126 жертв самой страшной космической катастрофы СССР

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Софруджу 24 Октября 2015 в 19:11:40


О том, что произошло в этот трагический день «КП» рассказывал ветеран Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владислав Васильевич Борзенко:
- Я оказался среди тех немногих, которые находились в то время на стартовой площадке 41 и случайно остались живы. С тех пор я считаю 24 октября моим вторым днем рождения.
Впервые я прилетел на Байконур в сентябре 1960 года. Нас поселили в бараках на 10-й площадке, расположенных тогда между сегодняшним госпиталем и берегом реки Сырдарьи. Ленинск (так тогда назывался город при космодроме — Ред.) только начинал строиться.
На площадке 41 готовилась к первому пуску межконтинентальная ракета Р-16. Мы монтировали и отлаживали оборудование для регистрации теплового и силового воздействия газовых струй двигателей ракеты на стартовый стол и стартовую площадку. Наше основное оборудование размещалось под стартовой площадкой примерно в 40 м от стартового стола. Управление им велось из бункера.
Стартовый стол в центре площадки был установлен на специальных весах, смонтированных в колодце под стартом. Через этот же колодец снизу к ракете по паттерне из бункера подходили кабели, по которым осуществлялось управление подготовкой к пуску и пуск ракеты. Весы измеряли и дополнительно контролировали вес сухой и заправленной ракеты.
Несколько слов нужно сказать о технических характеристиках ракеты. Это двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета дальностью полета 13 тысяч км. Тяга ракетных двигателей первой ступени – 240 тонн (4 двигателя по 60 тонн тягой каждый). Компоненты топлива: окислитель – концентрированная азотная кислота, горючее – несимметричный диметилгидрозин (гептил). Это высокоэнергетические, самовоспламеняющиеся при соединении друг с другом и крайне ядовитые жидкости. Количество заправленных



Первый пуск ракеты Р-16 был намечен на конец октября 1960 года.
23 октября 1960 года ракета была заправлена топливом и началась проверка ее систем. Уже была объявлена суточная готовность. При проведении дальнейших работ по техплану подготовки ракеты к пуску в системе управления запуском второй ступени были обнаружены неполадки.

Чтобы решить что делать дальше состоялось заседание Государственной комиссии под председательством маршала ракетных войск М.И. Неделина. По техническим условиям ракета в заправленном состоянии могла находиться не более 24 часов. Технических средств для обеспечения слива и приема топлива из ракеты не было. Поэтому было решено проводить работы по устранению неисправности на заправленной ракете.
24 октября я и четверо сотрудников НИИ-4, когда наверху проводились работы с ракетой, проводили заключительные работы по настройке осциллографов. Покидать стартовую площадку мы должны были по объявлении 15-минутной готовности. Примерно в шесть часов вечера я с сотрудником нашей группы Анатолием Красновым вышли наверх к стартовому столу. Холодный ветер нес по бетону сухой песок с мелким колючим снегом. Быстро темнело. На площадке обслуживания трудились военные и гражданские. Кто-то по пояс перегнулся в открытый люк второй ступени, устраняя неисправность. Внизу у ракеты стоял крытый брезентом кунг, в котором при свете ручного фонаря рассматривали развернутый на столе чертеж электросхемы и что-то активно обсуждали. Я обратил внимание на слишком большое количество военных и гражданских, находившихся на стартовой площадке и не входивших в состав боевого расчета. На скамье у края площадки возле автобуса сидели маршал М. И. Неделин и начальник полигона генерал К. В. Герчик.
Около стартового стола я встретил своего однокурсника Бориса Сергеева, работавшего в ОКБ В. П. Глушко. Он рассказал, что недавно женился, что очень доволен работой. Мы вспомнили технологическую практику на заводе в Днепропетровске, где собирался тогда технологический макет ракеты. Ему, как и мне, шел тогда 25-й год. Это оказалась наша последняя встреча. Он погиб на том месте, где мы расстались.

Попрощавшись с ним, я пошел в свою аппарель. Я открыл входную дверь и уже вошел внутрь, когда вдруг услышал мощный рокот ракетных двигателей. Стена огня со стартовой площадки плеснула вниз на наклонный спуск для въезда в аппарели. Через несколько секунд вбежал А. Краснов с опаленным лицом и рыжими следами огня на пальто. Из потолочных окон, через которые в аппарель входили кабельные стволы, повалил удушливый запах азотной кислоты и гептила. Чтобы не задохнуться, мы закрывали окна летными меховыми куртками, осциллографной бумагой и всем другим, что годилось для этого.

Пытаясь выйти, открыли дверь наружу, но выйти было невозможно, перед нами стояла стена огня. Вверху сквозь рев огня слышались глухие разрывы. Перед входом лежали два человека, упавшие с крыши аппарели. Мы втащили их внутрь, пытаясь снять с них горящую одежду и загасить огонь. Наши усилия оказались тщетными. Оба умерли на наших глазах. Я достал из их одежды документы. Один из них был майор Магницкий, фамилию другого не помню. У третьего, которого мы внесли к нам в аппарель чуть позже, лицо представляло кровавое месиво, был переломан нос. Когда он пришел в себя, первым вопросом его было: «Что с главным маршалом?». «Парень сошел с ума», - подумали мы. Спасенным оказался адъютант маршала М. И. Неделина подполковник Салов.



О маршале М. И. Неделине было объявлено, что он погиб в авиационной катастрофе

Наконец-то мы смогли выйти наверх. На старте еще что-то горело. Ракеты не было, от высокой температуры ее баки расплавились, обломки конструкции безжизненно догорали. В прибывшие автобусы грузили обожженных живых и обгоревших погибших.
Нас отвезли в гостиницу на площадку 42. Дежурные, обходя номера, ставили в списках крестики напротив фамилий тех, кто уже не вернется или был отправлен в госпиталь на центральную десятую площадку. Работники столовой разносили молоко для прибывших со старта. Кто-то достал припасенную к дому зеленую солдатскую фляжку со спиртом и мы выпили за упокой погибших и здоровье вернувшихся живыми.

На следующий день после аварии мне и моим товарищам снова довелось побывать на стартовой площадке. Ракета почти вся сгорела и расплавилась. Возле стартового стола кое-где лежали лужи застывшего металла, похожие на огромные капли олова, упавшие с большого паяльника. На опоре стартового стола как-то боком висела двигательная установка с четырьмя камерами сгорания. Стрелы установщика и транспортной тележки опустились и лежали как раскинутые руки от стартового стола, горизонтально вдоль стартовой площадки. На почерневшем от огня бетоне стартовой площадки выделялись белые контуры людей, заживо сгоревших в огне. В тонких замерзших лужах на площадке валялись связки ключей, почерневшие медали, монеты. Тяжелые металлические ворота аппарелей были искорежены взрывной волной и, раскрытые, криво висели на мощных петлях. Сильно пахло гептилом и азоткой, впитавшихся в бетон.

Я спешил скорее уехать домой и по молодости, отказался от обследования и лечения в госпитале. Дома временами появлялась нервная дрожь позвоночника и еще долго тошнило от запаха свежей краски, ацетона, бензина.
До отъезда домой я видел кадры об этой трагедии. Их снял оператор, находившийся в расположенном напротив старта специальном укрытии.

На земле самопроизвольно по ошибочной команде запустились двигатели второй ступени. Пламя рвануло вниз на площадку и лавина огня, стелившегося метровым слоем над поверхностью, заливала людей и все, что было вокруг. Горящие люди, как факелы, выбегали из бушующего огня, падали и, кружась от боли в песке, пытались сбить с себя пламя. Некоторые, добежав до колючей проволоки, ограждавшей площадку 41, повисали на ней и замирали.
На площадке развивался мощный пожар. От высокой температуры прогорели и стали разрушаться баки первой ступени. Тонны самовоспламеняющегося топлива образовали адский ревущий огонь, пожирающий все, что было вокруг и саму ракету.
В этой трагедии погибли на месте и умерли позднее в госпитале от ожогов и отравления легких 74 военных и 52 гражданских. Погиб главный конструктор системы управления ракеты Б. И. Коноплев, маршал М. И. Неделин и многие другие известные военные и гражданские специалисты. Чудом остался в живых начальник полигона генерал К.В.Герчик, его взрывной волной выбросило на крышу аппарели. Повезло главному конструктору двигателей В. П. Глушко и генералу А. Г. Мрыкину, отошедшим вдвоем за пределы площадки за несколько минут до аварии. Случайно остался в живых главный конструктор ракеты М. К. Янгель. На следующий день, 25 октября, он собирался отметить свой день рождения. Подойдя к бункеру, он захотел выкурить сигарету, чиркнул спичкой о коробок и вдруг яркая вспышка озарила темноту. Главный конструктор бросился бегом к своей ракете и, когда пламя чуть стихло, обожженными руками помогал тем, кто не мог двигаться сам.
Число погибших долго скрывали. О маршале М. И. Неделине было объявлено, что он погиб в авиационной катастрофе. А на центральной 10-й площадке, недалеко от госпиталя, шли похороны. Поездами и самолетами в цинковых и деревянных гробах доставляли останки погибших домой на их родину.
Позднее на месте захоронения был установлен обелиск. Вокруг обелиска на мраморных плитах выбиты имена 54 человек, погибших в аварии при подготовке испытательного пуска новой межконтинентальной ракеты Р-16. Всего же количество жертв, захороненных в парке на 10-й площадке г. Ленинска и отправленных в гробах домой, достигло 126.



Каждый год 24 октября на Байконуре в парке у памятного обелиска проходит скорбный и торжественный митинг в память о тех, кто беззаветно выполнял свою работу по обеспечению безопасности своей Родины и отдал ей самое дорогое – свои жизни.

http://www.kp.ru/daily/26449.4/3318810/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Софруджу 24.10.2015 в 19:59:30   # 467590
Насколько я помню, за всю историю космоса погибло четверо советских космонавтов. Американцев больше. А вот про эту катастрофу на стартовой площадке ещё рассказывали, что конструктор специально сел в опасной близости, уверенный в надёжности ракеты
  Мура45 24.10.2015 в 20:26:38   # 467594
Где-то видел кадры, как Л. И. Брежнев плакал, будучи главным из правительственной коммисии
  Мура45 24.10.2015 в 20:28:30   # 467595
Софруджу, читал такое, было дело. Да только не конструктор, а маршал Неделин, мол, не бойтесь, ребята, я ж здесь
  строитель 24.10.2015 в 21:33:37   # 467600
  строитель 24.10.2015 в 21:34:25   # 467601
  Викторовна 25.10.2015 в 01:52:30   # 467610
Все мы, люди, человеки, должны ценить наше общее прошлое и гордиться героями. Светлая память погибшим...
  Байконыр 25.10.2015 в 06:53:26   # 467615
Светлая память героям первопроходцам Байконура.
  Пришелец 25.10.2015 в 07:55:54   # 467618
первый раз вижу такое видео,очень жалко и неприятно душевно,через какие человеческие жертвы и поломанные судьбы их потомков, приходилось перейти, чтоб быть первыми в бессмысленной гонке вооружений.
Вечная память всем погибшим на Байконуре
  андремас 25.10.2015 в 07:59:48   # 467620
" бессмысленной" ? Позвольте несогласиться.
Вечная память.
  Пришелец 25.10.2015 в 09:14:41   # 467622
как вы помните из истории кто развязал эту гонку вооружения две державы ,тогдашние лидеры не во что не ставили,людские жертвы ,ради собственного эгоизма и бредовых идей бывших союзников ,а потом врагов в холодной войне,,,вот на этой почве и происходили те людские жертвы партия сказала мы ответили ,если б не время которое подгоняло послевоенную страну к созданию не мирного атома ,а оружия самоуничтожения ,все сложилось бы не так трагично,а не было придумано оборудование для обратного слива топлива как следует из фильма что на площадке во время ремонта были весь персонал ,да и много там всего нетак
  андремас 25.10.2015 в 09:57:14   # 467625
Гонка вооружений, в том числе противостояние технологий, и атом и космос вышли из ВПК.
К сожалению, но это реальность, лучшие умы работали над созданием оружия, в первую очередь. Реактор для подлодки, ракета носитель для боеголовки. А уж потом....
  Ал 25.10.2015 в 12:43:22   # 467663

Во первых, в противостоянии участвовали не две державы, а блоки. Причем холодную войну с угрозами атомных бомбардировок городов развязал не СССР.
Кстати, катастрофы, подобной этой и у геополитических противников были.

К сожалению,
Чаще всего быстрому движению вперед способствует мощный пинок сзади... (с)
  Мура45 25.10.2015 в 20:42:05   # 467695


правда или нет. Выжившему Янгелю Хрущёв заявил, почему ты живой
  Софруджу 25.10.2015 в 23:11:27   # 467717
Путь в науке и познании во все времена был тернист. В силу самых разных причин. Неудачи, опасности, катастрофы, непонимание, осуждение и пр. Благодаря энтузиастам идёт прогресс.
  Мура45 25.10.2015 в 23:31:12   # 467719
Именно благодаря т.н. гонке вооружений, мы с уверенностью смотрим вперёд.
  Лысый 26.10.2015 в 00:29:05   # 467722
Цитата: Мура45 от 24.10.2015 20:26:38
Где-то видел кадры, как Л. И. Брежнев плакал, будучи главным из правительственной коммисии

Таких кадров нет, есть только воспоминания участников того события о слезах Брежнева. Сентиментален был наш тогда еще будущий генсек.

Цитата: Мура45 от 25.10.2015 23:31:12
Именно благодаря т.н. гонке вооружений, мы с уверенностью смотрим вперёд.

Гонка вооружений в которую вступил Сов. Союз несмотря на его(союза) все усилия, была проиграна в пух и прах. Не помогли даже карикатуры Кукрыниксов, изображающие козлобородого дядю Сэма с пучком ядерных ракет зажатых в руке а равно же рисунки сюжетом которых является улыбающийся буржуй на фоне ядерного гриба. Не выдержав несовершенства партхоз системы распределяющий блага и направляющей ресурсы по системе все для того чтобы дать отпор оголтелому империализьму-реакционизьму. Итогом чего явилось несовершенная перекошенная экономика, низкий уровень потребления населения. Хватило нескольких экономических подсечек : антиалкогольная кампания, падение цен на нефтюшку, бездарный переход к рынку. И совок рухнул под мрачное молчание измордованного дефицитом и очередями советского человека.
  Ал 26.10.2015 в 01:23:11   # 467729
Цитата: Лысый от 26.10.2015 00:29:05
Гонка вооружений в которую вступил Сов. Союз несмотря на его(союза) все усилия, была проиграна в пух и прах.

Почему тогда Штаты бьющую по бюджету программу производства вооружений не свернули?
Роль гонки вооружений в распаде преувеличена, так как большую часть этой "продукции с высокой добавочной стоимостью" СССР за валюту продавал. При этом смежники получали заказы и могли попутно расширять гражданское производство.
Страну сгубили тупые реформы и слепая вера в демократию с всесильной "рукой" рынка.
Кстати, СССР в то время занимал второе место в производстве авиалайнеров...
  Лысый 26.10.2015 в 03:50:37   # 467734
Quote:
Кстати, СССР в то время занимал второе место в производстве авиалайнеров...

и первое место в производстве автобусов...
То есть держава выпусквшая Львивы и Пазы, Кубанцы и Курганцы, вынуждена была закупать городские и междугородние автобусы у фирмы Икарус, имевшую доступ к западным технологиям и лицензиям. Ну по старой дружбе, как бывшая часть Австро-Венгерской Империи ну как бывший союзник Третьего Рейха.
  Софруджу 26.10.2015 в 07:53:24   # 467737
Вот, что интересно. Лысый неправ даже тогда, когда прав. И не только потому, что однобоко выпячивает одно, делая вид, что не видит другое. А главным образом, потому что злорадствует над тем, что трагично. Трагедия, как известно, излюбленный жанр истории. Анализировать её причины, конечно, можно, а злорадствовать кощунственно.
  bozon house 26.10.2015 в 09:04:40   # 467741
Цитата: Ал от 26.10.2015 01:23:11
Цитата: Лысый от 26.10.2015 00:29:05
Гонка вооружений в которую вступил Сов. Союз несмотря на его(союза) все усилия, была проиграна в пух и прах.

Почему тогда Штаты бьющую по бюджету программу производства вооружений не свернули?
Роль гонки вооружений в распаде преувеличена, так как большую часть этой "продукции с высокой добавочной стоимостью" СССР за валюту продавал. При этом смежники получали заказы и могли попутно расширять гражданское производство.
Страну сгубили тупые реформы и слепая вера в демократию с всесильной "рукой" рынка.
Кстати, СССР в то время занимал второе место в производстве авиалайнеров...

Как сейчас, помню премию за экспорт изделий №№ в Индию...
  vladtr 26.10.2015 в 09:39:13   # 467747
В заключении скажу: СССР - пионер космонавтики, и какая бы не была трагической история, она была, есть и будет нашей историей, историей нашей земли и об этом мы должны помнить всегда. Вечная память героям-первопроходцам космонавтики.
  Мура45 31.10.2015 в 00:19:06   # 469542
Лысый, опять-таки, да, Икарусы были для нас чудом техники. Но ЛАЗы мягкие Ташкент-Гагарин, пусть скоростью и уступали, но уже в 87 году имели кондиционер на весь салон. И вообще, с общественным транспортом никаких проблем (за сущие копейки) не возникало вплоть до начала возникновения т.н. кооп.такси
  Мура45 31.10.2015 в 00:29:24   # 469546
Лысый, да почему ты такой циник!?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь