В мире наступила «рецессия свободы»

Победа Запада в «холодной войне» положила начало периоду беспрецедентного расцвета демократии. Теперь он закончился. Волна распространения политических и личных свобод не только замедлила свой бег, но в последние годы даже обратилась вспять. Поскольку именно США были «повивальной бабкой» того нового мира, что родился в 1989 году, нынешняя тенденция представляет отнюдь не академический интерес.

Незавидная ситуация с демократией суммируется в очередном ежегодном докладе Freedom House «Свобода в мире 2010» ("Freedom in the World 2010"); он был опубликован вчера. Эта правозащитная организация делает вывод: мы переживаем «рецессию свободы». Четвертый год подряд количество стран, где положение с политическими и гражданскими правами ухудшилось, превышает число государств, где наблюдается улучшение в этой сфере: за все сорок лет, что составляются эти авторитетные доклады, подобная негативная тенденция еще никогда не сохранялась так долго.

Начнем с «оси сотрудничества» - государств, которые президент Обама пытался «умаслить» в первый год пребывания в должности. По критериям Freedom House, авторитарные режимы в России, Венесуэле, Иране и Китае в 2009 г. приобрели еще более репрессивный характер. Попытки Америки вести себя «деликатнее» не придали деликатности другой стороне.

В четырех африканских государствах за прошлый год произошли военные перевороты. Что же касается единственной страны Центральной Азии, подававшей надежды в плане демократизации - Киргизстана, - то она в последнем докладе переведена из категории «частично свободных» в «несвободные».

Самым неблагоприятным для демократии регионом остается Ближний Восток. Здесь лишь одна страна - Израиль - соответствует критериям «свободной». Большинство же его арабских соседей зашли еще дальше по пути репрессий. Даже в Иордании и Марокко ситуация ухудшилась: короли, правящие этими двумя государствами, прежде проводившие умеренную политику, в последнее время сосредоточивают в своих руках все больше политической власти.

Заметными исключениями стали Ирак и Ливан. Наряду с Турцией обе страны могут считаться «мусульманскими демократиями». И отнюдь не случайно, что именно эти две страны в середине «нулевых» были объектами политики Джорджа У. Буша по распространению демократии.

Конечно, картина не во всем выглядит мрачной. В категории «свободных» сегодня числится 89 стран, где проживает почти половина населения планеты, а система демократических выборов существует в 116 государствах (двадцать лет назад их было соответственно 61 и 79). Никогда еще в истории столько людей не были свободны от тирании.

Однако ухудшение общей ситуации с демократией совпало с ослаблением интереса самой Америки к ее распространению. И началось это не с приходом Обамы в Белый дом. В связи с сокрушительным поражением республиканцев на промежуточных выборах 2006 г. и ослаблением поддержки обществом ближневосточной политики предыдущей администрации, президент Буш перестал - как в риторическом, так и в практическом плане - делать акцент на этом - еще недавно главном - пункте своей внешнеполитической программы.

Нынешняя же администрация полностью пересмотрела приоритеты США в этой области. В отношениях с Россией и Китаем стратегические вопросы отодвинули на второй план заявления о демократии и правах человека; в Пекине госсекретарь Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) даже охарактеризовала их как фактор, отвлекающий от главного в двусторонних контактах. То же самое относится и к Ирану.

Во времена Джона Кеннеди и Рональда Рейгана мы старались сделать мир лучше, исходя из убежденности в том, что стремление к свободе по определению присуще всем людям. Теперь же мы действуем так, словно смирились с несовершенством окружающего мира. Раньше мы «подталкивали» другие страны к либеральной демократии. Сегодня Вашингтон пришел к выводу, что издержки этих усилий слишком высоки.

Тем временем враги демократии не жалеют сил, чтобы свести к нулю успехи, достигнутые после падения Берлинской стены, и во многих случаях им это удается.

ruvr.ru