Герой общего времени
Умер Владимир Меньшов
Газета "Коммерсантъ" №115 от 06.07.2021, стр. 11
На 82-м году жизни в Москве от последствий коронавируса умер Владимир Меньшов, автор — и этим все сказано — оглушительного хита советского проката, награжденного «Оскаром» фильма «Москва слезам не верит» (1979).
При всей своей внешней лобастой, пролетарской простоте Меньшов был человеком-парадоксом и до конца жизни остался в профессии «своим среди чужих, чужим среди своих». Для начала у него вообще не было режиссерского диплома. Только справка об окончании несуществующей режиссерской аспирантуры при ВГИКе, которую раздобыл его учитель Михаил Ромм, единственный мэтр, способный взлелеять таких, казалось бы, чуждых ему самородков, как Шукшин и актер ставропольского театра Меньшов.
Так ведь и десятки миллионов зрителей обсуждали и продолжают обсуждать в интернете не формальные достоинства этих фильмов, а правоту или неправоту их героев, словно они — не плоды фантазии, а живые люди.
«Розыгрыш» (1976) посмотрели 34 млн зрителей, «Москву…» — 90 млн. А коллеги за глаза презирали его: работает на потребу публике, к высокому искусству отношения не имеет. Да, его хиты не были шедеврами киноискусства. Зато они, улавливая подсознательные надежды и страхи советского общества, формировали эпоху. Да, они были с формальной точки зрения архаичны. Школьная драма «Розыгрыш» о моральном крахе самоуверенного карьериста Комаровского наследовала «Аттестату зрелости» (1954), где такого же карьериста играл юный Лановой. «Москва» возрождала старомодно неторопливый жанр киноромана, отслеживающего на протяжении нескольких десятилетий параллельные судьбы героев и выводившего из бытовых коллизий нехитрую мораль о необходимости жить честно.
Так ли уж плох амбициозный Комаровский? Не слишком ли жестоко обошлась с ним учительница, разрушив надежды на поступление в престижный вуз? Что нашла Катя Тихомирова в интеллигентном алкаше-слесаре Гоше? Как могла Люда Свиридова увлечься своим хоккеистом?
Это может показаться странным, ведь «Москва…» по большому счету сказка о советской Золушке, лимитчице, ставшей крупным руководителем. «И вы мне еще про сказку рассказываете!» — обрывал Меньшов интервьюера. Он сам был человеком из советской сказки. К моменту поступления в школу-студию при МХАТе в 1961-м он «достиг пика карьеры»: работал подкатчиком главного ствола воркутинской шахты №32. Побывал и матросом на водолазном катере, и простым шахтером.
И в профессию, имея только ту сомнительную справку, он буквально ворвался, как в сказке. Написанная им в общаге бессонно-прокуренными ночами инсценировка «Месс-Мэнд» Мариэтты Шагинян самотеком попала в руки великого Зиновия Корогодского и легла в основу ослепительной феерии ленинградского ТЮЗа. Тогда Меньшов, как ни удивительно, был авангардистом и «весь в борьбе с советской властью». Написал иконоборческий сценарий «Требуется доказать» по книге Ленина «Детская болезнь левизны» — такие трюки выкидывали в мире только такие оригиналы, как Годар.
Сказочность творческой биографии парадоксально сочеталась с тем, что сказал о Меньшове поэт Алексей Дидуров, автор незабвенных песен из «Розыгрыша»: «Он — человек "из жизни", мозоли на ладонях не грим, он из тех мужчин, которые не боятся ни драки в пивной, ни гнева начальства».
...
Подробнее:
https://www.kommersant.ru/doc/4888310