Казахстанские реалии евразийской интеграции

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 11 Февраля 2015 в 16:16:27
Казахстанское информационное пространство бурлит: последние недели в СМИ то и дело появлялись материалы о возможности ограничения импорта тех или иных товаров из России, от кондитерских до автомобилей и нефтепродуктов (собственное производство которых в стране, кстати, не закрывает потребностей). После недавних переговоров на межправительственном совете ЕАЭС вроде бы это было отвергнуто. Но СМИ, в том числе и близкие к большим людям, продолжают рисовать мрачную картину. Информресурс Tengrinews.kz, например, сообщает, что в граничащей с Россией Кустанайской области не смогли выполнить план по экспорту мяса: вместо 900 тонн вывезли лишь 511. И без того микроскопические объемы снижаются из-за ценовых преимуществ российских конкурентов, резко усилившихся после девальвации рубля. Похожая ситуация с автомобилями, стройматериалами…

Виноватый в сложившейся ситуации известен — Россия. И евразийский интеграционный проект. Известный казахстанский журналист С. Мекебаев написал недавно на информресурсе Ratel.kz по поводу экономической ситуации: «Так и будем посылать делегации в Москву с просьбами не заваливать нас своей дешевеющей продукцией. Кончится это, похоже, только тогда, когда кончится сам ЕАЭС». И дальше: «Такое ощущение, что и власть наша сама постепенно приходит к заключению, за которое прежде шпыняла своих внутренних оппонентов: вроде не то сейчас время, чтобы так тесно интегрироваться с Россией. Все-таки дружить домами надо так, чтобы сосед не устанавливал на общей территории свои правила, а в гости приходил только по приглашению».

Тут есть с чем подискутировать. Например, правила-то вырабатывались в ходе длительных переговоров и консультаций. И если кому-то не хватило профессионализма, политической воли или патриотизма, то — по какую сторону границы искать виноватых? Кстати, вспомним: в Казахстане постоянно подчеркивают, что идеи евразийской интеграции родились именно здесь, еще в 1990-х…

Интеграционный проект в Казахстане сразу многие рассматривали как «троянского коня» «российского неоимпериализма», засланного в республику дабы поработить ее. Фобии растут и усложняются: известное экономическое издание «Капитал» опубликовало 9 февраля статью о проблемах на казахстанской банкнотной фабрике. Там якобы проблемы с сырьем, и некие эксперты видят в этом заговор.

«Если фабрику довести до ручки, лишить сырья, заказов, ее могут быстро обанкротить, чтобы потом Нацбанк заказывал купюры в одной из стран ближнего зарубежья и переплачивал. К сожалению, это наиболее вероятный сценарий, тем более что в аутсорсинг уходили и другие стратегически важные функции из госорганов. Поэтому „банкнотка“ уже в опасности…» Также существует и другое мнение о ситуации с банкнотной фабрикой: Национальный банк готовится к вводу единой валюты с Россией и Беларусью. «Никто не удивится, если таким образом Нацбанк готовится к отмене тенге и введению валюты ЕАЭС — алтын. Следуя этой логике, нам не потребуется иметь собственную валюту, потому что эмиссионный центр уйдет в Россию», — опасается один из опрошенных политологов.

То есть у имперского «троянского коня» есть пятая колонна в Казахстане?
Что же казахские власти? Они ведут себя по-союзнически благородно. Например, 9 февраля Tengrinews.kz опубликовал со ссылкой на пресс-службу «Акорды», «казахстанского Кремля», информацию о состоявшемся телефонном разговоре президентов Казахстана и России. Обсуждались «вопросы двустороннего сотрудничества, а также взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза». Интрига — в формулировке мотива разговора: «В связи с временными трудностями в российской экономике». О как! А у кустанайских фермеров, усть-каменогорских производителей машин или атырауских производителей бензина «трудностей» вроде как и нет!

Тут надо вспомнить давнюю историю, которая, на самом деле, объясняет почти все в нынешней ситуации в Казахстане, кто бы ее ни трактовал в своих пропагандистских целях.
В 1998 г. резко «упал» курс рубля. Затем — девальвации в Узбекистане и Киргизии. Казахстан оказался почти в «замкнутом кольце» стран с девальвированными валютами (исключение — Китай, но его товары и так всегда были вне конкуренции с казахстанскими на рынках Алма-Аты и Астаны). В Казахстан хлынул «9-й вал» дешевого импорта. Одни мои знакомые зарабатывали даже на поставках из Самарканда пластиковой посуды для собак и кошек. А уж из России везли просто — ВСЁ! Местные производители взвыли. Самые активные из них, «профили» казахстанской пищевой промышленности И. Кравченко и А. Попелюшко лоббировали введение временного запрета на ввоз широкой номенклатуры товаров из России. И пролоббировали.

Никакого ЕАЭС не было в помине. Но были ожидавшиеся в начале 1999 г. президентские выборы. Понятно, к ним девальвировать нацвалюту нельзя. Но ее «держали» зачем-то довольно долго и после них. Официальные источники называли потери Казахстана от этого в 600-700 млн долларов, независимые и профессиональные экономисты В. Марков и К. Берентаев — в 1 млрд. Напомню, что это «те» доллары, полновесные. Почти все время с момента девальвации у соседей в августе 1998 г. до обвала тенге в апреле 1999 г. в стране можно было слышать о некоем «экономическом чуде», о том, что «мы знаем, как». В отличие от соседей… Многие в это поверили — на пропаганду в стране денег не жалели никогда, да и хотелось обманываться. Когда апрельским утром «чудо» обвалилось, помню, зайдя в троллейбус, я прямо почувствовал, как в нем витает состояние общего шока.

Почти «зеркальная» история произошла во время кризиса 2008-2009 гг. А последняя девальвация была в Казахстане год назад, в феврале 2014-го. Оба этих раза курс тенге к доллару снизился на 20% за ночь! Российский читатель, можете представить чувства казахстанца, когда тот слышит, например, в интервью Р. Гринберга каналу РБК (29.11.2014), что, мол, российский опыт девальвации рубля на 30% за 2 месяца — опыт «жесткий»? Даже 16 декабря 2014 г. рубль не падал так, как это обычно делают в Казахстане с тенге.
Каждый раз казахские власти затягивали с девальвацией, запоздало реагируя на такие процессы у соседей. Каждый раз в той или иной модификации присутствовала тема «казахстанского „чуда“». Каждый раз сталкивались с тем, что и сейчас, — изменением не в свою пользу внешнеторгового баланса, проблемами у товаропроизводителей. Каждый раз начинались требования ввести эмбарго на российский импорт (напомню еще раз — ЕАЭС еще не существовало). В итоге происходила запоздалая девальвация.

Последняя девальвация, год назад, отличалась от предыдущих — ее причины так и остались загадкой. Состояние экономики и финансов было стабильно, у соседей девальвации не было, цены на нефть были высоки… Говорят, выиграли от этого акционеры казахстанского производителя меди компании «Казахмыс», чьи акции в Лондоне резко подскочили. Зато теперь, когда всем ясно, что в сегодняшней ситуации без девальвации не обойтись, ее опять сдерживают. Опять, как в 1998 г., по политическим резонам. Тогда были выборы президента, теперь, говорят, тоже может быть что-то подобное, раньше конституционного срока (а проводить выборы досрочно — в Казахстане обычное дело). Да и то сказать — две масштабные, на десятки процентов, разовые девальвации два года подряд, это слишком.

А, может, с девальвацией тянут из-за проблем у банкнотной фабрики?
У Казахстана и до запуска интеграционного проекта, и после его старта было много времени и возможностей для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Даже в условиях объективно весьма ограниченного рынка можно было поднять свою конкурентоспособность. И нельзя сказать, чтобы этим вообще не занимались. Нашел в своем архиве древний документ: «Программа развития тракторного производства». Она была подготовлена Минпромом Казахстана в 1998 г. для реанимации Павлодарского тракторного завода (ПТЗ). Был неплохой внутренний рынок — даже в условиях сложных 1990-х порядка 1 тыс. тракторов. Были бюджетные средства для финансирования лизинга для крестьян. Еще были специалисты на самом заводе. Казалось бы — вперед! В итоге — ноль. Сегодня ПТЗ уже не существует. Это один из многих примеров. Чего не хватило? Может, того же, что и при определении правил игры в ЕАЭС (см. выше)?

Конечно, подобных историй немало и в России, тут у стран-союзниц опыт одинаковый. Но, во-первых, в России есть и работающие производства, продукция которых и раньше шла в Казахстан, а теперь просто стала дешевле. И, во-вторых: в России вроде не увлекались проектами-абсурдами, тянувшими немалые средства и отвлекающими внимание от реальных дел. В Казахстане такая практика есть. Чего стоят только попытки наладить выпуск «Еврокоптера» или самолетов, которым мешает взлететь облачность.

Таковы реалии евразийской интеграции. И не приходится ждать, что они изменятся. В дефиците бумаги на казахстанских фабриках, какую бы продукцию из этой бумаги они ни делали, винить всегда будут Россию.

Ярослав Разумов, Алма-Ата, специально для ИА REGNUM
http://www.regnum.ru/news/polit/1893629.html#ixzz3RQjCBt3X
Комментарии, по рейтингу, по дате
  alexeyborzov 11.02.2015 в 17:05:08   # 405489
Россия виновата в том что у нас чиновники воруют! ага!
и в том что у нас чем работать, лучше наценку на любой товар влупить в 200% и сидеть в потолок плевать, все равно впарим, купят ни куда не денутся, мен монополист шищен...
  Deamos89 11.02.2015 в 17:07:56   # 405491
Цитата: alexeyborzov от 11.02.2015 17:05:08
Россия виновата в том что у нас чиновники воруют! ага!
и в том что у нас чем работать, лучше наценку на любой товар влупить в 200% и сидеть в потолок плевать, все равно впарим, купят ни куда не денутся, мен монополист шищен...

+100500
  Waterfall 11.02.2015 в 17:49:44   # 405503
дык надо пользоваться моментом,сырье тож на наши деньги в россии подешевело,закупиться сейчас и работать долгие годы - выгодно обеим сторонам...
Ситуация сложилась так,и лучше не искать виноватую сторону и выжать из такой ситуации весь лимонад...имхо
  неаполь 11.02.2015 в 18:18:22   # 405516
наши ПРОВЯКИ или ВОРЫ ВО ВЛАСТИ лучше нас обуют на деньги чем чемто заниматься.
  shlenchak 11.02.2015 в 19:35:15   # 405539
Quote:
«Так и будем посылать делегации в Москву с просьбами не заваливать нас своей дешевеющей продукцией. Кончится это, похоже, только тогда, когда кончится сам ЕАЭС»

Интересно какая зарплата у этой твари, по мне так снижение цен и планировалось ибо это естественные монополии или наши педо-депутаты хотели наоборот цены задрать до московских, а у них хуй что вышло
КАК только что лучше для народа так сразу отменить все
  Marvel 11.02.2015 в 20:04:15   # 405554
Не ссыте, скоро и у нас девальвация ёбнет, тогда по мнению автора статьи цены с Россией сравняются, и исчезнет сам предмет разговора
  Make Make 11.02.2015 в 20:57:48   # 405565
Девальвация не решение проблемы, доллар будет продолжать это делать столько, сколько захотят. Мыльный пузырь может надуваться до бесконечности.

Проблема в том, что необходима диверсификация экономики, то есть индустриализации, которая в принципе идет в стране. Тучные и сытые годы позади, придется как и во всем мире потуже затягивать пояса. По крайней мере в ближайшие пару лет.

Еще один момент, сможет ли страна оказать должную конкуренцию Китаю или России, в текущих условиях они сильно выигрывают, кто на дешевой рабочей силе, а кто на курсе валюты. Китай все-таки более в выигрышных условиях, так как снижение рейтингов страны до уровня мусорных отрезает страны таежного союза от заемных средств на зарубежных рынках капитала, придется проедать свои резервы, а потом снова решать где брать деньги для реализации амбициозных программ.
  Викторовна 11.02.2015 в 22:01:48   # 405589
Где бы закупить умных и честных чиновников ? Я так поняла, в нашей стране их не выращивают.
  Grand 777 11.02.2015 в 22:04:06   # 405590
Надоел националистический "базар" что во всех бедах Казахстана виновата Россия. Виноваты случайные, непрофессиональные люди в правительстве.
Посмотрите на них, один вчера был артистом цирка, потом акимом, потом министром обороны, другой был экономистом, потом министром здравохранения и так почти все в правительстве. Одним словом все - многостаночники-универсалы.А самое главное это избыток ПОНТОВ (олимпиады, ЭКСПО и т.д.) а деньги на них надо как-то изыскать. А что народ лишается дещевого товара им по х..ю. Надо развивать своё реальное, а не на бумаге, производство и оборудование, научные и конструкторские разработки если хотим быть конкурентноспособными, тем более стремимся в ВТО (тоже понты). А у нас привыкли делать на продукцию 300,500% накрутку и кайфовать от сверх прибылей. А как из России или ещё откуда приходит качественный товар по низкой цене, поднимаем хай, хотим закрыть для него границу, ведём переговоры и т.д. А это к тому же весьма непорядочно, хреновые мы союзники, поступая так. Недорогой, качественный товар - радость для народа и печаль для тварей не думающих о благе для народа, а думающих о своём ненасытном брюхе. Вот тут и начинаются бредни для лохов о "неоимпериализме" России, таможенном союзе и т.д. Короче, "Если стало меньше денег у агашки - виноваты в этом в Рашке".
  Maax 11.02.2015 в 22:15:57   # 405597
давайте по порядку и без эмоций
1) в казахстане нет понятия 5 колонны, наш президент его не вводил!
2) кто такой Ярослав Разумов?? перекопал весь инет, такое ощущение что это синоним анонима, вот тут он репортер дойтсвелее, т.е. агент запада? как же ему можно рукоплескать??
http://www.dw.de/кругами-вокруг-кашагана/a-2759269
  Maax 11.02.2015 в 22:17:16   # 405598
http://www.dialog.kz/articles/ekonomika/2007-10-11/yaroslav-razumov-alma-ata-kitay-i-problemy-stanovleniya
и тут он работает на "запад"
  Make Make 11.02.2015 в 22:17:32   # 405599
По поводу экономистов, которые становятся во главе мед учреждений, это давно практикуется в Британии. Исходят из того, что врачи закупая оборудование и тратя деньги на что-то не исходят из экономической целесообразности, поэтому им лучше заниматься профильными вещами, лечить и спасать человеческие жизни.

Сложно сказать, что правильней.
  Make Make 11.02.2015 в 22:22:21   # 405607
Если все дойдет до военных действий, то Кз член одкб обязан выступить на стороне РФ, тогда санкции прямо ударят по нашей стране, отсидеться не получится и нейтралитет не возможен, как у узбеков например (не члена одкб). Поэтому и необходимо, чтобы все решилось именно мирным путем, тогда возможно развитие экономики. Европейцы тоже понимают, что при военном конфликте миллионы беженцев попросят убежища, а это огромная обуза. Вопрос только в том, насколько европейцы независимы в своих действиях, к сожалению пока мы наблюдаем, что они не способны принимать ключевые решения.
  Marvel 11.02.2015 в 22:23:03   # 405608
Цитата: Make Make от 11.02.2015 20:57:48
Девальвация не решение проблемы, доллар будет продолжать это делать столько, сколько захотят. Мыльный пузырь может надуваться до бесконечности.

Проблема в том, что необходима диверсификация экономики, то есть индустриализации, которая в принципе идет в стране. Тучные и сытые годы позади, придется как и во всем мире потуже затягивать пояса. По крайней мере в ближайшие пару лет.

Еще один момент, сможет ли страна оказать должную конкуренцию Китаю или России, в текущих условиях они сильно выигрывают, кто на дешевой рабочей силе, а кто на курсе валюты. Китай все-таки более в выигрышных условиях, так как снижение рейтингов страны до уровня мусорных отрезает страны таежного союза от заемных средств на зарубежных рынках капитала, придется проедать свои резервы, а потом снова решать где брать деньги для реализации амбициозных программ.


Речь о разнице "качества" доллара в соотношении "тенге-доллар" и "рубль-доллар"
  андремас 11.02.2015 в 22:23:32   # 405609
Гранд777
  Maax 11.02.2015 в 22:25:54   # 405612
Make Make 11.02.2015 в 22:22:21 #405607
Если все дойдет до военных действий, то Кз член одкб обязан выступить на стороне РФ ...
ОДКБ обязывает вступаться друг за друга в случае агрессии (т.е. если военные действия происходят на ТЕРРИТОРИИ ЧЛЕНА ОДКБ), тут без вопросов
  Make Make 11.02.2015 в 22:26:15   # 405613
к Marvel

Качество бумаги, на которой печатают доллар или покупательской способности национальных валют, сорри не уловил мысли.
  Maax 11.02.2015 в 22:38:16   # 405618
Make Make 11.02.2015 в 20:57:48 #405565
Девальвация не решение проблемы, доллар будет продолжать это делать столько, сколько захотят. Мыльный пузырь может надуваться до бесконечности.

Маке, просьба не пишите больше про экономические вопросы, без обид просто очень ржачно
объясню почему, девальвация это понижение номинальной стоимости собственной валюты по отношению к остальным валютам мира (а не к доллару сша)
и в нашей ситуации именно девальвация - единственное решение, почему? потамушто многие страны уже девальвировали свои валюты, не только россия, и что же нам против каждой по отдельности вводить эмбарго? девальвация решает все - и эмбарго и оптимизацию себестоимости казахстанской продукции + еще увеличит номинальные поступления в бюджет
  Maax 11.02.2015 в 22:41:27   # 405622
тем кто будет говорить о снижении доходов населения ответ - в других сценариях кривая этого параметра будет такая же
  Make Make 11.02.2015 в 22:45:53   # 405624
Хорошо, тогда давайте посмотрим на опыт прошлых девальваций, кто от этого выиграл и если можно приведите примеры.

При девальвации как известно страдает само население, так как вы обесцениваете вклады на депозитах, а значит подрываете доверие к банковской системе и национальной валюте.

Девальвация была бы успешной, если страна многое производит и экспортирует. Поэтому сейчас, когда цены на сырье рухнули, сразу стало понятно, что необходимо выпускать свои товары и конкурировать на мировой арене.

За последние 10 лет мы девальвировали свою нац валюту уже на 50 процентов, сейчас чтобы сравняться и быть в выигрыше в таможенном союзе нам по логике нужно еще на 50-70 процентов девальвировать чтоли, в корне не согласен с эффективностью в девальвации.
  Make Make 11.02.2015 в 22:49:08   # 405628
Цитата: Maax от 11.02.2015 22:41:27
тем кто будет говорить о снижении доходов населения ответ - в других сценариях кривая этого параметра будет такая же


Вы сейчас из макроэкономики исходите получается, а Вы не задумывались что многие эти понятия в мировой экономике могут уже не работать, как их расписывали в западных учебниках)
  Maax 11.02.2015 в 22:49:56   # 405629
можно ничего не делать не вводить эмбарго не девальвировать валюты ждать остановки своего производства роста безработицы падения уровня доходов (!!! кривая !!!)
  Maax 11.02.2015 в 22:55:02   # 405631
корректировка курсе необходима для выравнивания внешнеэкономического баланса, если искуственно поддерживатть заниженный курс получим дефицит тенговой ликвидности, что не слаще
пример китая и оаэ показывает что выгоднее и проще поддерживать "низкий" курс своей валюты то бишь искуственного ее обсценивая, это выгоднее и легче финансируется
  Make Make 11.02.2015 в 22:56:18   # 405632
Ну почему, например, люди копившие всю жизнь деньги на счетах в банках, даолжны регулярно нести потери при девальвациях.

Ну хорошо, допустим провели девальвацию, есть гарантия что в ближайшем будущем не придется прибегнуть к ней еще раз, или как защититься от девальвации.
  Maax 11.02.2015 в 22:57:14   # 405634
Make Make
извините без комментариев, понимаю вас, но мы рассуждаем иначе
  Maax 11.02.2015 в 23:01:05   # 405637
ну и добавлю в этой жизни нельзя застраховаться только от налогов и смерти , остальные риски можно минимизировать
россияне только что перенесли 100% девальвацию, белорусы 40%ную и никто им гарантии от повторной девальвации не даст
  Make Make 11.02.2015 в 23:01:14   # 405638
Цитата: Maax от 11.02.2015 22:55:02
корректировка курсе необходима для выравнивания внешнеэкономического баланса, если искуственно поддерживатть заниженный курс получим дефицит тенговой ликвидности, что не слаще
пример китая и оаэ показывает что выгоднее и проще поддерживать "низкий" курс своей валюты то бишь искуственного ее обсценивая, это выгоднее и легче финансируется


Вы правда считаете, что Казахстан можно сравнивать с Китаем или что арабы используют механизмы честной конкуренции, интересно просто.

Про заниженный курс и роль нац банка, это все понятно, как и необходимость держать баланс.

Сама девальвация это мера (возможно!!!) имеет смысл в краткосрочной перспективе и тем более не чаще чем каждые пять - десять лет. В долгосрочной перспективе эффективность мы можем видеть сейчас сами.

  Marvel 11.02.2015 в 23:01:36   # 405639
[quote name=Make Make link=previd=56546&start=0#405565 date=1423666668]Девальвация не решение проблемы, доллар будет продолжать это делать столько, сколько захотят. Мыльный пузырь может надуваться до бесконечности.

То, что девальвация - не решение проблемы - это понятно, но девальвация сегодня - это защита нашего производителя от экспансии вдруг резко подешевевших товаров из РФ. Это мнение автора статьи. Сам я так не считаю. Мое мнение- дешевые товары из России - временное явление. Девальвируя тенге,мы только добьемся, что наши товары поднимутся в цене, зная насколько высоко в них содержание импортных компонентов.
  Maax 11.02.2015 в 23:02:39   # 405640
что касается защиты от девальвации - все мы знаем инструментарий, продает тенге покупает у.е (usd, euro, gbp)
  Maax 11.02.2015 в 23:04:52   # 405641
Marvel
согласен, но протянем ли мы это время??? полгода, год? валютные войны начинает ес, турция, скоро кнр, тоже переждем?
если тенге стоил 182 при цене нефти 115-120 то не может он стоит 185 при цене нефти 57
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь