Бомба замедленного действия
dead 22 Января 2008 в 17:24:16
, 18.01.2008
Возможно ли предотвратить грядущий кризис экономики?
Увольнение главы Инвестиционного Фонда Казазстана Зейнуллы Какимжанова стало одним из наиболее значимых событий недели. Короткий пресс-релиз распространённый СМИ явился кульминацией долгого противостояния руководителя фонда «Казына» Кайрата Келимбетова и председателя Инвестиционного Фонда Зейнуллы Какимжанова.
Не секрет, что до недавнего времени, Какимжанову удавалось сохранять независимость от «Казыны», несмотря на амбиции Келимбетова и его попытки «подмять» под себя Инвестиционный Фонд. Являясь своего рода «занозой» в боку «Казыны» Инвестиционный Фонд и его руководитель вызывали чрезмерное раздражение у Келимбетова. Также известно, что команды «Казыны» и Инвестфонда тоже разделились на враждующие лагеря. «Киндер-сюрпризы» Келимбетова и команда «невменяемого» Зейнуллы зачастую обменивались нелестными комментариями в адрес друг друга.
К сожалению, устранение Какимжанова из структуры «Казыны» также устраняет систему балансов и противовесов в Фонде. Присутствие Какимжанова являлась определённым сдерживающим фактором в предотвращении многих откровенно бредовых идей «киндер-сюрпризов». Общеизвестно, что команда Келимбетова отличается не талантом или стратегическим видением вещей, а неутолимым желанием взять под свой контроль как можно больше государственных и негосударственных структур.
Не будет откровением и то, что «казыновцы» любят отдохнуть за счёт государства, и во всевозможных заграничных командировках ни в чём себе не отказывают. Начисление бонусов для «себя любимого», является одной из приоритетных задач для каждого уважающего себя менеджера «Казыны».
Занимательно, что всё это происходит на фоне тотальной убыточности всех подразделений фонда, о чем, впрочем, г-н. Келимбетов предпочитает умалчивать. Возникает вопрос – за какие заслуги «казыновцы» платят себе бонусы, летают первым классом в загранкомандировки и живут в отелях класса люкс? Сопоставимы ли расходы на содержание «Казыны» и всех её структур с общим уровнем доходности фонда? Ответ однозначен и бескомпромиссен – нет!
Утверждения г-на Келимбетова о том, что результаты его деятельности будут видны только через несколько лет, являются ни чем иным, как попыткой отодвинуть неизбежно приближающийся конец. Развязкой всех так называемых «прорывных» проектов будет холодный душ на голову главы правительства в виде безвозвратных потерь от заведомо провальных инвестпроектов «Казыны». Вопрос в том, где будет в это время г-н.Келимбетов. Вполне возможно, что вне пределов досягаемости властей.
Планы «Казыны» расширить сферу своего влияния eщё раз подчёркивают неспособность топ-менеджмента фонда к выработке чётко сформулированной стратегии развития, а также стремительный отход от тех задач, для которых создавался фонд. Взять к примеру планы «Казыны» по поглощению Казахстанской Ипотечной Компании (КИК) и холдинга Астана-Финанс.
Если верить заявлениям г-на. Келимбетова, задачей ФУР «Казына» является диверсификация экономики. В этой связи не совсем понятно, как приобретение этих компаний поможет поставленной задаче. КИК занимается исключительно ипотекой, львиная доля портфеля Астана-Финанс также приходится на строительство. Одной из причин финансового кризиса, как известно, была чрезмерная концентрация инвестиционных портфелей в ипотеке и строительстве. Соответственно, приобретая эти компании, «Казына» не диверсифицирует экономику, а наоборот, значительно ухудшает уровень диверсификации, так как приобретения осуществляются за счёт государства. Воистину, девизом «Казыны» должно быть явялется лозунг, «наступил на грабли один раз – наступи и второй!».
В перспективе, наиболее вероятным результатом деятельности фонда «Казына» под руководством Келимбетова будет ухудшение конкурентного потенциала страны, растрата государственных средств и упущенные возможности улучшения благосостояния граждан Казахстана.
На данный момент, Правительство не предпринимает шагов для анализа возможных последствий такой псевдо-экономической деятельности. Возможно, лоббируются интересы определённых групп влияния, также вполне вероятно, что амбициозный, но не слишком мудрый руководитель фонда выгоден для таких групп. Ведь «проталкивая» решения через Келимбетова, можно направлять значительные финансовые средства из госбюджета в удобное русло, на те проекты, где часть средств может спокойно осесть на счетах заинтересованных лиц.
В целом, «Казына» активно преследуя личные амбиции г-на Келимбетова, безрассудно игнорирует приоритеты экономического развития Казахстана. Красивые отчёты перед главой государства маскируют эффект бомбы замедленного действия, удачно заложенной менеджерами «Казыны». Создание проектов вроде «30 корпоративных лидеров» или схемы поддержки строительных компаний не улучшают, а значительно ухудшают конкурентоспособность экономки, так как они «высасывают» средства из бюджета страны, которые могли бы быть использованы с большей эффективностью.
На личностном уровне, харизматичный и жёсткий управленец Какимжанов в отличие от мягкотелого и трусоватого Келимбетова, был не слишком удобен для создания всякого рода схем. К сожалению, жертвой этой подковёрной борьбы, в конечном счёте становится государство. Система, предпочитающая вялое рукопожатие и лестный комплимент профессионализму и бескомпромиссности в решениях не может претендовать на достойное место в глобальной экономической гонке. Обещания «Казыны» достичь конкретных, измеряемых результатов по своим проектам пока остаются обещаниями. Как говориться, обещанного три года ждут. Только вот не пришлось бы нам ждать вечно.
КУБ
Вдогонку
Как обманывают Назарбаева
Григорий Марченко, заслуживший авторитет благодаря либеральным
экономическим реформам в Казахстане, во вторник покинул пост помощника
президента страны Нурсултана Назарбаева, подвергнув резкой критике
правительство и недавние выборы в парламент.
Марченко, несколько лет возглавлявший Нацбанк, внес заметный вклад в создание конкурентоспособной национальной банковской системы, а в конце 90-х годов дал старт пенсионной реформе, подтолкнувшей развитие частных пенсионных фондов и управляющих компаний. В начале 2004 года он был назначен 1-м вице-премьером, курировавшим финансы и макроэкономику. Однако уже в апреле - через 98 дней – Марченко покинул этот пост, став помощником Назарбаева, не объяснив причин.
На первой с тех пор пресс-конференции, которая оказалась посвящена его уходу с госслужбы, Марченко приоткрыл завесу тайн, привычных для
кулуарного стиля казахстанской политики. "Я пришел к президенту и сказал, что 100 дней я с этим премьер-министром (Даниалом Ахметовым) работать не буду", - сказал он.
Марченко критически высказался и в адрес бывшего министров финансов (сейчас - министра здравоохранения) Ерболата Досаева и министра
экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, обвинив их в
неправильных расчетах национальной программы жилищного строительства,
которую Назарбаев считает одним из залогов будущего процветания
казахстанцев.
"Досаев и Келимбетов дали президенту полностью фальшивые расчеты", - сказал Марченко. Он сообщил, что не раз рекомендовал Назарбаеву уволить Ахметова, но не нашел у него поддержки. "Я считаю, что назначение этого премьер-министра было кадровой ошибкой, и чем скорее она будет исправлена, тем лучше. Но, как всем очевидно, у президента другая точка зрения".
Бывший помощник президента также сказал, что недоволен организацией прошедших 19 сентября парламентских выборов, которые ОБСЕ, ЕС и США назвали не соответствующими демократическим стандартам. "Многие говорили о том, что эти выборы как бы репетиция президентских выборов через два года. Крайне неудачная репетиция... Можно и нужно было организовать все это лучше и не допускать всех этих нарушений, которые вызвали у многих людей недовольство", - сказал он, признавшись, что проголосовал за кандидата от оппозиционной партии "Ак Жол" Жаннат Ертлесову.
Назарбаев намерен баллотироваться на новый семилетний срок на выборах президента в 2006 году. В то же время Марченко подчеркнул, что не собирается заниматься политикой и не симпатизирует ни одной из партий.
"Политика мне претит в том виде, как она у нас сейчас практикуется", -
пояснил он.
Экс-глава Нацбанка сказал, что остается "внештатным советником"
Назарбаева, но намерен вернуться в частный бизнес. "Я в частный сектор хотел всегда... Сейчас президент пошел навстречу", - сказал Марченко, добавив, что есть также "ряд других обстоятельств личного характера".
Финансист рассказал, что хочет создать и возглавить финансовый холдинг
или банк с несколькими дочерними компаниями. По словам Марченко, он намерен провести переговоры с несколькими потенциальными инвесторами, как в Казахстане, так и за рубежом. "С нашей стороны может быть участников пять - шесть и западных институтов, как стратегических партнеров, тоже пять - шесть, не больше", - сказал он.
"Есть определенные ниши, которые сейчас не заняты ни нашими банками и другими финансовыми институтами, ни западными банками и страховыми компаниями, которые присутствуют в Казахстане, - сказал Марченко. "Поэтому потенциал развития наших финансовых рынков не до конца исчерпан, и мне кажется, что если правильно построить концепцию
финансового института, который бы работал на всех сегментах, причем как
в Казахстане, так и в странах региона, есть возможность зарабатывать
хорошие деньги".
Возможно ли предотвратить грядущий кризис экономики?
Увольнение главы Инвестиционного Фонда Казазстана Зейнуллы Какимжанова стало одним из наиболее значимых событий недели. Короткий пресс-релиз распространённый СМИ явился кульминацией долгого противостояния руководителя фонда «Казына» Кайрата Келимбетова и председателя Инвестиционного Фонда Зейнуллы Какимжанова.
Не секрет, что до недавнего времени, Какимжанову удавалось сохранять независимость от «Казыны», несмотря на амбиции Келимбетова и его попытки «подмять» под себя Инвестиционный Фонд. Являясь своего рода «занозой» в боку «Казыны» Инвестиционный Фонд и его руководитель вызывали чрезмерное раздражение у Келимбетова. Также известно, что команды «Казыны» и Инвестфонда тоже разделились на враждующие лагеря. «Киндер-сюрпризы» Келимбетова и команда «невменяемого» Зейнуллы зачастую обменивались нелестными комментариями в адрес друг друга.
К сожалению, устранение Какимжанова из структуры «Казыны» также устраняет систему балансов и противовесов в Фонде. Присутствие Какимжанова являлась определённым сдерживающим фактором в предотвращении многих откровенно бредовых идей «киндер-сюрпризов». Общеизвестно, что команда Келимбетова отличается не талантом или стратегическим видением вещей, а неутолимым желанием взять под свой контроль как можно больше государственных и негосударственных структур.
Не будет откровением и то, что «казыновцы» любят отдохнуть за счёт государства, и во всевозможных заграничных командировках ни в чём себе не отказывают. Начисление бонусов для «себя любимого», является одной из приоритетных задач для каждого уважающего себя менеджера «Казыны».
Занимательно, что всё это происходит на фоне тотальной убыточности всех подразделений фонда, о чем, впрочем, г-н. Келимбетов предпочитает умалчивать. Возникает вопрос – за какие заслуги «казыновцы» платят себе бонусы, летают первым классом в загранкомандировки и живут в отелях класса люкс? Сопоставимы ли расходы на содержание «Казыны» и всех её структур с общим уровнем доходности фонда? Ответ однозначен и бескомпромиссен – нет!
Утверждения г-на Келимбетова о том, что результаты его деятельности будут видны только через несколько лет, являются ни чем иным, как попыткой отодвинуть неизбежно приближающийся конец. Развязкой всех так называемых «прорывных» проектов будет холодный душ на голову главы правительства в виде безвозвратных потерь от заведомо провальных инвестпроектов «Казыны». Вопрос в том, где будет в это время г-н.Келимбетов. Вполне возможно, что вне пределов досягаемости властей.
Планы «Казыны» расширить сферу своего влияния eщё раз подчёркивают неспособность топ-менеджмента фонда к выработке чётко сформулированной стратегии развития, а также стремительный отход от тех задач, для которых создавался фонд. Взять к примеру планы «Казыны» по поглощению Казахстанской Ипотечной Компании (КИК) и холдинга Астана-Финанс.
Если верить заявлениям г-на. Келимбетова, задачей ФУР «Казына» является диверсификация экономики. В этой связи не совсем понятно, как приобретение этих компаний поможет поставленной задаче. КИК занимается исключительно ипотекой, львиная доля портфеля Астана-Финанс также приходится на строительство. Одной из причин финансового кризиса, как известно, была чрезмерная концентрация инвестиционных портфелей в ипотеке и строительстве. Соответственно, приобретая эти компании, «Казына» не диверсифицирует экономику, а наоборот, значительно ухудшает уровень диверсификации, так как приобретения осуществляются за счёт государства. Воистину, девизом «Казыны» должно быть явялется лозунг, «наступил на грабли один раз – наступи и второй!».
В перспективе, наиболее вероятным результатом деятельности фонда «Казына» под руководством Келимбетова будет ухудшение конкурентного потенциала страны, растрата государственных средств и упущенные возможности улучшения благосостояния граждан Казахстана.
На данный момент, Правительство не предпринимает шагов для анализа возможных последствий такой псевдо-экономической деятельности. Возможно, лоббируются интересы определённых групп влияния, также вполне вероятно, что амбициозный, но не слишком мудрый руководитель фонда выгоден для таких групп. Ведь «проталкивая» решения через Келимбетова, можно направлять значительные финансовые средства из госбюджета в удобное русло, на те проекты, где часть средств может спокойно осесть на счетах заинтересованных лиц.
В целом, «Казына» активно преследуя личные амбиции г-на Келимбетова, безрассудно игнорирует приоритеты экономического развития Казахстана. Красивые отчёты перед главой государства маскируют эффект бомбы замедленного действия, удачно заложенной менеджерами «Казыны». Создание проектов вроде «30 корпоративных лидеров» или схемы поддержки строительных компаний не улучшают, а значительно ухудшают конкурентоспособность экономки, так как они «высасывают» средства из бюджета страны, которые могли бы быть использованы с большей эффективностью.
На личностном уровне, харизматичный и жёсткий управленец Какимжанов в отличие от мягкотелого и трусоватого Келимбетова, был не слишком удобен для создания всякого рода схем. К сожалению, жертвой этой подковёрной борьбы, в конечном счёте становится государство. Система, предпочитающая вялое рукопожатие и лестный комплимент профессионализму и бескомпромиссности в решениях не может претендовать на достойное место в глобальной экономической гонке. Обещания «Казыны» достичь конкретных, измеряемых результатов по своим проектам пока остаются обещаниями. Как говориться, обещанного три года ждут. Только вот не пришлось бы нам ждать вечно.
КУБ
Вдогонку
Как обманывают Назарбаева
Григорий Марченко, заслуживший авторитет благодаря либеральным
экономическим реформам в Казахстане, во вторник покинул пост помощника
президента страны Нурсултана Назарбаева, подвергнув резкой критике
правительство и недавние выборы в парламент.
Марченко, несколько лет возглавлявший Нацбанк, внес заметный вклад в создание конкурентоспособной национальной банковской системы, а в конце 90-х годов дал старт пенсионной реформе, подтолкнувшей развитие частных пенсионных фондов и управляющих компаний. В начале 2004 года он был назначен 1-м вице-премьером, курировавшим финансы и макроэкономику. Однако уже в апреле - через 98 дней – Марченко покинул этот пост, став помощником Назарбаева, не объяснив причин.
На первой с тех пор пресс-конференции, которая оказалась посвящена его уходу с госслужбы, Марченко приоткрыл завесу тайн, привычных для
кулуарного стиля казахстанской политики. "Я пришел к президенту и сказал, что 100 дней я с этим премьер-министром (Даниалом Ахметовым) работать не буду", - сказал он.
Марченко критически высказался и в адрес бывшего министров финансов (сейчас - министра здравоохранения) Ерболата Досаева и министра
экономики и бюджетного планирования Кайрата Келимбетова, обвинив их в
неправильных расчетах национальной программы жилищного строительства,
которую Назарбаев считает одним из залогов будущего процветания
казахстанцев.
"Досаев и Келимбетов дали президенту полностью фальшивые расчеты", - сказал Марченко. Он сообщил, что не раз рекомендовал Назарбаеву уволить Ахметова, но не нашел у него поддержки. "Я считаю, что назначение этого премьер-министра было кадровой ошибкой, и чем скорее она будет исправлена, тем лучше. Но, как всем очевидно, у президента другая точка зрения".
Бывший помощник президента также сказал, что недоволен организацией прошедших 19 сентября парламентских выборов, которые ОБСЕ, ЕС и США назвали не соответствующими демократическим стандартам. "Многие говорили о том, что эти выборы как бы репетиция президентских выборов через два года. Крайне неудачная репетиция... Можно и нужно было организовать все это лучше и не допускать всех этих нарушений, которые вызвали у многих людей недовольство", - сказал он, признавшись, что проголосовал за кандидата от оппозиционной партии "Ак Жол" Жаннат Ертлесову.
Назарбаев намерен баллотироваться на новый семилетний срок на выборах президента в 2006 году. В то же время Марченко подчеркнул, что не собирается заниматься политикой и не симпатизирует ни одной из партий.
"Политика мне претит в том виде, как она у нас сейчас практикуется", -
пояснил он.
Экс-глава Нацбанка сказал, что остается "внештатным советником"
Назарбаева, но намерен вернуться в частный бизнес. "Я в частный сектор хотел всегда... Сейчас президент пошел навстречу", - сказал Марченко, добавив, что есть также "ряд других обстоятельств личного характера".
Финансист рассказал, что хочет создать и возглавить финансовый холдинг
или банк с несколькими дочерними компаниями. По словам Марченко, он намерен провести переговоры с несколькими потенциальными инвесторами, как в Казахстане, так и за рубежом. "С нашей стороны может быть участников пять - шесть и западных институтов, как стратегических партнеров, тоже пять - шесть, не больше", - сказал он.
"Есть определенные ниши, которые сейчас не заняты ни нашими банками и другими финансовыми институтами, ни западными банками и страховыми компаниями, которые присутствуют в Казахстане, - сказал Марченко. "Поэтому потенциал развития наших финансовых рынков не до конца исчерпан, и мне кажется, что если правильно построить концепцию
финансового института, который бы работал на всех сегментах, причем как
в Казахстане, так и в странах региона, есть возможность зарабатывать
хорошие деньги".
|