доминирующее положение и сформированный за счёт вложений нашего государства и его граждан, оплачивающих неадекватно высокие цены на авиабилеты?
И что является гарантией интересов Казахстана, если основные активы в виде авиапарка изначально приписаны к другой стране?

Кроме того, необходимо также понять ситуацию с авиапарком компании «FlyArystan». При обсуждении в Мажилисе по поводу создания данной компании и его тарифной политики, представители КГА и «Air Astana» убеждали, что компания «FlyArystan» будет являться реальным лоукостером. Однако этого не произошло.

Недавно президент АО «Air Astana» заявил, что «FlyArystan» не будет выводиться из компании «Air Astana».
Хотя на депутатский запрос фракции Демпартии «Ак жол» от 14 сентября 2023 года был получен ответ Правительства, что разработан план выделения «FlyArystan» в отдельное юридическое лицо.
В этой связи фракция «Ак жол» повторно ставит вопрос о превращении «FlyArystan» в самостоятельного лоукостера с действительным снижением стоимости полетов.
Авиапарк данной компании, полностью состоящий из новых судов, также должен быть зарегистрирован в Казахстане.

Другой причиной регистрации воздушных бортов в Ирландии эксперты называют также возможные налоговые преимущества данной юрисдикции. Однако фракция «Ак жол» считает, что национальный перевозчик не должен уклоняться от уплаты налогов в собственной стране. Иначе это похоже на реализацию совета одного известного чиновника, который рекомендовал всем «зарабатывать в Казахстане, а тратить в Лондоне».

Указанная ситуация ставит и более широкую проблему – деоффшоризацию работы национальных компаний.
Господа бизнесмены на государстве – имейте совесть и мужество платить налоги там, где зарабатываете свои миллионные зарплаты и бонусы.

В этой связи Демпартия «Ак жол» требует:
1. Решить вопрос с регистрацией казахстанских воздушных судов компании «Air Astana» и «FlyArystan» в Республике Казахстан.
2. Выделить «FlyArystan» в отдельную компанию и обязать соблюдать тарифные условия, устанавливаемые для лоукостера.
3. В рамках демонополизации экономики, провести работу по выявлению оффшорных схем, используемых национальными компаниями и другими квазигоспредприятиями, а также обязать их вернуться в национальную налоговую юрисдикцию Казахстана.

С уважением,
Депутаты Фракции «Ак жол»
А.Садыков
А.Перуашев
Д.Еспаева
Е.Барлыбаев
К.Иса
Е.Бейсенбаев

https://t.me/peruash/10726
Комментарии, по рейтингу, по дате
  koshkoed 24.01.2024 в 20:16:21   # 822637
А ничего что почти половина авиакомпании принадлежит английской компании. Чтото не нравится будете судится в мфц астана, только судить вас будут в казахстане английский судья по английским законам.
  alpha_portal 25.01.2024 в 07:06:15   # 822662
А ни послать ли их нахрен
Как я и говорил, повторюсь, мы стали в 90х колонией англии. Все гонят на амеров, а амеры только платят. Британцы всю воду мутят и за жабры держат. Надо отрезать их.
И кстати одна из причин появления подобных новостей: британцы с американцами начали бадаться.
Ак жол - соросовцы ж. Вот и поднимают вопросы.
Не скажу что вопрос плохой, но очень полезный.
А британцам любой кипишь на пользу
  Manuil 25.01.2024 в 09:14:24   # 822666
Цитата: alpha_portal от 25.01.2024 07:06:15
А ни послать ли их нахрен
Как я и говорил, повторюсь, мы стали в 90х колонией англии. Все гонят на амеров, а амеры только платят. Британцы всю воду мутят и за жабры держат. Надо отрезать их.
И кстати одна из причин появления подобных новостей: британцы с американцами начали бадаться.
Ак жол - соросовцы ж. Вот и поднимают вопросы.
Не скажу что вопрос плохой, но очень полезный.
А британцам любой кипишь на пользу

"Акжол" - это т.н. контролируемый хаос. Вякают, пока позволяет правительство. Переусердствуют, их хапнут.
  Hairless 25.01.2024 в 09:26:30   # 822669
Насколько я знаю, большинство авиакомпаний приобретают самолеты в лизинг, т.к. стоят они ой как недешево. А в Ирландии (хотя не только в ней) как раз и зарегистрированы лизинговые компании, видимо, из-за особенностей местного налогового законодательства.
Так что ничего особенного в этом нет. Почти весь мир так летает.
  Аристарх 25.01.2024 в 18:25:38   # 822691
Цитата: koshkoed от 24.01.2024 20:16:21
А ничего что почти половина авиакомпании принадлежит английской компании. Чтото не нравится будете судится в мфц астана, только судить вас будут в казахстане английский судья по английским законам.

И эта половина акций есть подарок назика своей первой токалке, 49 % от нацкомпании. Это миллиарды долларов и их хрен кто сможет у них отобрать.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь