Невероятные результаты опроса старших школьников

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Hairless 20 Января 2021 в 11:10:58
Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.
Мои ученики — это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия.
Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.
В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.
При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, — приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» — подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
В старшей группе из 15 человек (возраст 14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:» воин»,» непослушный», «тот, кто живет один», «человек, который иждевал», «кто не подчиняется законам», «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет — именно так — брет сумашчего» или просто «не знаю» — ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и т.д.), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый», «бирюзовый», «толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».
На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание — пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так: «это прорубь на реке», «яма на стройке», «след от пули».
Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки», «это клетки в зоопарке», «старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто».
О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня» (справедливости ради отмечу, что за » Добрыню» проголосовал учащийся из средней группы — 12 лет, шестиклассник).
Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим — разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать — у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»,» нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто», «церковные люди», «Виктор Цой».
Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой — слышал только, что он «песни поет», а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно… я не знаю…», а на попытку установить, что это за зверь такой «революция» только пожимает плечами.
Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.
Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» — «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то…не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки», а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина — это Бабель.
Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:» Мандель Штамп»,» Майдельшталь», «Манданштан», а вчера наша картотека пополнилась вариантом «Миммельштой». Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто — кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант — «Пахто»), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной — «Палафель»).
Есть миф, что, мол «дети» («детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию — большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.
Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.
А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии — Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.
А один написал, что нет такого народа — «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это «бочка на воде» из двух вариантов ответа он сделал один.
Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет — с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.
Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве — Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: «мусульмане», «книга», «деньги», карант», «мангольство», «будда», «молитва», «анти библия», «история», «свитки», «алах» и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик 8 класса).
В конце идут вопросы «блиц»: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».
Наташа Романова

https://golbis.com/pin/neveroyatnyie-rezultatyi-oprosa-starshih-shkolnikov/

От себя: не берусь судить, насколько достоверна и типична описанная ситуация для России и Казахстана.
Но если это так - мне страшно от мысли, что сделают с моей страной дети с таким уровнем мотивации к познанию и творчеству, когда станут взрослыми.
Особенно страшно, когда понимаешь, что именно они - основная целевая аудитория разнообразных навальных/тихановских.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Absolute 20.01.2021 в 11:51:50   # 770326
Константин Сёмин снимал два-три года назад про школу в глубинке. Сегрегация в деле.
Давно пишу, что не надо завоевывать государство. Развалите систему образования и государство само исчезнет через 10-15 лет.
  KapitanNemo 20.01.2021 в 12:04:20   # 770329
Одноклассники в Питере удивляли тамошних преподавателей чистой и грамотной русской речью.

Слово тамошних наверно понятно
  Zoggyla 20.01.2021 в 12:11:44   # 770331
В третьем абзаце ( если это абзацы)) ключевое всего этого безобразия. А так смешно и ужасно. С детьми нужно заниматься параллельно делая карьру и будучи ударником каптруда. Беседовать обо всем, разъяснять ситуации и явления. Любить их нужно!
  Zoggyla 20.01.2021 в 12:13:56   # 770333
Цитата: KapitanNemo от 20.01.2021 12:04:20
Одноклассники в Питере удивляли тамошних преподавателей чистой и грамотной русской речью.

Слово тамошних наверно понятно
Таможня пишется через "ж".
  Софруджу 20.01.2021 в 13:17:46   # 770337
Ситуация абсолютно типичная. Буквально вчерашняя история. 19-летняя девица с гуманитарного факультета переспросила, что такое "иго" и имеет ли это отношение к слову "итог" (спешу заметить, русская девица, так что речь не о языковом барьере, а именно о невежестве). И хорошо, что переспросила. Большинство просто не среагирует на незнакомое слово. Уровень невежества языкового, общекультурного просто зашкаливает.
А что касается, грамотного русского языка, то это верно. К сожалению, у большой части молодёжи язык очень бедный, но произношение более приближено к литературному русскому языку, чем у жителей разных регионов России.
  NBE 20.01.2021 в 13:54:10   # 770341
Ммм, я тоже не смог ответить на половину вопросов, и не знаю что такое "иго", при том что русский я знаю лучше чем казахский ...
  Absolute 20.01.2021 в 14:02:10   # 770342
Цитата: NBE от 20.01.2021 13:54:10
Ммм, я тоже не смог ответить на половину вопросов, и не знаю что такое "иго", при том что русский я знаю лучше чем казахский ...

Вы серьезно ?
  Panasonic 20.01.2021 в 16:57:32   # 770345
забанен до 26.01.2030 10:41:14
Вдоволь посмеялся от ответов.

А потом, подумав, что я сам не знаю ответов на половину вопросов, и что эти дети - наше будущее, всплакнул даже.
  Hairless 20.01.2021 в 17:13:20   # 770346
Почему-то не могу вставить ролик с Ютуба. Там есть еще веселее на эту тему.
  старик 20.01.2021 в 18:59:15   # 770353
Удручающие результаты. А вот насчет этого- Quote:
а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья».
не могу не вставить свои три копейки: попы многие столетия были попами, и жены у них были попадьи и дети поповнами и поповичами, но вот в двадцатом веке они стали называть себя батюшками и матушками, от того школьники и не знают попадью . Теперь вот и я не знаю как называются их дети. Батюшкович, батюшковна?
  Panasonic 20.01.2021 в 19:04:21   # 770354
забанен до 26.01.2030 10:41:14
Цитата: Hairless от 20.01.2021 17:13:20
Почему-то не могу вставить ролик с Ютуба. Там есть еще веселее на эту тему.

Давайте ссылку, вместе посмеемся.
  Hairless 20.01.2021 в 19:10:23   # 770355
  Zoggyla 20.01.2021 в 19:45:00   # 770361
  Saturn 20.01.2021 в 22:56:41   # 770385
Знания, конечно, важная вещь, но, гораздо важнее интеллект

У Эйнштейна как то спросили какая скорость звука, на что тот ответил: «Я не имею привычки запоминать то, что можно легко найти в учебнике»

От себя хочу добавить что важнее интеллекта может быть только хорошее воспитание
  kubik 21.01.2021 в 07:30:09   # 770388
Цитата: Saturn от 20.01.2021 22:56:41
Знания, конечно, важная вещь, но, гораздо важнее интеллект

У Эйнштейна как то спросили какая скорость звука, на что тот ответил: «Я не имею привычки запоминать то, что можно легко найти в учебнике»

От себя хочу добавить что важнее интеллекта может быть только хорошее воспитание

Интеллект вещь, которую нужно к чему-то прикладывать, а образование позволяет применить его в широком спектре направлений, чем лучше и всесторонне развит человек , том больше возможностей для реализации природного дара мыслить творчески.
А если не будет качественного всеобщего образования, то человек может так и остаться гениальным пастухом или мойщиком машин , вместо того, чтобы совершить прорыв в науке.
В Казахстане уровень образования стремительно снижался с 90-х. Учителя стали бояться ставить плохие оценки, боясь честно оценить качество усвоения материала из-за чего и появилась ложная картина о качестве выпускников школ.
Троечник начала девяностых стал эквивалентен медалисту 10-х.
А высшее образование погубило обыкновение оценивать качество знаний купюрой в зачетке.
  Любитель ММА 21.01.2021 в 08:16:17   # 770389
«Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Честно говоря, и я из не знаю и детям знать необязательно.
  Panasonic 21.01.2021 в 08:29:28   # 770390
забанен до 26.01.2030 10:41:14
Quote:
Троечник начала девяностых стал эквивалентен медалисту 10-х.

Верно подмечено.
  Hairless 21.01.2021 в 09:08:51   # 770391
Цитата: Любитель ММА от 21.01.2021 08:16:17
«Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?». Честно говоря, и я из не знаю и детям знать необязательно.


Детям необязательно читать стихи Осипа Мандельштама или "Одесские рассказы" Исаака Бабеля. Про Александру Коллонтай вообще молчу - про Октябрьскую революцию столько уже нагромоздили, что знать имя первой советской женщины-дипломата необязательно.
Зачем все это - ведь есть Гугл и Википедия, которые все знают, правда? И соцсети для поболтать.
А общая эрудиция - это для лохов, ботаников и старперов.
  Zoggyla 21.01.2021 в 09:21:04   # 770393
Соглашусь с любителем. Зачем знать исторические личности и писателей стран, которые никакого отношения к современному суверенному государству не имееют, не являются признанными мировыми классиками и политическими деятелями. Вот знаете ли вы революционных писателей Аргентины, Берега Слоновой Кости или великого дипломата Мадагаскара? Или это другое?
  bolatbol 21.01.2021 в 09:59:54   # 770394
Когда то американцы летали на луну. Теперь не могут повторить, уровень знаний снизился. Если в детстве не читать книги, не развивать мозг математикой, физикой, историей, то он не сможет строить логические цепочки и находить верные решения.
Колонией - это история, одна из женщин, посвятивших жизнь для прогресса человечества. Все, что нас окружает, построено благодаря труду таких личностей. Можно прожить свою единственную жизнь как амёба, питаясь, отдыхая и размножаясь. А можно сделать вклад для своего народа
  Hairless 21.01.2021 в 10:11:38   # 770395
Цитата: Zoggyla от 21.01.2021 09:21:04
Соглашусь с любителем. Зачем знать исторические личности и писателей стран, которые никакого отношения к современному суверенному государству не имееют, не являются признанными мировыми классиками и политическими деятелями. Вот знаете ли вы революционных писателей Аргентины, Берега Слоновой Кости или великого дипломата Мадагаскара? Или это другое?

Это именно другое.
Суверенное ныне государство не возникло на пустом месте, и перечисленные люди внесли вклад в его историю и культуру. В отличие от таковых из "Аргентины, Берега Слоновой Кости и Мадагаскара".
Впрочем, я полагаю, что современными суверенными писателями, поэтами и дипломатами они интересуются не больше.
Собственно, проблема не столько в уровне знаний, сколько в стремлении к их получению.
  Zoggyla 21.01.2021 в 11:33:09   # 770397
Hairless, вы рассуждаете с точки зрения гармонично всесторонне развитой личности, нарушаете принцип историзма в изучении истории, а современные молодые люди жертвы капитализма, они даже не знают, что означает " капитализм " и происхождение этого термина.И насколько обидны его корни.
  Ара горный 21.01.2021 в 11:34:20   # 770398
Quote:
Когда то американцы летали на луну. Теперь не могут повторить, уровень знаний снизился.


Теперь американцы на МКС кормят российских космонавтов. Так как у россиян перенесли сроки доставки продуктов комическим грузовиком "Прогресс".

Quote:
Американские астронавты любезно поделились едой с российскими коллегами на борту Международной космической станции (МКС) — такая потребность возникла вследствие переноса следующей грузовой миссии Прогресс МС-16. Об этом в числе первых сообщило онлайн-издание РИА со ссылкой на прямую трансляцию очередного сеанса переговоров экипажа с NASA.
После переноса запуска Прогресс МС-16 «Роскосмос» попросил NASA доставить на МКС российские продукты питания. В ответ NASA предложила на безвозмездной основе передать часть американского провианта, которого на станции с избытком.
О переносе запуска Прогресса МС-16 с 11 декабря 2020 года на 2021-й год «Роскосмос» объявил еще в октябре, объяснив это решение необходимостью проведения дополнительных проверок. Сейчас запуск намечен на 15 февраля.


https://pikabu.ru/story/u_rossiyan_na_mks_zakonchilas_eda_7967991
  Zoggyla 21.01.2021 в 11:37:07   # 770400
Кого Гондурас тревожит, а кого МКС.
  Ара горный 21.01.2021 в 11:37:46   # 770401
Так ты его пореже чеши.
  Zoggyla 21.01.2021 в 11:41:30   # 770402
Хорошо.
  Hairless 21.01.2021 в 12:02:40   # 770403
Цитата: Zoggyla от 21.01.2021 11:33:09
Hairless, вы рассуждаете с точки зрения гармонично всесторонне развитой личности, нарушаете принцип историзма в изучении истории, а современные молодые люди жертвы капитализма, они даже не знают, что означает " капитализм " и происхождение этого термина.И насколько обидны его корни.

Ну так "мы гимназиев не кончали"(c).
Quote:
Теперь американцы на МКС кормят российских космонавтов. Так как у россиян перенесли сроки доставки продуктов комическим грузовиком "Прогресс".

Помнится, не так давно американцев любезно пускали в сортир в российской секции МКС.
  Ара горный 21.01.2021 в 12:44:16   # 770406
Quote:
Помнится, не так давно американцев любезно пускали в сортир в российской секции МКС.


Quote:
В октябре 2020 года в российском модуле на МКС сломался туалет. Тогда американские астронавты также разрешили космонавтам пользоваться своими устройствами. Годом ранее аналогичная проблема возникла у американцев, им пришлось пользоваться устройствами в российском сегменте МКС.

https://www.bfm.ru/news/463043

Quote:
Космонавты сообщили о продолжающейся утечке воздуха на МКС
Они изолировали промежуточную камеру, где находится утечка воздуха, на 18 часов, и за это время давление в камере упало более чем на 100 мм ртутного столба. Течь находится в российском модуле «Звезда»
Космонавты, находящиеся на МКС, не смогли ликвидировать утечку воздуха на станции и она продолжается, следует из переговоров космонавтов с Землей, которые транслировало NASA, передает «РИА Новости».

Герметичность нарушена в промежуточной камере российского модуля МКС «Звезда». В ночь на воскресенье российский космонавт Сергей Рыжиков закрыл люк в камеру, чтобы проверить герметичность. Спустя 18 часов он открыл люк и выяснил, что давление за это время упало с 730 до 620 мм ртутного столба. Об этом Рыжиков сообщил Центру управления полетами (ЦУП), который находится в Подмосковье.

В субботу, 19 декабря, ЦУП сообщил космонавтам, что запасы воздуха для восполнения утечки на станции заканчиваются. «Мы сейчас теряем уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему уже решить», — предупреждали там.


Так что может статься, американцы еще и кислородом с россиянами будут делиться.
Тогда фраза "Перекрыть кислород" будет рассматриваться буквально.
  almako 21.01.2021 в 12:48:58   # 770407
"Особенно страшно, когда понимаешь, что именно они - основная целевая аудитория разнообразных навальных/тихановских."
Особенно страшно, что уровень образования этих детей - прямой результат государственной политики современной России, под мудрым руководством...
Результат 20- летних реформ, оптимизаций, хуяций , инноваций, в общем всего того, что так любит столь любимый некоторыми правитель....
  Hairless 21.01.2021 в 13:53:41   # 770415
Цитата: almako от 21.01.2021 12:48:58
"Особенно страшно, когда понимаешь, что именно они - основная целевая аудитория разнообразных навальных/тихановских."
Особенно страшно, что уровень образования этих детей - прямой результат государственной политики современной России, под мудрым руководством...
Результат 20- летних реформ, оптимизаций, хуяций , инноваций, в общем всего того, что так любит столь любимый некоторыми правитель....

Все это - результат перехода к капиталистической ("рыночной") экономике и реформы политической системы, происшедшей в начале 90-х годов. А уже последствия - это в том числе и реформы образования по западным образцам, "болонский процесс" в ВУЗах, реформы медицины и пр.
Личность человека, стоящего "у руля", здесь вторична - он будет работать в интересах правящего класса, потому что "демократическая" выборная система не предусматривает других вариантов. И уж точно совершенно неважно, любимый он некоторыми или нет.
В качестве примера - ни Горбачев, ни Ельцин не нажили личного состояния, будучи у власти. Но дров наворотили - ВВП нервно курит в сторонке.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь