Богатые тоже платят
dead 15 Января 2008 в 12:41:39
Сергей ТУНИК
Тендер-шоу отечественных нефтяников
На прошлой неделе правительство срочным порядком сколотило две группы «пожарников»: одна отвечает за недопущение роста цен на еду, вторая – за недопущение роста цен на нефтепродукты. Напутствуя вторую команду, вице-премьер Умирзак Шукеев сказал: «У нас наработан опыт регулирования внутреннего рынка ГСМ, который заключается в создании баланса нефтепродуктов во всех регионах». И, подумав, добавил, что правительство намерено использовать «все рыночные и административные ресурсы, чтобы заполнить внутренний рынок и избежать скачка цен на ГСМ».
Ощущение, что этот текст, правда, в другом исполнении, я слышал и год, и два, и пять лет назад…
На неделе правительство Китая приняло решение заморозить цены на нефтепродукты и электроэнергию, чтобы не допустить удара по населению. Особенно по его малоимущим слоям. Известно же, что удорожание электроэнергии и бензина автоматически провоцирует рост цен абсолютно на все. Руководители Поднебесной империи, страны вполне рыночной, поступили по-партийному радикально, но справедливо. По отношению к собственному народу.
Правительство Казахстана пошло испытанным бюрократическо-замороченным путем: сформировало рабочие группы с невнятными функциями и никакими полномочиями. Без статуса, флага, четко обозначенных задач и границ ответственности. Алга!.. А куда? Что будет в финале, если цены все равно вырастут (а они все равно вырастут)? И кто за это и в какой форме будет отвечать?
В начале декабря руководство национальной компании «КазМунайГаз» неожиданно провело пресс-конференцию, в ходе которой отчиталось за свою деятельность в течение января-ноября. Хотя раньше предпочитало отчитываться исключительно по итогам всего года.
Разумеется, были дежурные отчеты: добыто, куплено, продано, тарифы, консолидированные доходы, совет директоров, доступ к мировым рынкам – в общем, все то, что совершенно не интересует рядового гражданина РК. Потому что его тревожит рост цены на бензин, а не длина нефтепровода или консолидированная прибыль компании, зарплаты сотрудников которой в разы превышают среднестатистическую зарплату соотечественников.
В связи с последним фактом (а также с не прекращающимся удорожанием бензина) редакция «Мегаполиса» неоднократно обращалась к руководству КМГ и ее многочисленным «дочкам» с просьбой объяснить несколько простых вещей. Например: насколько влияют на ценообразование бесчисленные конкурсы на покупку консультационных услуг?
Ну не странно ли, если компания позиционирует себя одной из самых авторитетных в мире, а консультантов себе заказывает – как патологически больной и неуверенный в себе пациент? А во сколько это «лечение» обходится – тайна за 77 печатями. Хотя контора вполне государственная. А деньги – наши. Вполне налогоплательщицкие. Сколько стоят такие услуги – чаще всего секрет…
Вот сколько ни фантазировал, так и не мог представить себе: зачем компании «Разведка добыча КМГ» консультант по стратегической и организационной поддержке при проведении роуд-шоу, если подобные мероприятия уже давно проводят по наработанным схемам и сценариям? Деньги лишние?..
С трудом укладывается в голове: зачем КМГ консультационные услуги «по обзору заработных плат и компенсаций». Если бухгалтер и директор не могут свести концы с концами – в смысле дебет с кредитом – то их надо просто заменить профессионалами, а не приглашать варягов со стороны…
А вот еще. АО «Торговый дом «КазМунайГаз» проводит аж три конкурса: на покупку услуг по обслуживанию головного офиса, на обслуживание филиала и на охрану. Суммы – опять же тайна. Как будто людей набирают обслуживать и охранять КНБ или Пентагон! Господа нефтебароны, обнародуйте суммы, которые вы желаете потратить на уборку своих кабинетов за наш счет!..
Наконец, кто из руководства КМГ сможет объяснить сакральный смысл конкурса «по закупке рекрутинговых услуг административного и производственного персонала»? Проще говоря, конторе потребовались исполнители на ряд должностей. Но вместо того, чтобы дать объявления в СМИ о вакансиях, нефтяники обращаются в специальную контору, которая якобы подберет им соответствующих людей. Подойдут они не подойдут – это все решит начальство при личном собеседовании. Если таковое вообще состоится. Но деньги будут потрачены при любой погоде…
На той декабрьской пресс-конференции один из руководителей КМГ прямо сказал, что все эти игры-конкурсы – сколько бы они ни стоили – никак не влияют на стоимость бензина. Потому что цена «регулируется рынком путем спроса и предложения». Ну-ну…
Кстати, ни разу я не мог получить ответы на совсем простые вопросы. Например: почему цена литра бензина в Казахстане почти сравнялась с ценой литра бензина в США? Почему в Колумбии, Венесуэле, Индонезии, Иране, Ираке, других нефтедобывающих и вполне рыночных государствах бензин в разы дешевле, чем в Казахстане? Наконец, какова отпускная цена литра бензина у заводов-изготовителей?.. Коммерческая тайна! Государственный секрет!.. Директор АО «Торговый дом «КазМунайГаз» прямо сказал мне, что по вопросам конкурсов мне лучше напрямую обратиться к другим госорганам – в правительство и парламент, потому как он такие вопросы не решает. Есть законы – он им подчиняется…
Тогда, в начале декабря, я долго и безуспешно пытался понять неочевидное: если контора позволяет себе тратить огромные деньги на что-то очень консультационное, то бензин у нее не может быть дешевым! Ведь затраты надо чем-то покрывать? Меня разубеждали разными аргументами различной степени дырявости. А доказательство моей правоты приехало из Америки во всей своей буржуазной красе: в конференц-холле одной из самых дорогих гостиниц Астаны консультанты из США обучали наших нефтяников способам, как экономить деньги и не допускать излишних неоперационных расходов…
Г-н премьер-министр, вот вам подсказка, как укротить цены на бензин!..
Зачем Кулекееву цыганский хор с медведями
Завтра, если небо не упадет на землю, Ишим не потечет вспять и солнце не встанет чуть западнее Кызылорды, то правительство, как и просил премьер-министр Карим Масимов, получит от Форума предпринимателей республики здоровенную кучу предложений по снижению административных барьеров для малого и среднего бизнеса. Хотя там уже скопилось две кучи и еще хватит для небольшого могильного холмика.
Между тем в минувшую среду Министерство индустрии и торговли объявило об открытом конкурсе по государственным закупкам услуг «по проведению рейтинга свободы предпринимательской деятельности, выявлению барьеров и препятствующих развитию предпринимательства в регионах республики». Улавливаете суть?
Тут два варианта: либо правительство не верит в то, что предложения бизнесменов будут полными и адекватными, либо предпочитает верить неким независимым исполнителям. А кто они, эти исполнители?
У правительства – свои деньги, у бизнеса – свой путь
По словам исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Мунавары ПАЛТАШЕВОЙ, такие исследования правительство заказывает каждый год. Но бизнесмены этим исследователям не верят:
– Конкурсы выигрывают какие-то аффилированные конторы, а сами берут наши материалы и факты в Интернете и газетах, потом компонуют их так, как нужно, и за это получают свои деньги. Мы не раз с этим сталкивались… Например, что это за институт, зарегистрированный в частной квартире? А именно такой проводил исследования! Ни одна из наших структур ни разу не побеждала в этих конкурсах, поэтому мы уже года три-четыре в них не участвуем. А они каждый год это объявляют…
– У министерств заложены средства на проведение таких конкурсов.
– У них даже на проведение форума предпринимателей деньги заложены. Но сколько реально уходит на его организацию? Шара-мара… Эти деньги кто-то получает… А где результативность? Наши предложения уходят в помойку. Их никто не исследует, серьезно не изучает и не использует.
– Вы хотите сказать, что кто-то «отмывает» деньги?
– Я хочу сказать, что государственные деньги уходят в чей-то карман. А наши предложения – в урну. То, что премьер нам поручил – мы ему передадим. А конкурсы министерства идут самостоятельным порядком. Конечно, кто-то что-то напишет. Но насколько это будет отвечать интересам бизнес-сообщества – я сказать не могу…
К слову, на неделе Министерство индустрии и торговли объявило о проведении конкурса по «государственным закупкам услуг по совершенствованию торговой политики». В переводе на общепонятный язык это означает, что министерству срочно требуется инструктор-наставник на тему «Как покупать дешевле и как продавать дороже». Видимо, собственный специалист, способный бескорыстно работать в указанном ведомстве, штатным расписанием не предусмотрен.
Справка «Мегаполиса»
С 1 января 2008 года в Казахстане вступили в силу поправки в Закон «О государственных закупках». Они направлены на либерализацию процедур госзакупок с одновременной конкретизацией полномочий и ответственности уполномоченного госоргана. В отличие от прежнего в новом законе введено понятие «планирование государственных закупок». В частности, законом отнесено к сфере регулирования законодательством о государственных закупках этап планирования номенклатуры и объемов госзакупок.
Поправками вводятся новые административные штрафы за ряд нарушений норм в сфере госзакупок, увеличиваются размеры действующих штрафов. Насколько штрафы за ошибки смогут компенсировать потери, нанесенные бюджету страны, – там ничего не сказано…
У железных дорог – свои пути, у пассажиров – свои деньги
Депутаты прежнего состава парламента не раз поднимали проблемы, связанные с проведением конкурсов. В частности те, которые проводила национальная компания «Казахстан темир жолы». Многочисленные скандалы тому свидетельство. Самый громкий из них – покупка китайских вагонов, не отвечающих нормам безопасности. Впрочем, некоторые из последних тендеров тоже вызывают немало вопросов.
Например, в канун Нового года КТЖ объявила проведение открытого конкурса по государственным закупкам по мониторингу цен на товары, работы и услуги, необходимые для обеспечения производственной деятельности АО «КТЖ». Стоимость этих очевидных вопросов – 17 миллионов тенге. Или грубо – более 120 тысяч долларов.
Даже на взгляд дилетанта понятно, что, наверное, одной государственной конторе – КТЖ – было бы дешевле договориться с другой государственной конторой – Агентством по статистике. Поскольку именно данная структура отслеживает все ценовые изменения в стране по товарам, работам и услугам уже много лет. Пусть и с разной степенью достоверности. Полагаю, что заключить договор между двумя ведомствами для казны было бы выгоднее. Но не для КТЖ.
Может, потому что железнодорожники просто не верят агентству? А независимому эксперту, получается, можно верить? Если в этом случае его данные будут сильно отличаться от цифр агентства, то можно ли верить ему вообще? А если не будут отличаться? То зачем тратить деньги налогоплательщиков? Хотя их согласия и раньше не спрашивали…
Кстати, ближе к концу года железнодорожное начальство стало все громче говорить о том, что КТЖ испытывает серьезные финансовые проблемы и для их решения необходимо поднять тарифы на пассажирские и грузовые перевозки. Кажется, я догадываюсь, откуда растут ноги этих проблем.
А незадолго до Нового года руководство компании объявило итоги открытого конкурса по закупке автотранспорта. Не стану касаться спецтехники – это без вопросов. Но вот что касается легковых машин…
Победитель конкурса – небольшое ТОО «Молдашев и К» из Тараза – поставил командирам стальных магистралей несколько машин и автобусов по очень нескромным ценам: от 15 до 54 миллионов тенге каждая единица!
Мы выяснили: контора, руководство которой сидит в Караганде и Астане, закупила супердорогие «мерседесы» и «лексусы» повышенной комфортности (салоны из натуральной кожи, суперкондиционеры, спецнавороты и прочее) по цене свыше 200 и даже более 300 тысяч долларов! Любой профессиональный перегонщик европейских машин скажет, что по такой цене «мерседес» должен комплектоваться персональным водителем в ливрее и цыганским хором с медведями!
По словам руководителя ТОО, «мы выдержали конкуренцию двух других конкурентов потому, что предложили самые лучшие варианты: фирма предоставила заказчику уже 20 автомобилей, осталась еще небольшая партия… Эти автомобили сразу были предназначены для администрации «Казахстан темир жолы». Назвать фамилии учредителей я не могу: коммерческая тайна…
Ну-у-у не знаю. Если бы редакции стали известны имена хозяев этого ТОО, возможно, многие вопросы отпали бы сами собой…
В случае с этим конкурсом возмущает другое: руководство КТЖ с легкостью отдает сумасшедшие деньги за удовольствие «колотить понты» за счет налогоплательщиков. Зато здоровье пассажиров, их безопасность, условия, в которых им приходится путешествовать, шефов КТЖ, похоже, мало интересуют.
В начале октября президент «Казахстан темир жолы» Жаксыбек Кулекеев, выступая перед депутатами мажилиса, на «голубом глазу» заявил следующее: «Как показывает мировая практика, развитие транспортной инфраструктуры невозможно без поддержки со стороны государства в плане вложения собственных инвестиций». После чего добавил, что отрасль испытывает проблемы размером в 100 миллиардов тенге. И только такая «таблетка» от госбюджета может ее спасти.
А спустя месяц, очевидно, не испытывая угрызений совести, легко подписал документы на покупку супердорогих автомобилей.
Справка «Мегаполиса»
В начале октября президент «Казахстан темир жолы» Жаксыбек Кулекеев, выступая перед депутатами мажилиса, на «голубом глазу» заявил следующее: «Как показывает мировая практика, развитие транспортной инфраструктуры невозможно без поддержки со стороны государства в плане вложения собственных инвестиций». После чего добавил, что отрасль испытывает проблемы размером в 100 миллиардов тенге. И только такая «таблетка» от госбюджета может ее спасти.
А спустя месяц, очевидно, не испытывая угрызений совести, легко подписал документы на покупку супердорогих автомобилей.
Господин Кулекеев, объясните читателям «Мегаполиса» и миллионам налогоплательщиков: чем обоснованы цены микроавтобуса в 46 миллионов с лишним тенге и просто автобуса в 54 миллиона, которые вы решили купить – зачем вам такие дорогие авто? И почему вы переплатили за них больше, чем они стоят у производителя? Почему вы решили, что пассажиры простят вам такие покупки? Вы же давали согласие? Или ошиблись?.. Ну признайтесь!
Кстати, примерно в это же время Центр судебной экспертизы Министерства юстиции купил себе автобус всего за 130 тысяч тенге. Похвальная скромность!..
Впрочем, редакция «Мегаполиса» продолжает свое исследование конкурсного закулисья…
Тендер-шоу отечественных нефтяников
На прошлой неделе правительство срочным порядком сколотило две группы «пожарников»: одна отвечает за недопущение роста цен на еду, вторая – за недопущение роста цен на нефтепродукты. Напутствуя вторую команду, вице-премьер Умирзак Шукеев сказал: «У нас наработан опыт регулирования внутреннего рынка ГСМ, который заключается в создании баланса нефтепродуктов во всех регионах». И, подумав, добавил, что правительство намерено использовать «все рыночные и административные ресурсы, чтобы заполнить внутренний рынок и избежать скачка цен на ГСМ».
Ощущение, что этот текст, правда, в другом исполнении, я слышал и год, и два, и пять лет назад…
На неделе правительство Китая приняло решение заморозить цены на нефтепродукты и электроэнергию, чтобы не допустить удара по населению. Особенно по его малоимущим слоям. Известно же, что удорожание электроэнергии и бензина автоматически провоцирует рост цен абсолютно на все. Руководители Поднебесной империи, страны вполне рыночной, поступили по-партийному радикально, но справедливо. По отношению к собственному народу.
Правительство Казахстана пошло испытанным бюрократическо-замороченным путем: сформировало рабочие группы с невнятными функциями и никакими полномочиями. Без статуса, флага, четко обозначенных задач и границ ответственности. Алга!.. А куда? Что будет в финале, если цены все равно вырастут (а они все равно вырастут)? И кто за это и в какой форме будет отвечать?
В начале декабря руководство национальной компании «КазМунайГаз» неожиданно провело пресс-конференцию, в ходе которой отчиталось за свою деятельность в течение января-ноября. Хотя раньше предпочитало отчитываться исключительно по итогам всего года.
Разумеется, были дежурные отчеты: добыто, куплено, продано, тарифы, консолидированные доходы, совет директоров, доступ к мировым рынкам – в общем, все то, что совершенно не интересует рядового гражданина РК. Потому что его тревожит рост цены на бензин, а не длина нефтепровода или консолидированная прибыль компании, зарплаты сотрудников которой в разы превышают среднестатистическую зарплату соотечественников.
В связи с последним фактом (а также с не прекращающимся удорожанием бензина) редакция «Мегаполиса» неоднократно обращалась к руководству КМГ и ее многочисленным «дочкам» с просьбой объяснить несколько простых вещей. Например: насколько влияют на ценообразование бесчисленные конкурсы на покупку консультационных услуг?
Ну не странно ли, если компания позиционирует себя одной из самых авторитетных в мире, а консультантов себе заказывает – как патологически больной и неуверенный в себе пациент? А во сколько это «лечение» обходится – тайна за 77 печатями. Хотя контора вполне государственная. А деньги – наши. Вполне налогоплательщицкие. Сколько стоят такие услуги – чаще всего секрет…
Вот сколько ни фантазировал, так и не мог представить себе: зачем компании «Разведка добыча КМГ» консультант по стратегической и организационной поддержке при проведении роуд-шоу, если подобные мероприятия уже давно проводят по наработанным схемам и сценариям? Деньги лишние?..
С трудом укладывается в голове: зачем КМГ консультационные услуги «по обзору заработных плат и компенсаций». Если бухгалтер и директор не могут свести концы с концами – в смысле дебет с кредитом – то их надо просто заменить профессионалами, а не приглашать варягов со стороны…
А вот еще. АО «Торговый дом «КазМунайГаз» проводит аж три конкурса: на покупку услуг по обслуживанию головного офиса, на обслуживание филиала и на охрану. Суммы – опять же тайна. Как будто людей набирают обслуживать и охранять КНБ или Пентагон! Господа нефтебароны, обнародуйте суммы, которые вы желаете потратить на уборку своих кабинетов за наш счет!..
Наконец, кто из руководства КМГ сможет объяснить сакральный смысл конкурса «по закупке рекрутинговых услуг административного и производственного персонала»? Проще говоря, конторе потребовались исполнители на ряд должностей. Но вместо того, чтобы дать объявления в СМИ о вакансиях, нефтяники обращаются в специальную контору, которая якобы подберет им соответствующих людей. Подойдут они не подойдут – это все решит начальство при личном собеседовании. Если таковое вообще состоится. Но деньги будут потрачены при любой погоде…
На той декабрьской пресс-конференции один из руководителей КМГ прямо сказал, что все эти игры-конкурсы – сколько бы они ни стоили – никак не влияют на стоимость бензина. Потому что цена «регулируется рынком путем спроса и предложения». Ну-ну…
Кстати, ни разу я не мог получить ответы на совсем простые вопросы. Например: почему цена литра бензина в Казахстане почти сравнялась с ценой литра бензина в США? Почему в Колумбии, Венесуэле, Индонезии, Иране, Ираке, других нефтедобывающих и вполне рыночных государствах бензин в разы дешевле, чем в Казахстане? Наконец, какова отпускная цена литра бензина у заводов-изготовителей?.. Коммерческая тайна! Государственный секрет!.. Директор АО «Торговый дом «КазМунайГаз» прямо сказал мне, что по вопросам конкурсов мне лучше напрямую обратиться к другим госорганам – в правительство и парламент, потому как он такие вопросы не решает. Есть законы – он им подчиняется…
Тогда, в начале декабря, я долго и безуспешно пытался понять неочевидное: если контора позволяет себе тратить огромные деньги на что-то очень консультационное, то бензин у нее не может быть дешевым! Ведь затраты надо чем-то покрывать? Меня разубеждали разными аргументами различной степени дырявости. А доказательство моей правоты приехало из Америки во всей своей буржуазной красе: в конференц-холле одной из самых дорогих гостиниц Астаны консультанты из США обучали наших нефтяников способам, как экономить деньги и не допускать излишних неоперационных расходов…
Г-н премьер-министр, вот вам подсказка, как укротить цены на бензин!..
Зачем Кулекееву цыганский хор с медведями
Завтра, если небо не упадет на землю, Ишим не потечет вспять и солнце не встанет чуть западнее Кызылорды, то правительство, как и просил премьер-министр Карим Масимов, получит от Форума предпринимателей республики здоровенную кучу предложений по снижению административных барьеров для малого и среднего бизнеса. Хотя там уже скопилось две кучи и еще хватит для небольшого могильного холмика.
Между тем в минувшую среду Министерство индустрии и торговли объявило об открытом конкурсе по государственным закупкам услуг «по проведению рейтинга свободы предпринимательской деятельности, выявлению барьеров и препятствующих развитию предпринимательства в регионах республики». Улавливаете суть?
Тут два варианта: либо правительство не верит в то, что предложения бизнесменов будут полными и адекватными, либо предпочитает верить неким независимым исполнителям. А кто они, эти исполнители?
У правительства – свои деньги, у бизнеса – свой путь
По словам исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Мунавары ПАЛТАШЕВОЙ, такие исследования правительство заказывает каждый год. Но бизнесмены этим исследователям не верят:
– Конкурсы выигрывают какие-то аффилированные конторы, а сами берут наши материалы и факты в Интернете и газетах, потом компонуют их так, как нужно, и за это получают свои деньги. Мы не раз с этим сталкивались… Например, что это за институт, зарегистрированный в частной квартире? А именно такой проводил исследования! Ни одна из наших структур ни разу не побеждала в этих конкурсах, поэтому мы уже года три-четыре в них не участвуем. А они каждый год это объявляют…
– У министерств заложены средства на проведение таких конкурсов.
– У них даже на проведение форума предпринимателей деньги заложены. Но сколько реально уходит на его организацию? Шара-мара… Эти деньги кто-то получает… А где результативность? Наши предложения уходят в помойку. Их никто не исследует, серьезно не изучает и не использует.
– Вы хотите сказать, что кто-то «отмывает» деньги?
– Я хочу сказать, что государственные деньги уходят в чей-то карман. А наши предложения – в урну. То, что премьер нам поручил – мы ему передадим. А конкурсы министерства идут самостоятельным порядком. Конечно, кто-то что-то напишет. Но насколько это будет отвечать интересам бизнес-сообщества – я сказать не могу…
К слову, на неделе Министерство индустрии и торговли объявило о проведении конкурса по «государственным закупкам услуг по совершенствованию торговой политики». В переводе на общепонятный язык это означает, что министерству срочно требуется инструктор-наставник на тему «Как покупать дешевле и как продавать дороже». Видимо, собственный специалист, способный бескорыстно работать в указанном ведомстве, штатным расписанием не предусмотрен.
Справка «Мегаполиса»
С 1 января 2008 года в Казахстане вступили в силу поправки в Закон «О государственных закупках». Они направлены на либерализацию процедур госзакупок с одновременной конкретизацией полномочий и ответственности уполномоченного госоргана. В отличие от прежнего в новом законе введено понятие «планирование государственных закупок». В частности, законом отнесено к сфере регулирования законодательством о государственных закупках этап планирования номенклатуры и объемов госзакупок.
Поправками вводятся новые административные штрафы за ряд нарушений норм в сфере госзакупок, увеличиваются размеры действующих штрафов. Насколько штрафы за ошибки смогут компенсировать потери, нанесенные бюджету страны, – там ничего не сказано…
У железных дорог – свои пути, у пассажиров – свои деньги
Депутаты прежнего состава парламента не раз поднимали проблемы, связанные с проведением конкурсов. В частности те, которые проводила национальная компания «Казахстан темир жолы». Многочисленные скандалы тому свидетельство. Самый громкий из них – покупка китайских вагонов, не отвечающих нормам безопасности. Впрочем, некоторые из последних тендеров тоже вызывают немало вопросов.
Например, в канун Нового года КТЖ объявила проведение открытого конкурса по государственным закупкам по мониторингу цен на товары, работы и услуги, необходимые для обеспечения производственной деятельности АО «КТЖ». Стоимость этих очевидных вопросов – 17 миллионов тенге. Или грубо – более 120 тысяч долларов.
Даже на взгляд дилетанта понятно, что, наверное, одной государственной конторе – КТЖ – было бы дешевле договориться с другой государственной конторой – Агентством по статистике. Поскольку именно данная структура отслеживает все ценовые изменения в стране по товарам, работам и услугам уже много лет. Пусть и с разной степенью достоверности. Полагаю, что заключить договор между двумя ведомствами для казны было бы выгоднее. Но не для КТЖ.
Может, потому что железнодорожники просто не верят агентству? А независимому эксперту, получается, можно верить? Если в этом случае его данные будут сильно отличаться от цифр агентства, то можно ли верить ему вообще? А если не будут отличаться? То зачем тратить деньги налогоплательщиков? Хотя их согласия и раньше не спрашивали…
Кстати, ближе к концу года железнодорожное начальство стало все громче говорить о том, что КТЖ испытывает серьезные финансовые проблемы и для их решения необходимо поднять тарифы на пассажирские и грузовые перевозки. Кажется, я догадываюсь, откуда растут ноги этих проблем.
А незадолго до Нового года руководство компании объявило итоги открытого конкурса по закупке автотранспорта. Не стану касаться спецтехники – это без вопросов. Но вот что касается легковых машин…
Победитель конкурса – небольшое ТОО «Молдашев и К» из Тараза – поставил командирам стальных магистралей несколько машин и автобусов по очень нескромным ценам: от 15 до 54 миллионов тенге каждая единица!
Мы выяснили: контора, руководство которой сидит в Караганде и Астане, закупила супердорогие «мерседесы» и «лексусы» повышенной комфортности (салоны из натуральной кожи, суперкондиционеры, спецнавороты и прочее) по цене свыше 200 и даже более 300 тысяч долларов! Любой профессиональный перегонщик европейских машин скажет, что по такой цене «мерседес» должен комплектоваться персональным водителем в ливрее и цыганским хором с медведями!
По словам руководителя ТОО, «мы выдержали конкуренцию двух других конкурентов потому, что предложили самые лучшие варианты: фирма предоставила заказчику уже 20 автомобилей, осталась еще небольшая партия… Эти автомобили сразу были предназначены для администрации «Казахстан темир жолы». Назвать фамилии учредителей я не могу: коммерческая тайна…
Ну-у-у не знаю. Если бы редакции стали известны имена хозяев этого ТОО, возможно, многие вопросы отпали бы сами собой…
В случае с этим конкурсом возмущает другое: руководство КТЖ с легкостью отдает сумасшедшие деньги за удовольствие «колотить понты» за счет налогоплательщиков. Зато здоровье пассажиров, их безопасность, условия, в которых им приходится путешествовать, шефов КТЖ, похоже, мало интересуют.
В начале октября президент «Казахстан темир жолы» Жаксыбек Кулекеев, выступая перед депутатами мажилиса, на «голубом глазу» заявил следующее: «Как показывает мировая практика, развитие транспортной инфраструктуры невозможно без поддержки со стороны государства в плане вложения собственных инвестиций». После чего добавил, что отрасль испытывает проблемы размером в 100 миллиардов тенге. И только такая «таблетка» от госбюджета может ее спасти.
А спустя месяц, очевидно, не испытывая угрызений совести, легко подписал документы на покупку супердорогих автомобилей.
Справка «Мегаполиса»
В начале октября президент «Казахстан темир жолы» Жаксыбек Кулекеев, выступая перед депутатами мажилиса, на «голубом глазу» заявил следующее: «Как показывает мировая практика, развитие транспортной инфраструктуры невозможно без поддержки со стороны государства в плане вложения собственных инвестиций». После чего добавил, что отрасль испытывает проблемы размером в 100 миллиардов тенге. И только такая «таблетка» от госбюджета может ее спасти.
А спустя месяц, очевидно, не испытывая угрызений совести, легко подписал документы на покупку супердорогих автомобилей.
Господин Кулекеев, объясните читателям «Мегаполиса» и миллионам налогоплательщиков: чем обоснованы цены микроавтобуса в 46 миллионов с лишним тенге и просто автобуса в 54 миллиона, которые вы решили купить – зачем вам такие дорогие авто? И почему вы переплатили за них больше, чем они стоят у производителя? Почему вы решили, что пассажиры простят вам такие покупки? Вы же давали согласие? Или ошиблись?.. Ну признайтесь!
Кстати, примерно в это же время Центр судебной экспертизы Министерства юстиции купил себе автобус всего за 130 тысяч тенге. Похвальная скромность!..
Впрочем, редакция «Мегаполиса» продолжает свое исследование конкурсного закулисья…
|