Проект по созданию альтернативных источников энергии на юге «заморозили»
Несколько лет назад в Южном Казахстане вознамерились использовать силу ветра на благо человека. Пойти по этому пути подталкивал острый дефицит электроэнергии в регионе. Не последнюю роль при этом сыграл и тот факт, что за последние три с половиной десятилетия здесь не введен ни один объект генерирующих мощностей.В январе 2003 года руководство индийской компании «NEPC India Limited» подписало с ОАО «Туркестанэнерго» соглашение о реализации совместного проекта. Руководителем предприятия – ТОО «ТуркестанэнергоNEPC» – назначили энергетика со стажем Камбара Мусабекова. Индийцы обязались поставить оборудование и всю необходимую техническую документацию в счет формирования уставного капитала совместного предприятия. Речь шла о двух ветровых электрогенераторах мощностью 250 кВт каждый, турбинах и механических передаточных устройствах. Местные энергетики брали на себя обязательство подготовить фундаментальное сооружение для их установки, проложить кабель от ближайшей линии электропередачи до ветровых турбин. Кроме того, в их задачу входило обеспечить необходимую технику и рабочую силу, установить измерительные приборы для контроля вырабатываемой электроэнергии.
Руководство области активно поддерживало реализацию пилотного проекта, осознавая перспективность развития возобновляемой энергетики. Все работы шли по плану. И вскоре на высотке возле аула Кушата при подъезде к Кентау появились две огромные ветровые станции. Их лопасти были хорошо видны издали и сулили погрузившемуся в экономический упадок городу горняков неминуемый расцвет. К выбору места расположения ветровой станции подошли тщательно. Индийские специалисты трижды приезжали сюда и сами замеряли силу ветра, прежде чем окончательно сделали выбор.
Наладкой смонтированного оборудования тоже занимались индийцы. Местные энергетики находились рядом, ведь им предстояло эксплуатировать уникальный объект. Амиржан Искаков, технический директор ТОО «Онтустик жарык транзит» в то время работал в Кентау начальником РЭС. Ежедневно он приезжал на объект.
– Как сейчас помню, запуск ветряков состоялся в последние дни октября 2004 года, – рассказывает Амиржан Базарбаевич. – Накануне резко похолодало и даже выпал снег. Специалисты из Индии очень тяжело переносили такую погоду. Нам пришлось в срочном порядке искать в Шымкенте ватные фуфайки, чтобы спасти их от холода. От непогоды замерзли не столько иностранные специалисты, сколько... ветряки. Трансмиссионное масло застыло, и станция, выдержав половину суток, не отработав даже пусковые 72 часа, остановилась. Запустить потом механизм после этого так и не смогли. Пусковой механизм на одном ветряке индийцы сняли сами, и больше его никто не видел.
Вот так погодные условия зарубили на корню пилотный проект по развитию возобновляемой энергетики. В буквальном смысле слова замороженные генераторы простояли всю зиму. По весне энергоснабжающая организация сама пробовала запустить второй ветряк, но он часто отключался, резко реагируя на изменение направления ветра. Так два ветроэлектрических генератора общей стоимостью более 600 тыс. долларов оказались по сути дела бесхозными.
– Я устал обивать пороги начальственных кабинетов, – рассказывает Камбар Мусабеков, директор ТОО «ТуркестанэнергоNEPC». – Предприятие давно уже прекратило какую бы то ни было хозяйственную деятельность, но номинально оно существует, к тому же за ним числятся долги по налогам и обязательным платежам. Я писал письма абсолютно всем акимам области, которые сменяли друг друга на этом посту за последние пять лет. В судебном порядке принято решение об отчуждении имущества станций и признания права собственности за казахстанской стороной. Но дальше этого дело так и не продвинулось.
Индийцы поначалу было заявили о намерении демонтировать генераторы и вывезти в Индию, но вскоре потеряли интерес к ним. ОАО «Туркестанэнерго» было признано банкротом, а новый поставщик электроэнергии не проявил к ветрякам ни особого интереса, ни тем более желания заниматься производством ветровой энергии. Талгат Абилгазы, генеральный директор ТОО «Онтустик жарык», говорит, что сейчас юристы предприятия рассматривают возможность взыскания с ТОО «ТуркестанэнергоNEPC» дебиторской задолженности в сумме 3 480 тыс. тенге. Три миллиона в свое время ОАО «Туркестанэнерго» уплатило за проведение строительно-монтажных работ, а оставшаяся сумма была авансом в счет будущих поставок ветровой энергии.
Производственная часть проекта по-прежнему вне поля зрения правопреемника одного из учредителей совместного предприятия. Хотя, по мнению того же Амиржана Искакова, запуск генераторов вполне возможен. Для этого достаточно пригласить российских специалистов, которые помогли бы заменить пусковой механизм, адаптировав его к местным условиям. Но первому и пока единственному на юге промышленному комплексу по производству ветровой энергии была уготована другая судьба: ржаветь на семи ветрах. Тех самых, которые могли бы давать дешевую и экологически чистую электрическую энергию, которой так не хватает на юге.
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Любовь ДОБРОТА, Южно-Казахстанская область