KAN13 15 Января 2018 в 14:08:47
Сохранились и другие пословицы, одна из них гласит: «Түйме ұрлаған да ұры, түйе ұрлағанда ұры» (И тот, кто украл пуговицу — вор, и тот, кто украл верблюда — вор). Казахи по сей день презирают воров.
Как пишет ученый Тохтабаева, по казахским обычаям, лошадь с седельным прибором, взятая из-под вора и называемая «қондас», принадлежит тому, кто ссадил его с коня. А под ворами всегда бывали хорошие кони.
Догнать и ссадить вора с коня у казахов считалось большим молодечеством
Джигит, несколько раз ссадивший вора с коня, получал почетное у казахов звание «батыр».
Особенно сильно осуждалось воровство конских упряжей. В народе говорят: если украдешь конскую веревку, жизнь запутается в узел — арқан ұрласаң арқандалып қаласың, если своруешь уздечку – жүгенделіп қаласың, т. е. станешь обузданным, невольником, если украдешь путы, будешь связан во всем – тұсалып қаласың.
Известно, что знаменитый Төле би за кражу конских пут — шідер, тұсау назначал штраф девять голов скота. Свое решение Толе би обьяснял так: «Тұсау ат сақтайды, ат ер сақтайды, ер ел сақтайды» –
Путы сохраняют коня, конь сохраняет джигита, джигит сохраняет народ, страну
Конские принадлежности считались сакральными вещами, и казахи верили, что они обладают магической силой стимулирования приумножения табуна.
Приговор биев исполнялся неукоснительно. Если вор не мог уплатить құн (штраф), за него это делали родственники или даже весь род. Но если и после этого вор не прекращал воровать, от него отрекались все и даже выдворяли из аула. Такой случай описывается в биографическом произведении Бауржана Момышулы «Наша семья»:
«В нашем ауле жил человек по имени Бабас. У него был брат Кабаш. Тот любил гулять, часто уезжал к родственникам или друзьям, имея привычку не возвращаться домой месяцами. По приезду он не мог спокойно сидеть дома и всегда норовил быстрей уехать куда-нибудь.
…Однажды от Кабаша не было вестей целых три месяца, и семья Бабаса начала переживать. В один из дней люди из рода Темир привели Кабаша со завязанными руками.
Известно, в таких случаях обвинители говорят уверенно. А
Кабаш уткнулся взглядом в землю, ему было стыдно глядеть в глаза сородичам
Джигиты, которые его привели, говорили, насупившись, как тучи, а аульчане чувствовали себя, будто над их головами махали камчами.
– Вот привели вашего родственника с холодными руками вора, его поймали на базаре в Шымкенте. Бессовестный, он украл лошадь из нашего аула и старался продать…
Бабас сильно растерялся и виновато произнес:
– Айналайын, дорогие мои, ну что я могу сделать?! Мы ведь все живем рядом и наши аулы всегда были дружны. Прошу вас, сойдите с лощадей, давайте поговорим за дастарханом. Не отрицаю, вина наша. Я готов оплатить все ваши убытки.
…Когда все решилось, штраф был оплачен, а обвинители уехали, семья Бабаса осталась ни с чем. И
когда люди проезжали мимо их жилища, говорили, что это «воровское гнездо»
и другие обвинительные слова, а члены семьи Бабаса всегда ходили, опустив глаза.
И где бы люди не встречались, в разговоре часто всплывала эта тема. Однажды аульчане поехали на базар, там некие люди поддели их словами:
– Эй, джигиты, да вы же оказывается с воровского аула.
Тогда джигиты, которым было нечего ответить, сразу повернули коней обратно. В ауле очень удивились, что они так быстро возвратились, а джигиты бросили в сердцах:
– Что вытаращили глаза?! Позор на наши головы, бежим от того, что нас назвали ворами.
Услышав такое,
Бабас почернел от горя и очень рассердился. Обрил он голову Кабаша наголо, потом от виска до затылка сделал порез ножом,
надел брату на голову кожаный тымак (шапку), в руки дал палку и сказал:
– Теперь уходи, иди куда хочешь. Мне дороже чистая совесть, чем такой родич. Благословил он брата теріс бата и прогнал его.
В те времена теріс бата (благословение наоборот) было самым страшным проклятием, а самым тяжелым наказанием была изоляция от общества».
Такова краткая история этой традиции казахского народа, для которой кодексом чести по сей день является правило: «Малым жанымның садағасы, жаным арымның садағасы» –
Все свое имущество отдам за жизнь, а жизнь отдам за свою честь.
https://365info.kz/2018/01/kak-kazahi-nakazyvali-vorov/
![]() |
![]() |
Комментарии, по рейтингу, по дате





Цитата: jumanjiqz от 15.01.2018 10:56:05
Воровать нас с подросткового возраста приучают, например эта дурацкая традиция "воровать невесту"!?
Воровать нас с подросткового возраста приучают, например эта дурацкая традиция "воровать невесту"!?
Не "воровать невесту", а "кыз алып кашу". Это по смыслу разные понятия.

Мангурт их называли,которых брили и шапку наизнанку одевали. Такая кара обычно для пленников или душегубов делали. Там принцип такой:шапка со временем вьедается в кожу. И человек лишается воли. Делает только то,что ему скажешь.
А так обычный вор, который украл обычного коня. Че впрямь. Тогда целые деревни на барымта жили. Прям так идеализировать не надо. Всякое бывало. И женщин чужих крали,и скот, родителей били. Правда и ответственность за это было сильная.
Обычно просто сослать из общины,уже смерть. Без коллектива не выживешь в степи.

ещё со времен совдепии улетучилась

Цитата: старик от 15.01.2018 12:32:06
Господи! Какие мелочи-конь, седло! ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО в стране воруют миллиарды, но никто ворам голову не бреет!
Господи! Какие мелочи-конь, седло! ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО в стране воруют миллиарды, но никто ворам голову не бреет!
Думаю будут времена , когда будут не брить головы а рубить .
Последствия лагерной политики совка.
Разъясню высказывание.
В времена Сталина в системе ГУЛаг возникла проблема наведения порядка в зонах, где вперемешку сидели уголовники и "политические". Пытались решить проблему, дав "некоторые послабления" авторитетным уголовникам, в просторечии "ворам в законе" и пр. "смотрящим".
Естественно, "тюремная иерархия" расцвела пышным цветом и по мере освобождения уголовного элемента из зон, "иерархия" плавно и, главное, цепко перешла в различные сферы жизни, в виде всяких ОПГ и мелких банд.
Ну, и в какой-то период советского времени среди молодёжи было "модным" хоть немного соответствовать т.н. "пацанским понятиям". Молодёжь та выросла, заматерела, окончила ВУЗы, СТУЗы, устроилась в жизни, а от "пацанских понятий" так и не избавилась.
Ну, а совковое понятие "не воруй у человека, но своруй у государства" - это уже как данность на все времена и приняла совсем изощрённые формы и масштабы.
Цитата: 332-712 от 15.01.2018 16:47:17
Как всегда, сразу приписывают совок. А ведь еще Алдар Косе высмеивал жадных и вороватых баев. Задолго до совка...
Как всегда, сразу приписывают совок. А ведь еще Алдар Косе высмеивал жадных и вороватых баев. Задолго до совка...
ты про вороватых и жадных баев, а я про общее падение нравов и воровство как что-то обычное. таскали всё что можно было. потому что все государственное, а значит мое.
Цитата: arhar от 15.01.2018 17:29:32
Чем объясните, что масштабы воровства с советскими несопоставимы?Барымту коммуняцкие пропагандоны придумали?
Или с Макеном хотите сказать, что при баях и взяток не было?
Откуда взялось столько местной голытьбы для раскулачивания хозяев? Неужели считаете что их за короткий срок большевики вырастили?
Не слишком ли идеализируете прошлое?
Кстати, хотел бы узнать, для чего на Западе придумали видеокамеры и прочие устройства для препятствия воровству и контроля подчиненных...


Воровство в берлинских магазинах Дата 04.02.2002 http://www.dw.com/ru/воровство-в-берлинских-магазинах/a-434871
Видимо их тоже "совки" развратили...

таскали всё что можно было. потому что все государственное, а значит мое.
Несуны - в среде рабочих и крестьян.
Хапуги и барыги - люди рангом повыше.
Маслокрады - люди, сидевшие на фондах (завсклады и т.п.).
Казнокрады - высокие должностные лица.
Цитата: Мура45 от 15.01.2018 18:00:41
Большинство этих форм воровства и "должностей" с переходом на "рыночные рельсы" исчезло, зачастую вместе с "носителями идеологии". Сможете объяснить, почему нынешняя коррупция выше чем в "совке"?При этом на Западе даже в частных компаниях тоже приходится бороться с несунами.
Любая форма общественной собственности, характерная для государств, влечет нечистых на руку людей.
Легко убедиться на примере не попадающих под влияние СССР стран. Например, на примере Гаити и Доминиканской Республики. Та же Южная Корея, так же как и вышеописанные страны, лишь в 90-х начала борьбу с коррупцией.
Почему вы воровство и коррупцию к исключительным особенностям "совка" приписали?
Ал 16.01.2018 в 00:13:27
Читать внимательно последний абзац коммента от 23-08
Цитата: Мура45 от 15.01.2018 18:21:28
Quote:
Читать внимательно последний абзац коммента от 23-08
Quote:
Ал 16.01.2018 в 00:13:27
Читать внимательно последний абзац коммента от 23-08
Как он объясняет тот факт, что нынешняя коррупция гораздо выше, чем в "совке"?
Цитата: Мура45 от 15.01.2018 18:27:45
Расстрелов нет.
За экономические преступления редко приговаривали к "вышке" - обычно лишь зарвавшуюся верхушку.Расстрелов нет.
За банальный обвес и обсчет могли и посадить, но эта угроза тоже не всегда работала...
Цитата: arhar от 15.01.2018 17:29:32
ты про вороватых и жадных баев, а я про общее падение нравов и воровство как что-то обычное. таскали всё что можно было. потому что все государственное, а значит мое.
Цитата: 332-712 от 15.01.2018 16:47:17
Как всегда, сразу приписывают совок. А ведь еще Алдар Косе высмеивал жадных и вороватых баев. Задолго до совка...
Как всегда, сразу приписывают совок. А ведь еще Алдар Косе высмеивал жадных и вороватых баев. Задолго до совка...
ты про вороватых и жадных баев, а я про общее падение нравов и воровство как что-то обычное. таскали всё что можно было. потому что все государственное, а значит мое.
общее падение нравов почему-то продолжается и сейчас, когда уже четверть века нет оков совка.
на западе общее падение нравов тоже из-за совка и "государственное - значит, мое"?
воровство, богатые и бедные, казнокрадство было и раньше, задолго до страшного и ужасного совка, и, тем более, задолго до современной независимости. просто масштабы были не такими. казахи, по большому счету были разобщены, деление на жузы и роды делало свое дело, плюс - у каждого хана был свой бюджет...

Всего-лишь хочу сказать что, с моей точки зрения, в СССР было много недостатков, но далеко не все нынешние проблемы являются его следствием.
Учитывая гораздо более высокие результаты у ранее имеющих подобную систему восточноевропейских стран вкупе с Китаем, имею основания считать, что резкий всплеск коррупции и воровства вероятнее всего вызван резким падением уровня жизни в связи с распадом экономических связей и неконтролируемым переделом собственности.
Не считая пропаганды вседозволенности и неразборчивости в средствах, в 90-х льющейся из "любого утюга"...