Мадридская встреча ОБСЕ: поражение и большая ложь Казахстана

Прежде всего, необходимо отметить, что западное сообщество никогда не возражало относительно того, чтобы Республика Казахстан на один год заняла пост Председателя ОБСЕ.

Никакая другая страна, член ОБСЕ, не ставила вопрос о том, что Казахстана принципиально не может занимать этот пост в силу тех или иных обстоятельств. В интервью «Коммерсанту» дипломатический источник четко и ясно изложил позицию Запада по этому вопросу: "Председательство Казахстана в 2009 году для многих очень спорно, ведь только что в стране прошли крайне сомнительные парламентские выборы. Но уже в 2010 или 2011 году Астана вполне сможет получить это место".

Поэтому всегда вопрос ставился не о том, быть Казахстану председателем или нет, а о том, когда Казахстану быть председателем и когда он сможет занять этот пост: в 2009 году или позже.

На данный момент существовало две позиции.

Восточное «крыло» в лице бывших стран СНГ настаивало на том, чтобы Казахстан стал Председателем ОБСЕ как можно раньше. И не позже 2009 года.

Западное крыло ОБСЕ в лице особенно США и Великобритании, не возражая против председательства Казахстана вообще (!), просто предлагало отложить председательство ОБСЕ на более отдаленную дату – с 2010 или с 2011 годов. США и Великобритании вполне справедливо считали ,что в настоящий момент и в ближайшие два-три года Казахстан не готов и скорее всего не будет готов соответствовать стандартам ОБСЕ в качестве ее председателя. В прошлом году, 2006, западное крыло ОБСЕ признало, что Казахстан не соответствует стандартам ОБСЕ в области демократических прав и прав личности. Поэтому ОБСЕ посчитало необходимым дать Казахстана один год для исправления ситуации.

Однако, судя по всему, Казахстан хотел занять это пост очень сильно и занять как можно быстрее. В связи с этим официальная Астана организовала массированную и крупную кампанию против ОБСЕ. Причем, за всю историю ОБСЕ это было самое беспрецедентное и навязчивое давление на организацию со стороны ее членов. Со стороны Казахстана в ход шли самые разные средства и, в последнее время, просто откровенно неприглядные и вызывающие.

После того, как заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ было отложена на более поздние сроки. Казахстан стал преподносить свою заявку не как индивидуальную, а как коллективную – от всех стран СНГ- членов ОБСЕ. Казахстана, понимая, что в одиночку страна не сможет в этом или в следующем году стать председателем ОБСЕ как не соответствующая ее стандартам, рекрутировал страны СНГ для поддержки своей кандидатуры на 2009 год.

СНГ, особенно в лице России, поддержало заявку Казахстана и даже стало говорить, о том, что Казахстан является коллективным кандидатом на пост председателя ОБСЕ от всего пост-советского пространства. Со всеми вытекающими последствиями. Но и тут демократические страны ОБСЕ проявили известную твердость и принципиальность. Не отклоняя кандидатуры Казахстана, западное сообщество только отодвинуло сроки рассмотрения заявки Казахстана на председательство в 2011 году.

И тут в ход пошли совсем уж неприглядные инструменты давления со стороны «восточного крыла» ОБСЕ (имеется в виду стран СНГ-членов ОБСЕ). Члены делегаций ОБСЕ со стороны Казахстана и других стран СНГ вообще стали ставить вопрос о самом существовании ОБСЕ. На прошлогодней встрече в Брюсселе позиция стран СНГ приобрела жесткую форму конфронтации: если западное демократическое сообщество в ближайшее время (до 2009 года включительно) не поддержит кандидатуру Казахстана, вполне возможно, что за этим отказом последует коллективный выход встравн восточного крыла ОБСЕ из этой организации. Что поставит вопрос о самом существовании ОБСЕ.

Более того, заместитель главы российского МИДа Александр Грушко и вовсе заявил, что в случае отказа западного крыла предоставить пост председателя ОБСЕ Казахстану в 2009 году и не позже, Россия не будет поддерживать никакую другую кандидатуру, кроме Казахстана. Фактически речь шла об ультиматуме: председательство Казахстана в 2009 году или ОБСЕ рискует вовсе остаться без Председателя на последующие три года после 2008. Поскольку в соответствие с требованиями ОБСЕ, список кандидатур председателей ОБСЕ должен быть определен вплоть до 2011. Если это произойдет, ОБСЕ рискует остаться без председателя, по меньшей мере на год, а то и на три, ведь в Мадриде должны быть определены председатели ОБСЕ до 2011 года.

Итак, к ежегодной встрече глав МИДов стран-членов ОБСЕ в испанском Мадриде встрече 29-30 ноября 2007 года «восточное крыло» во главе с Москвой пришло со следующими ультимативными требованиями:

1. Принятие на заседании ОБСЕ коллективного документа от Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и России "Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами", который требует урезания полномочия мониторинговых миссий БДИПЧ мониторингу выборов,

2. Обоснование приостановки действия ДОВСЕ (напомним, что Россия приостановила действие ДОВСЕ в одностороннем порядке)

3. Кандидатура Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году

Забегаю вперед необходимо отметить, что ни одно из этих требований западное сообщество не выполнило. Фактически речь шла о полном провале усилий стран СНГ навязать свою волю ОБСЕ. Запад не сдался и не пошел на поводу у недемократических режимов.

Как было отмечено в ходе заседания совета министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде ситуация с демократическими правами и свободами в Казахстане не испытала никаких позитивных сдвигов. Поэтому, ни о каком председательстве Казахстана в 2009 году не может идти и речи. Здесь позиция западного крыла было однозначной и непоколебимой. Запад проявил твердость. Казахстану не помогла даже лоббистская фирма АРСО, которую Астана рекрутировала в США для поддержки своего требования – председательство в 2009 году.

По мнению Запада, Казахстану нужно еще время (два года, как минимум) для проведения обещанных официальной Астаной демократических реформ и прогресса в области прав человека. И, как мы видим, определило этот срок в течении двух последующих лет. Столько времени вполне достаточно, чтобы провести все необходимые реформы и хоть немного соответствовать стандартам ОБСЕ. Прежде чем занять пост Председателя ОБСЕ в 2010 году.

Постепенно в ходе заседания министров иностранных дел МИД становилось ясно, что демократическое сообщество западных стран вовсе не собирается отступать от своих принципов и идти на поводу у ультимативно настроенного и, можно сказать, «обнаглевшего» «восточного крыла» ОБСЕ.

По вопросу урезания полномочий Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), глава американской делегации и заместитель государственного секретаря США Николас Бернс заявил буквально следующее "Мы не пойдем на компромисс и, защищая БДИПЧ, не подвинемся ни на миллиметр". Или вот его другое заявление: "Некоторые из присутствующих здесь стран используют закон как инструмент для политических репрессий и угрожают нашему общему пониманию свободы и демократии"

Таким образом, западное крыло решительно блокировало принятие документа "Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами" и встало на сторону БДИПЧ.

Это было первое поражение «восточного крыла» ОБСЕ.

Россия в одностороннем порядке приостановила действие ДОВСЕ и на мадридской встрече намеревалась отстоять и оправдать свое решение. Однако и этого не получилось. Фактически Запад логично и оправданно обвинил Россию в подрыве всей системы европейской коллективной безопасности.

Это было второе поражение восточного крыла ОБСЕ

И, наконец, по вопросу о председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, западное сообщество встало на решительную позицию: Казахстан не может стать председателем ОБСЕ в 2009 году, поскольку до настоящего момента Астана не продвинулась в продвижении демократии в отчетный период. Напомним, что Запад вовсе не возражал против того, чтобы Казахстан занял эту позицию в 2010 или 2011 годах. При этом взяв на себя определенные обязательства.

Первым нервы не выдержали у казахстанской делегации. И казахстанская сторона, стремясь возвратиться в Астану хоть с каким-то результатом, просто сдала Россию - своего соратника в борьбе с ОБСЕ, которую сама же и просила оказать на ОБСЕ давление. Поскольку было ясно, что Запад вовсе не собирается сдаваться под натиском недемократических режимов и никакого давления не получилось. Действия казахстанской делегации, которая фактически подставила Россию, западные СМИ так и назвали – «подножкой».

Отойдя от ультимативной риторики и «боевой позы», казахстанская делегация перешла на просительный и уничижительный тон. В докладе главы МИД РК Марата Тажина ультимативный тон сразу исчез и появились просительные и оправдательные нотки. Мол, став Председателем ОБСЕ, мы никоим образом не сделаем каких-либо шагов, которые приведут к реорганизации ОБСЕ. Одним словом, пост председателя нам нужен не для того, чтобы управлять, а для того, чтобы просто получить сам статус председателя. Одним словом, Казахстан захотел стать своего «зиц-председателем» ОБСЕ.

После «предательства» Казахстана, дезавуировать свою первоначальную жесткую позицию по БДИПЧ, пришлось и России, которая осталась в одиночестве. Глава российской делегации Сергей Лавров поспешил заявить, что их предложения "не ставят целью ослабить БДИПЧ". Как заявил С.Лавров: «мы лишь собирались его укрепить" (речь идет о мандате БДИПЧ). Таким образом, никаких реформ БДИПЧ и системы мониторинга выборов «восточному крылу» добиться не удалось.

России и Казахстану пришлось сбавить воинственный тон и фактически попросить уступки в вопросе о председательстве – не 2011 ,а хотя бы 2010 год.

Напомним, что в этом текущем , 2007 году, председателем ОБСЕ является Испания. Именно поэтому там, в Мадриде, и проходило Совещание министров иностранных дел – членов ОБСЕ. В следующем, 2008 году, этот пост займет Финляндия. В 2009 году – Греция, в 2010 году – Казахстан. И в 2011 году пост председателя ОБСЕ займет Литва.

Сейчас фактически все мировые обозреватели, эксперты и СМИ признали полный провал «восточного крыла» (страны СНГ) на Мадридской встрече ОБСЕ. Вот характерная цитата из российских СМИ: «В Мадриде вчера завершилась ежегодная встреча глав МИДов стран--членов ОБСЕ, ставшая одной из самых провальных для России за последние годы. Москве, по сути, не удалось добиться ни одной из поставленных целей. Она столкнулась с консолидированной оппозицией своим планам со стороны Запада по всем ключевым вопросам: мониторингу выборов, приостановке действия ДОВСЕ и кандидатуре будущего председателя ОБСЕ.»

Однако, в то же самое время, в Казахстане по этому поводу был объявлен чуть ли не национальный праздник!

Официальная Астана фактически ввела в заблуждение казахстанскую общественность, говоря о какой-то «дипломатической победе» Казахстана (?).

И это несмотря на то, что ни одно из персональных или коллективных требований Казахстана на мадридской встрече не нашло своего положительного решения!

В частности по вопросу о дате председательства в ОБСЕ, Запад разрешал Казахстану стать председателем ОБСЕ в 2010 или в 2011 годах и был решительно против этого поста Казахстана в 2009 году.

И что же? Казахстану не удалось получить решения о своем председательстве в 2009 году и Астане пришлось удовлетвориться разрешением Запада на 2010 год.

Поэтому в чем заключалась «дипломатическая победа» Казахстана в Мадриде так и остается неясным…

О главе казахстанской делегации и министре иностранных дел Казахстана Марате Тажине говорят как о «главном ПиаРщике» страны. Может быть, поэтому он постарался обернуть своё полное поражение некоей громогласной «победой». Хотя бы для не слишком сведущей казахстанской публики…. И казахстанская делегация, для того, чтобы сохранить лицо, приложила все усилия для того, что бы казахстанское общество и масс-медиа были введены в заблуждение относительно того, что достигнутое поражение является результатом некой победы Казахстана…

Отсюда можно заключить, что в Казахстане «учение» Бората Сагдиева, по прежнему, живет и процветает…

Алан Спектор, политический обозреватель по Центральной Азии и Казахстану

http://politkz.net/