Деньги для бедных отдали богатым

Миллиарды бюджетных тенге, направляемых государством на поддержку малоимущих, на деле используются для дальнейшего обогащения совсем не бедных. Кто и для чего создал такие схемы кредитования? И куда уходят деньги налогоплательщиков?

Этот неудобный вопрос не раз поднимали в Парламенте, обсуждая вопросы микрокредитования населения.

На днях депутат Аманжан ЖАМАЛОВ вновь поднял эту тему, прямо обозвав наши микрофинансовые организации "теневыми банковскими структурами".

Идея предполагала благие цели: обеспечить сельчанам доступ к кредитным ресурсам по низким процентным ставкам. Для этого и немалые деньги выделили, и обширную сеть микрокредитных организаций создали. Но кто-то очень хитрый настолько усовершенствовал модель микрокредитования, что деньги пошли совсем другим путем. Причем на вполне законном основании, согласно Закону "О микрокредитных организациях", как выразился депутат, ловко "протащенному" в свое время через Парламент.

- А там - и грабительские договоры, и хищнические проценты: фактически годовая ставка - 60 процентов, - возмущается депутат Аманжан ЖАМАЛОВ.

Он же напомнил и историю вопроса:

- С 2005 года правительство реализует масштабную программу финансовой поддержки сектора микрокредитования через АО "Фонд развития предпринимательства "Даму". В 2005-2007 годах действовала "Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего бизнеса на 2005-2007 годы", в рамках которой на развитие МКО было выделено 11 миллиардов тенге. Но эта деятельность оказалась убыточной, и было принято решение прекратить практику создания МКО с участием фонда в их уставных капиталах. К сожалению, я так и не сумел найти данные о судьбе потраченных 8 миллиардов тенге, но в государственную казну они так и не вернулись.

Сейчас, кстати, действует уже новая программа, до 2012 года. Средства на нее предусматриваются куда более серьезные - 35,6 миллиарда тенге. И схема новая: теперь фонд размещает средства в банках, а те кредитуют заемщика. Однако опять-таки не предполагается ограничение процентных ставок по микрокредитам для самих заемщиков - они так и будут 40-60 процентов годовых.

То есть и по новой схеме бюджетные средства направляются на обогащение банков и МКО, а не на решение социальных проблем.

И еще одна нехорошая тенденция вырисовывается из депутатского анализа и данных Минэкономики: наибольшее количество кредитов выдавалось все это время на проекты в сфере торговли. На финансирование проектов сельского хозяйства, для чего все и создавалось, пошло всего 2,57 процента от общей суммы освоенных средств.

Интересно, что ответят на депутатский запрос те, кому он адресован: председатель Нацбанка РК Григорий МАРЧЕНКО, председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елена БАХМУТОВА и министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт СУЛТАНОВ?

А мы в свою очередь хотели бы спросить читателей: кто из вас воспользовался микрокредитом и на каких условиях?

Наталия БУРАВЦЕВА, "Караван"