«Пиши, кому продал чертежи?!» 70 лет назад был арестован авиаконструктор Туполев
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 23 Октября 2017 в 09:06:43
Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Его отец за сочувствие народовольцам был исключен из Петербургского университета, но получил образование экстерном и работал нотариусом. Мать Туполева, выпускница Мариинской женской гимназии в Твери, нашла деньги на небольшую усадьбу в Пустомазово, где и обосновалась молодая семья.

«Семья была, бесспорно, передовая, — вспоминал Туполев о своих родителях, братьях и сестрах. — Жизнь... была скромной».

Начальное образование Туполев получил дома, а затем продолжил обучение в Тверской гимназии.

«Я чувствовал, что мне надо идти по технике, — писал он. — Потому что технику я любил».

В 1909 году Туполев пришел в кружок воздухоплавания Николая Жуковского, где ученый заразил его «одной из самых страшных страстей — страстью к науке». Там Туполев уже в 1910 году совершил свой первый полет на планере, в постройке которого участвовал.
Однако обучение прервал первый арест. Туполев был взят под стражу за участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы и в административном порядке отправлен на родину. Закончить учебу ему удалось лишь накануне Первой мировой войны.

После обучения Туполев работал в ЦАГИ, где занимал пост начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.

Он участвовал в создании советского аналога дюралюминия, который заменил в самолетах дерево.

В 1923 году Туполев создал свой первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1, в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолет АНТ-3, строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан АНТ-4.
Под руководством Туполева проектировались бомбардировщики, истребители, пассажирские, транспортные, морские самолеты, аэросани, торпедные катера, мотоустановки, оперение первых советских дирижаблей. На заводах он организовал филиалы основного КБ, что значительно ускорило выпуск техники.
В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригада Павла Сухого сконструировала самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолет модели «Максим Горький». На самолете было установлено восемь двигателей, его полезная площадь составляла более 100 м², а пассажировместимость — до 60 человек.

С 1936 года Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП), формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.
21 октября 1937 года Туполев был арестован. Согласно обвинению, он

«возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции».
Также Туполева обвиняли в подрыве экономики и создании контрреволюционной организации. Кроме того, он якобы продал свои чертежи немецкому авиаконструктору Вильгельму Мессершмитту, главному конкуренту советских авиаконструкторов.

Подозрения на Туполева пали из-за его поездок в Германию, Францию и США в 1930-х годах. Одна из этих поездок чудом обошлась без скандала — Туполев оформил заказы на изготовление самолетов на зарубежных заводах в обход консалтинг-торговой фирмы АМТОРГ, созданной СССР специально для этого. Вдобавок Туполев брал с собой в командировки жену, которая не имела отношения к авиации. В результате поездок были закуплены лицензии на производство нескольких самолетов, одни из которых оказались слишком сложными в производстве, а другие не соответствовали советским нормам прочности.

«Меня долго держали на Лубянке, в одиночке, — рассказывал он потом своему другу Леониду Керберу, тоже авиаконструктору. — Потом перевели в Бутырки. Стало легче и труднее, все-таки кругом люди... Нет, меня не били, только подолгу держали на стойке — а ведь мне тяжело — я грузный. Стоишь, а следователь бубнит свое:

«Пиши, б..., кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет»...

Знаешь, такой тупой, ограниченный маньяк, долдонит свое, а я стою, ноги болят, глаза закрываются, спать хочется, стою и думаю: кажется, всю жизнь только и делал, что строил для них самолеты, нет, не для них, для своей страны».

Если Туполев не признается, жену его обещали отправить в лагерь, а детей — в детские дома. Под угрозой ареста родных он «сознался», что с 1924 года являлся французским шпионом. Однако признание не помогло.

Арестованный по 58-й статье, Туполев сидел в 58-камере и работал над новым самолетом — АНТ-58.

Из Бутырской тюрьмы Туполева перевели подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР».

Когда Туполева доставили в Болшево, там уже работала сильная группа зеков-авиационщиков: известные конструкторы Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Роберт Бартини, Иосиф Неман, Александр Надашкевич, Курт Минкнер, многие сотрудники Туполева по ЦАГИ. Был там и Сергей Королев, под руководством Туполева он и другие авиаконструкторы активно участвовали в в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Сами заключенные прозвали свое КБ «шарашкой».

Заочный суд над Туполевым и его соратниками состоялся лишь в мае 1940 года. Туполев был приговорен к 15 годам лагерей.

От лагерей его спасла война. Уже 19 июля 1941 Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены. В общей сложности Туполев провел за решеткой 1376 дней. Он был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

После Второй мировой войны КБ Туполева разработало и выпустило реактивный бомбардировщик Ту-16, способный развивать скорость более 1000 км/ч. За ним последовал первый советский реактивный гражданский самолет — Ту-104.

В 1957 году был создан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. А 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Туполев скончался 23 декабря 1972 года. Он был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Туполев был обладателем множества советских и зарубежных наград, в том числе восьми орденов Ленина, четырех Сталинских премий и Золотой медали Общества основоположников авиации Франции. В его честь названы улицы во многих городах России, установлены памятники и мемориалы.

https://www.gazeta.ru/science/2017/10/21_a_10952054.shtml
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Pole13 23.10.2017 в 10:01:25   # 638745
Никогда не понимал таких методов, таких людей как Туполев, нужно на руках носить, а его в тюрьму. И эти люди еще продолжали что то делать для этой страны
  Мура45 23.10.2017 в 11:09:03   # 638758
Цитата: Pole13 от 23.10.2017 04:01:25
Никогда не понимал таких методов, таких людей как Туполев, нужно на руках носить, а его в тюрьму. И эти люди еще продолжали что то делать для этой страны

Да ты што?! Ща совкодрочеры понабегут и докажут, что при Союзе был рай!
  Лысый 23.10.2017 в 11:58:07   # 638772
В первую очередь болтабол обоснует что так и надо было: Не посадили бы АНТ в шарашку он во Францию бы убёг. И Королеву челюсть правильно сломали, так бы он Гагарина в космос не запустил.
  bozon house 23.10.2017 в 12:03:27   # 638776
Цитата: Pole13 от 23.10.2017 04:01:25
Никогда не понимал таких методов, таких людей как Туполев, нужно на руках носить, а его в тюрьму. И эти люди еще продолжали что то делать для этой страны
А что тут непонятного - нецелевое использование средств и злоупотребление служебным положением. Ну а если чел способен принести пользу гос-ву, то возможно ему создание условий для этого и за решеткой.
  332-712 23.10.2017 в 16:16:31   # 638826
Pole13 и Мура45, если внимательно прочитаете, то окажется, что Туполев неверно распорядился средствами и даже немного злоупотребил своим положением. за что и поплатился. плюс пресловутое рвение классических "исполнителей", которым по барабану всё, кроме их "работы"...

зато сейчас - миллиарды вылетают в трубу, но никто не наказывается. свобода...
  Pole13 23.10.2017 в 17:00:08   # 638840
Цитата: 332-712 от 23.10.2017 10:16:31
Pole13 и Мура45, если внимательно прочитаете, то окажется, что Туполев неверно распорядился средствами и даже немного злоупотребил своим положением. за что и поплатился. плюс пресловутое рвение классических "исполнителей", которым по барабану всё, кроме их "работы"...

зато сейчас - миллиарды вылетают в трубу, но никто не наказывается. свобода...
если была растрата, почему 58 статья? Меня удивляет больше, что не было у этих людей "обиды" на страну, раз столько сделали для авиапромышленности. Возможно, причина в Сталине, так как при Хрущеве АНТ был очень уважаемый, он многое делал первым, но и "косяки" у него серьезные были: Ту-104(худший показатель надежности среди советских самолетов), Ту-22(самый аварийный советский военный самолет), ту-154 получился перетяжеленный, но своим авторитетом АНТ его продавил, особенно обидно за Т-4 Сухова. Для меня лучший авиаконструктор, это Ильюшин, он кстати не сидел.))
  bolatbol 23.10.2017 в 18:40:00   # 638859
70 лет назад был арестован авиаконструктор Туполев
Quote:
21 октября 1937 года Туполев был арестован. Согласно обвинению, он

2017 - 70 = ? От 7 отнимаем 0, получается 7. От 1 отнимаем 7, занимаем у 0, от 11 отнимаем 7 получается 4. От 0 отнято, осталось 9, занимаем у 2, осталось 1. Получается 1947.
Че то не сходится. Проверяю. Накладываю в банку поштучно 2017 горошин. Вытаскиваю по одной 70, выкидываю их в форточку, чтобы не мешались. Пересчитываю - 1947.
Беру мел, черчу на заборе 2017 палок. Зачеркиваю 70. Пересчитываю - 1947.
Что то здесь не так. На спичках надо проверить.
  Рамзес 23.10.2017 в 18:56:41   # 638866
Quote:
Возможно, причина в Сталине,

Да ну Quote:
Туполев был обладателем множества советских и зарубежных наград, в том числе восьми орденов Ленина, четырех Сталинских премий и Золотой медали Общества основоположников авиации Франции.
  Pole13 23.10.2017 в 18:57:14   # 638867
Цитата: bolatbol от 23.10.2017 12:40:00
70 лет назад был арестован авиаконструктор Туполев
Quote:
21 октября 1937 года Туполев был арестован. Согласно обвинению, он

2017 - 70 = ? От 7 отнимаем 0, получается 7. От 1 отнимаем 7, занимаем у 0, от 11 отнимаем 7 получается 4. От 0 отнято, осталось 9, занимаем у 2, осталось 1. Получается 1947.
Че то не сходится. Проверяю. Накладываю в банку поштучно 2017 горошин. Вытаскиваю по одной 70, выкидываю их в форточку, чтобы не мешались. Пересчитываю - 1947.
Беру мел, черчу на заборе 2017 палок. Зачеркиваю 70. Пересчитываю - 1947.
Что то здесь не так. На спичках надо проверить.
В оригинале статьи 80 лет значится.
  332-712 23.10.2017 в 18:57:47   # 638868
Цитата: Pole13 от 23.10.2017 11:00:08
если была растрата, почему 58 статья? Меня удивляет больше, что не было у этих людей "обиды" на страну, раз столько сделали для авиапромышленности. Возможно, причина в Сталине, так как при Хрущеве АНТ был очень уважаемый, он многое делал первым, но и "косяки" у него серьезные были: Ту-104(худший показатель надежности среди советских самолетов), Ту-22(самый аварийный советский военный самолет), ту-154 получился перетяжеленный, но своим авторитетом АНТ его продавил, особенно обидно за Т-4 Сухова. Для меня лучший авиаконструктор, это Ильюшин, он кстати не сидел.))


вот сами же и ответили. Хрущев был либеральнее, отсюда и "косяки", как вы выразились.
ну а про статью - так и сейчас тоже самое. какая статья удобнее, ту и используют. особенно, чтобы к очередной амнистии подошла...
  Мура45 23.10.2017 в 19:01:21   # 638872
Цитата: Pole13 от 23.10.2017 11:00:08
Цитата: 332-712 от 23.10.2017 10:16:31
Pole13 и Мура45, если внимательно прочитаете, то окажется, что Туполев неверно распорядился средствами и даже немного злоупотребил своим положением. за что и поплатился. плюс пресловутое рвение классических "исполнителей", которым по барабану всё, кроме их "работы"...

зато сейчас - миллиарды вылетают в трубу, но никто не наказывается. свобода...
если была растрата, почему 58 статья? Меня удивляет больше, что не было у этих людей "обиды" на страну, раз столько сделали для авиапромышленности. Возможно, причина в Сталине, так как при Хрущеве АНТ был очень уважаемый, он многое делал первым, но и "косяки" у него серьезные были: Ту-104(худший показатель надежности среди советских самолетов), Ту-22(самый аварийный советский военный самолет), ту-154 получился перетяжеленный, но своим авторитетом АНТ его продавил, особенно обидно за Т-4 Сухова. Для меня лучший авиаконструктор, это Ильюшин, он кстати не сидел.))


Есть немало статей, и довольно не либероидного толка, где описываются подковёрные игры авиаконструкторов, где, не в последнюю очередь, значение имело принадлежность к вышедшим "из черты оседлости", там попил бабла (говоря по современному) имел далеко нескромные масштабы, где благодаря нужным связям "пропихивались" в массовое производство заведомо провальные проекты, где воистину гениальные авиаконструкторы вынуждены были просить подмоги у своих, "более удачливых", но на авиа-поприще бездарных ГК, а те откровенно посылали их матом далеко и, при этом, показывая дулю прямо в лицо.
  Мура45 23.10.2017 в 19:06:15   # 638875
А так, да, принято обсирать "кукурузника" Хрущёва и превозносить "победителя" Сталина, вспоминать немощного "шамкающего" Брежнева с его повальной коррупцией и застоем, гнобить Горбачёва с его "катастройкой". Про Андропова и Черненко можно не говорить, слишком мало времени "правили страной".
  андремас 23.10.2017 в 19:31:48   # 638880
Во всех таких делах есть ещё фигура Тухачевского..
Который много чего напоролся.
А конструкторы работали в его команде.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь