Твиттер распространяет чушь быстрее, чем правду
Zoggyla 15 Марта 2018 в 15:13:41
Соцсети стали у нас одним из главных источников новостей. Но новости бывают разные – и бывает, что вместо новости мы читаем плоды чьей-то воспаленной фантазии или феноменального невежества. Притом все чаще говорят, что именно соцсети благоприятствуют распространению новостного вранья.
Но мало ли что говорят. Исследователи из Массачусетского технологического института решили как можно точнее оценить, насколько ложные новости распространяются по соцсетям быстрее, чем настоящие. Синан Арал (Sinan Aral) и его коллеги выбрали Твиттер – действительно один из главных источников новостей для огромного количества людей, и для авторов работы в том числе. Администрация Твиттера пошла им навстречу – просто потому что, что соцсеть сама заинтересована в том, что распространять как можно меньше чепухи – и в результате исследователи получили архивы записей с 2006 по 2017 гг.
Из архивов выбрали 126 000 новостных сообщений, включая их перепосты – в общей сложности более 4,5 млн твитов, сделанных более чем 3 млн пользователей. Подлинность фактов оценивали с помощью шести сайтов, специализирующихся на фактчекинге (factcheck.org, hoax-slayer.com, politifact.com и др.). В целом эти сайты давали вполне согласованный результат, совпадая друг с другом на 95%, то есть можно было не бояться, что новость, которую один сайт признал подлинной, другой назовет чушью.
Распространение сообщений оценивали по нескольким параметрам, среди них были и количество ретвитов, и их непрерывность (то есть сколько ретвитов будут идти друг за другом в единой цепочке), и скорость, с которой сообщение охватит определенное количество людей. Оказалось, что вероятность ретвита ложной новости на 70% выше, чем вероятность ретвита правдивой новости; что если взять группу в полторы тысячи человек, то ерунда распространится среди этих полутора тысяч в 6 раз скорее, чем достоверные сведения; и что если сравнить скорость формирования непрерывной цепочки из десяти ретвитов, то ложные новости будут давать такую цепочку в 20 раз быстрее. В статье в Science говорится, что каждое звено ложной цепочки цитируется намного шире, чем звенья цепочки, которая передает правдивую новость. Причем авторы работы подчеркивают, что речь идет не о ботах, то есть не о специальных программах, которые сделаны для того, чтобы распространять информационный мусор, а о настоящих людях, которые все это сами энергично репостят.
Почему репостят? Отчасти потому, что ложные новости подкупают своей новизной. Исследователи проанализировали реакцию людей на чушь, и оказалось, что это чаще всего удивление или сильное раздражение; и то, и другое говорит о том, что человек не ожидал увидеть ничего подобного. Притом из-за новизны сообщения возникает впечатление, что тот, кто его постит, действительно обладает настоящим достоверным знанием. Хотя тут, конечно, перебарщивать не стоит – вряд ли кто-то поверит сообщению, что восьминогая собака человеческим голосом изрекла пророчество о конце света.
Впрочем, иногда кажется, что все наоборот, что ложные новости потому и пользуются популярностью, что отвечают каким-то тайным ожиданиям, и что даже если человек узнает про пророчество восьминогой собаки, он в него поверит, если само пророчество отвечает каким-то его представлениям об том, как устроен мир. Так или иначе, причины популярности ложных новостей во многом психологические, и, надо надеяться, сами социальные сети помогут психологам разобраться, как бороться со всей это цветущей чушью.
Автор: Кирилл Стасевич
Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
Но мало ли что говорят. Исследователи из Массачусетского технологического института решили как можно точнее оценить, насколько ложные новости распространяются по соцсетям быстрее, чем настоящие. Синан Арал (Sinan Aral) и его коллеги выбрали Твиттер – действительно один из главных источников новостей для огромного количества людей, и для авторов работы в том числе. Администрация Твиттера пошла им навстречу – просто потому что, что соцсеть сама заинтересована в том, что распространять как можно меньше чепухи – и в результате исследователи получили архивы записей с 2006 по 2017 гг.
Из архивов выбрали 126 000 новостных сообщений, включая их перепосты – в общей сложности более 4,5 млн твитов, сделанных более чем 3 млн пользователей. Подлинность фактов оценивали с помощью шести сайтов, специализирующихся на фактчекинге (factcheck.org, hoax-slayer.com, politifact.com и др.). В целом эти сайты давали вполне согласованный результат, совпадая друг с другом на 95%, то есть можно было не бояться, что новость, которую один сайт признал подлинной, другой назовет чушью.
Распространение сообщений оценивали по нескольким параметрам, среди них были и количество ретвитов, и их непрерывность (то есть сколько ретвитов будут идти друг за другом в единой цепочке), и скорость, с которой сообщение охватит определенное количество людей. Оказалось, что вероятность ретвита ложной новости на 70% выше, чем вероятность ретвита правдивой новости; что если взять группу в полторы тысячи человек, то ерунда распространится среди этих полутора тысяч в 6 раз скорее, чем достоверные сведения; и что если сравнить скорость формирования непрерывной цепочки из десяти ретвитов, то ложные новости будут давать такую цепочку в 20 раз быстрее. В статье в Science говорится, что каждое звено ложной цепочки цитируется намного шире, чем звенья цепочки, которая передает правдивую новость. Причем авторы работы подчеркивают, что речь идет не о ботах, то есть не о специальных программах, которые сделаны для того, чтобы распространять информационный мусор, а о настоящих людях, которые все это сами энергично репостят.
Почему репостят? Отчасти потому, что ложные новости подкупают своей новизной. Исследователи проанализировали реакцию людей на чушь, и оказалось, что это чаще всего удивление или сильное раздражение; и то, и другое говорит о том, что человек не ожидал увидеть ничего подобного. Притом из-за новизны сообщения возникает впечатление, что тот, кто его постит, действительно обладает настоящим достоверным знанием. Хотя тут, конечно, перебарщивать не стоит – вряд ли кто-то поверит сообщению, что восьминогая собака человеческим голосом изрекла пророчество о конце света.
Впрочем, иногда кажется, что все наоборот, что ложные новости потому и пользуются популярностью, что отвечают каким-то тайным ожиданиям, и что даже если человек узнает про пророчество восьминогой собаки, он в него поверит, если само пророчество отвечает каким-то его представлениям об том, как устроен мир. Так или иначе, причины популярности ложных новостей во многом психологические, и, надо надеяться, сами социальные сети помогут психологам разобраться, как бороться со всей это цветущей чушью.
Автор: Кирилл Стасевич
Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
|