Цены на дизтопливо в Павлодаре растут как на дрожжах
Исключение составляют лишь заправки ТОО "Гелиос". Здесь летняя солярка по-прежнему стоит пока 81 тенге за литр. Но купить ее за наличный расчет практически невозможно.Цены на дизтопливо пошли вверх сразу после майских праздников. Утром 10 мая водители приехали на заправки и не поверили своим глазам. За одну ночь летняя солярка подорожала сразу на 14 тенге. Причем что любопытно: цены на дизтопливо взвинтили лишь мелкие автозаправочные станции. На заправках ТОО "Гелиос" ценники остались прежними. И началось сюда настоящее паломничество. Но заправиться удается не всем.
– До этого "кризиса", – говорит водитель автобусного маршрута № 1 Евгений, – мы покупали дизтопливо по цене 81 тенге за литр. А сейчас платим уже по 120 тенге. Заправляемся на частных мелких АЗС – только там солярка и есть. А вот на заправках "Гелиоса" дизтопливо в страшном дефиците. Только ценники висят – 81 тенге. На самом деле топливо есть лишь ранним утром – с пяти до шести часов. Но на заправках выстраиваются невероятные очереди, как в войну за хлебом. Так что дефицитный товар достается далеко не всем. Сейчас все "автобусники" работают себе в убыток – топливо резко подорожало, и не на пять-шесть тенге, что было бы еще терпимо, а на 39 тенге за каких-то десять дней. Оплата за проезд в общественном транспорте даже наполовину не покрывает наши затраты. Но самое неприятное: никто нашими проблемами не занимается. Сейчас принцип такой: не хочешь заправляться по такой цене – не заправляйся, а значит, не работай.
Про дефицит дизтоплива на гелиосовских заправках говорит и президент ассоциации "Павлодарский областной Союз транспортников" Василий Рудаков.
– Вот уже почти две недели ситуация с дизтопливом на павлодарском рынке не меняется. Что ни день, то на мелких АЗС – новые цены. А гелиосовцы, которые держат прежнюю цену, выбросят рано утром две-три тонны за наличный расчет – и все. Потом купить топливо по 81 тенге можно только либо по талонам, либо по картам.
В городе, по данным Василия Рудакова, сегодня насчитывается десять фирм, занимающихся общественными перевозками. Пассажиров обслуживают более двухсот автобусов. И 95 процентов из них работают на дизельном топливе. "Бензиновые маршруты" в областном центре можно пересчитать по пальцам. Среди водителей настоящая паника, которая усугубляется тем, что и городские, и областные власти хранят гордое молчание, отказываясь от каких-либо комментариев.
– Мы не знаем, что происходит, как долго это продлится и чего нам ждать завтра, – передает всеобщее настроение президент Союза транспортников. – Все большее число водителей поговаривают о митингах. Но это же не выход. Я считаю, что нужно собраться, обсудить проблему – и вместе найти пути ее решения. Может быть, по примеру стабилизационного зернового фонда создать и фонд дизтоплива на случай вот таких форс-мажорных обстоятельств.
Между тем в городском отделе пассажирского транспорта подсчитали, что для обеспечения бесперебойного движения автобусов и маршрутных такси необходимо порядка 23 тонн дизтоплива в день. С ТОО "Гелиос", по словам начальника отдела пассажирского транспорта Мурата Асылбекова, городу удалось договориться на покупку лишь 17 тонн летней солярки в день. Как будут развиваться события дальше? Никаких прогнозов на этот счет никто не делает. В том числе и работники павлодарского филиала ТОО "Гелиос".
– То, что сейчас происходит с топливом, – комментирует ситуацию начальник отдела инспекции ТОО "Гелиос" Илья Лобашевский, – результат общего дефицита нефтепродуктов на рынке Казахстана. Что касается непосредственно "Гелиоса", то мы осуществляем бесперебойную поставку дизтоплива всем, с кем нас связывают договорные обязательства. В том числе службам жизнеобеспечения города и сельхозтоваропроизводителям. Как вы знаете, в феврале в числе других мы подписали меморандум, согласно которому до 31 мая должны обеспечивать фермеров соляркой по фиксированным умеренным ценам. Для Павлодарской области квота составляет 13 тысяч тонн дизтоплива. И мы добросовестно выполняем взятые по госзаказу обязательства. Никто не может нас обвинить в перебое с горючим для сельхозников.
Согласно подписанному меморандуму, дизтопливо сельчанам реализуют по 63 тенге за литр. Для всех остальных "Гелиос", как уже говорилось, держит цену в 81 тенге.
– Но еще раз повторяю, – продолжает Илья Лобашевский, – что в первую очередь мы выполняем договорные обязательства. По-другому и быть не может. Но это не значит, что за наличный расчет солярка у нас не продается. Другой вопрос, что мы просто физически не успеваем обслуживать такой наплыв клиентов. Все наши технические службы работают в усиленном режиме. То, что мы завозим ночью для свободной продажи, к первой половине дня уже заканчивается. Все это мы объяснили в отделе пассажирского транспорта. Но думаю, что нас не поняли. И вот что интересно: почему-то снабдить топливом павлодарских перевозчиков городские власти просят именно "Гелиос", а не те фирмы, с которыми у этих перевозчиков заключены договоры. Но, извините, если они нарушают свои договорные обязательства, при чем тут мы? Среди всех перевозчиков нашими клиентами являются лишь две фирмы – "Межгортранс" и "Автобусный парк № 1". Спросите, есть у них проблемы с обеспечением своего транспорта дизтопливом. Но при всем при этом мы пошли навстречу городу и согласились поставлять им горючее. Возможно, не то количество, которое им бы хотелось, но это все, что на сегодня мы можем предложить.
В павлодарском филиале ТОО "Гелиос" также заверили, что не имеют никакого отношения к поднятию на мелких АЗС цен на дизтопливо.
Похоже, сейчас с дизтопливом происходит то же самое, что осенью прошлого года происходило с растительным маслом. Воспользовавшись дефицитом нефтепродуктов, особо предприимчивые бизнесмены обернули ситуацию на пользу своему карману. Осенью, чтобы стабилизировать ситуацию с продуктами, в дело вмешались областные власти и финансовая полиция. Может быть, имеет смысл перенести этот опыт и на владельцев АЗС?
P.S. Когда статья уже была готова к печати, президент Союза транспортников области Василий Рудаков сообщил, что благодаря взаимодействию с областными властями удалось найти выход из создавшегося положения. ТОО "Гелиос" изыскало возможность поставки дополнительных объемов горючего. Транспортники стали заключать договоры с компанией.
Виолетта ШВАРЦ, "Литер"