Казахский "Титаник" или золотая яхта для школьников
Казахстан - страна неограниченных возможностей: здесь не только любой школьник, но даже и его сын может стать валютным миллионером. Что доказывает пример главы АО НАК "Казатомпром" В.Школьника, чей 32-летний отпрыск занимает 40-ое место в казахстанском списке миллионеров Форбса. Да и папа человек не бедный. Это раньше "милого" узнавали по походке, а нынче крутого человека вычислят по его транспортным средствам. Школьник-старший, безусловно, серьезный "пацан" - он строит представительскую яхту за счет Казатомпрома стоимостью 55 миллионов долларов США. Причем за время его руководства нацкомпанией стоимость яхты выросла на 37 млн долларов!

Вообще семейство "школьников" очень неплохо устроилось на отечественном атоме. Тесть добывает весь казахстанский уран, а его зять Вадим Живов возглавляет компанию "Атомредметзолото", одну из крупнейших "дочек" Росатома. Как только г-н Школьник в 2009 занял свой нынешний пост, "Атомредметзолото" получил в разработку три месторождения урана. Да и сын Владимира Сергеевича хорошо "поднялся" - в прошлом году Игорь Владимирович стал новым владельцем Орского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Актив достался ему примерно за $280 миллионов долларов, которые он занял в Сбербанке под залог завода. Так отчего же папе не заказать шикарную яхту для представительских целей?

Во глубине иртышских вод

В мае 2010 года жители Усть-Каменогорска стали свидетелями шоу - в речном порту пришвартовалась шикарная яхта, достойная ведущих арабских шейхов, но с милым казахскому сердцу именем "Байтерек". Четырехпалубный красавец представительского класса длиной 48,4 метра и шириной 9,6 метра, по документам застенчиво именуется служебно-разъездным теплоходом (СРТ). Однако по всем параметрам это яхта класса "супер-люкс" - каюты на таких яхтах оснащены не хуже, чем апартаменты пятизвездочных отелей. Они строятся из материалов высочайшего качества и напичканы самым современным оборудованием.

Суперяхта принадлежит не Абрамовичу или Пэрис Хилтон, а малоизвестному в гламурных кругах ТОО "Казатомпром-Демеу" - дочерней компании "Казатомпрома". Этот кораблик своей стоимостью заткнул за пояс своего тезку (монумент) в Астане и уже обошелся налогоплательщикам в 55 млн долларов США.

Зачем руководству нацкомпании такая дорогая яхта, да еще и в государстве, где и поплавать то особо негде, кроме как по Сырдарье и Амударье, да и то во время половодья? Потому мы решили проследить историю создания самого дорогого судна в истории Казахстана.

В 2006 году, АО "Ульбинский металлургический завод" (УМЗ) заказало яхту под названием СРТ "Байтерек" для собственных нужд у ОАО "Самусьский ССРЗ" - есть такой судостроительно-ремонтный заводик под Томском. Проектирование объекта взялась исполнить украинская компания "Пролайн". Общая сметная стоимость проекта "Мега-Яхта ULBA" составила 18,2 млн. долларов США. Сделка всех устраивала, договор подписали, деньги перечислили - на дизайнерские изыскания, суперотделку, современную оснастку.

Уже в мае 2009 года самуськие корабелы торжественно спустили на воду казахстанскую яхту. Работы подрядчиком были выполнены на 70%. Оставалось лишь закончить внутреннюю отделку и комплектацию навигационного оборудования. Но тут ОАО "Самусьский ССРЗ" был объявлен банкротом. Всего, к моменту спуска судна на воду, подрядчиком было освоено 13 из 18,2 миллионов долларов США.

Тут-то и начинаются злоключения четырехпалубника с громким названием. Кое-как, судно доставили в Павлодар, где всю зиму оно и простояло на платном приколе. Если спросите, зачем погнали недостроенную яхту на казахстанские водные просторы, отвечаем - руководство АО "НАК "Казатомпром", вдруг решило достроить яхту своими силами. Несмотря на то, что, бывший подрядчик - ОАО "Самуський ССРЗ" после процедуры банкротства обрел нового хозяина и был готов выполнить заказ АО "УМЗ" до конца. А главное - там оставалось освоить менее трети суммы от 18 млн. долларов США. Но, руководство Казатомпрома, а в мае 2009 года главой НАК стал В.Школьник, экономить народные деньги, видимо, не привыкло.

Бегущая по волнам

Для завершения строительства яхты, Казатомпром назначает дочернюю компанию ТОО "Казатомпром-Демеу" новым владельцем мега-яхты и поручают закончить ее строительство. Для этих целей, решением Совета директоров АО "НАК "Казатомпром", уставный капитал ТОО "Казатомпром-Демеу" был увеличен на сумму 24,1 млн. долларов США. 14,7 млн. долларов США списаны на покупку недостроенной яхты. Соответственно, на завершение строительства остается 9,4 млн. долларов США. Хотя россияне обещали достроить всего за пять…

В феврале 2010 года многострадальная яхта переходит в собственность ТОО "Казатомпром-Демеу".

Генеральным подрядчиком для завершения строительства яхты выбирают ТОО "Торгово-транспортная компания" (ТТК). И неважно, что фирма не имеет разрешительных документов на выполнения работ по договору подряда. В результате график выполнения работ генподрядчиком сорван, а средства, выделенные на доведение до ума "Байтерека" были использованы нерационально. Даже юнге понятно, что существует масса вариантов - куда потратить ТАКУЮ сумму бюджетных денег.

Тут бы г-ну Школьнику задаться вопросом - где осели деньги налогоплательщиков? Но у него не доходили руки. В мае 2011 года, ТОО "Казатомпром-Демеу" заказывает аудиторскую оценку еще недостроенной яхты. Оценочная стоимость "Байтерека" составила 5 980 800 000 тенге или 41,1 млн. долларов США. Что больше от проектной на 23 млн долларов! Но проект "Мега Яхта ULBA", он же "Байтерек" надо завершить. В октябре 2011 года, ТОО "Казатомпром-Демеу" решает заменить генерального подрядчика. На смену ТОО "ТТК" приходит ТОО "Сырдария жоба курылыс".

А уже спустя месяц, решением общего собрания АО НАК "Казатомпром", для завершения строительства яхты дополнительно из бюджета АО выделяется 16 млн. долларов США.

Если бы в АО "НАК "Казатомпром" руководствовались здравым смыслом и трезвым расчетом, то яхту нужно было достроить в 2009 году на верфях поселка Самусь в Томской области. Ведь разница между первоначальной и конечной ценами яхты составляет 37 миллионов долларов, или удорожание свыше 300 процентов!

Это уже не золотой "Титаник", а платиновый.

Для сравнения: яхта короля Бельгии стоит всего 4,6 млн. евро, президента Финляндии - 2 млн. евро, а королева Великобритании Елизавета II и президент США Барак Обама и вовсе влачат жалкое существование без представительских яхт. Зато "королю" казахстанского урана ну никак нельзя без мегаяхты.

Так куда же ушли те самые 37 миллионов долларов? Злые языки связывают такое фантастическое удорожание проекта с другим знаковым событием - покупкой сыном президента Казатомпрома Орского НПЗ. Но чего не знаем, того утверждать не будем.

К слову, г-н Школьник известен как лучший знаток анекдотов среди властной элиты. Теперь он может рассказывать анекдот о себе самом - зачем национальной компании, чьи рудники разбросаны по степям и пустыням, шикарная яхта? Может быть, он собирается бросить якорь в барханах ЮКО? Или все же, на этой яхте будет рассекать гладь Бухтарминского водохранилища атомное семейство Владимира Сергеевича? Знающие люди подтвердят, что очень удобно в семейном кругу в кают-компании под шелест волн обсуждать как распоряжаться активами одной из крупнейших атомных компаний в мире.

Одно бесспорно: глядя на эту яхту, казахстанцы могут с полным правом сказать - "Дорогая ты наша". Еще бы - 55 миллионов баксов…

Сергей САМОЙЛОВ, 10 мая
прислано по электронной почте
Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1336620360

www.titus.kz
яндекс.ћетрика