Китайский боевой вертолет WZ-10

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 02 Декабря 2008 в 15:19:10
В конце 2007 г. на страницах за¬падных авиационных журналов появи¬лись фотографии новейшего китайско¬го боевого вертолета WZ-10. Ниже при¬ведены сокращенные переводы матери¬алов, посвященных вертолету и опубли¬кованных журналами «Эйр Форсез мон-сли» и «Джейнс Дифенс Уикли».


В начале октября 2007 г. появилась официальная брошюра и фотографии ранее секретного боевого вертолета
WZ-10. Официальные сведения подтвердили ранее высказывавшиеся предположения в отношении силовой установки вертолета - два ТВД Пратт энд Уитни Кэнэда PT6G67C мощностью по 1531 л.с, оборудованных цифровой системой уп¬равления FADEC. Наложенное США в 1989 г. после разгона демонстрации на площади Тяньаньмынь на поставки в Китай оборудования военного назначения все еще продолжает действовать, поэтому официальное подтверждение наличия на китайском боевом вертоле¬те двигателей канадского производства может осложнить отношения Канады с другими странами НАТО. Представитель фирмы Пратт энд Уитни Кэнэда заявил, что в 2000 г. был подписан контракт на поставку в Китай десяти двигателей, предназначенных для гражданских вертолетов. В то же время было известно, что разрабатываемый вертолет будет иметь двойное назначение - военное и гражданское. Десять ТВД РТ6 были поставлены в Китай в 2001 - 2002 гг. Согласно информации фирмы Пратт энд Уитни оф Кэнэда, с 2002 г. в Китай боль¬ше двигателей не поставлялось, хотя Китай выражал намерение приобрести двигатели, якобы предназначенные для установки на гражданский вертолет 6-тонного класса.

В отношении количества построенных боевых вертолетов WZ-10 западные эксперты расходятся. Называется цифра в восемь построенных вертолетов, хотя к декабрю 2007 г. удалось устано¬вить наличие только трех летных прото¬типов. Первый прототип (Z10-01) выполнил первый полет 23 апреля 2003 г., второй и третий (Z10-02, Z10-03) в настоящее время также задействованы в программе летных испытаний. Боевой вертолет WZ-10 разработан в кооперации авиационной промышлен¬ной группой Чэньги и Китайским вертолетным научно-исследовательским институтом. Высказывается мнение об участии в разработке боевого вертолета фирм из третьих стран, однако степень их участия дискуссионна.

Представители южноафриканской фирмы Денел сообщили, что до 2001 г. китайские официальные лица проявляли значительный интерес к боевому вертолету Денел «Руивалк», задавая множество специализированных технических вопросов, что дало возможность предположить о наличии сложностей, с которыми китайские специалисты столкнулись в ходе проектирования боевого вертолета WZ-10. В 2001 г. Китай также проявил готовность закупить один вертолет «Руивалк», очевидно с целью его изучения. После 2001 г. фирма Денел не имела контактов с китайской стороной. Представители фирмы Агуста-Уэстленд отказались сообщить детали своего сотрудничества с Китаем, хотя определенная информация дает основания предположить уча¬стие фирмы в разработке вертолета Z-10, облик которого напоминает ита¬льянский боевой вертолет А-129 «Мангуста». Как считают эксперты, в состав вооружения боевого вертолета WZ-10 входят новые ПТУР HJ-10 и хорошо известные на Западе ракеты «воздух - воздух» TY-90 ближнего радиуса дей¬ствия.

Фотография третьего прототипа боевого вертолета WZ-10 предположительно сделана в Сиань-Янглянь, где находится китайский летно-испытательный центр; фотография получена через китайский Интернет. Подобно другим основным китайским программам в области военной авиации - истребителям J-10 и FC-1 - вертолет WZ-10 спроектирован в Китае под влиянием иностранных образцов аналогичной по назначению техники.

В целом Z-10 оставляет впечатление элегантного вертолета с традиционной для боевой винтокрылой машины кабиной, в которой два члена экипажа размещены тандемом, второй с превышением относительно первого. Фюзеляж имеет восьмигран¬ное сечение. Нижние поверхности фюзеляжа выполнены плоскими и установлены наклонно, что сделано, очевидно, с целью снижения ЭПР вертолета. В то же время датчики бортовых обзорно-прицельных систем и вооружение не вписаны в фюзеляжа, сводя на нет усилия по снижению заметности в радиолокационном спектре. V-образная нижняя часть фюзеляжа обладает достаточными внутренними обьемами для размещения блоков электронного оборудования.

Два ТВД РТ6-67С установлены в круглых мотогондолах с боковыми воздухозаборниками. Аналогичным образом устроены воздухозаборники на всех вертолетах, оснащенных ТВД РТ6, к примеру - на вертолете Агуста-Уэстленд AW-139. Двигатели смещены к хвостовой части вертолета, трансмиссия уста¬новлена перед двигателями. Ниже двигателей расположены заправочные горловины, по одной с каждого борта. По ходу развития программы боевого вертолета WZ-10 изменения были внесены в выхлопную систему. На первом прототипе выхлопные сопла круглого сечения находились с обоих бортов вертолета непосредственно за двигателями. На сопла боле поздних прототипов были установлены насадки, снижающие тепловое излучение, причем из-за формы насадок непонятно имеют ли двигатели общее выхлопное сопло или каждый ТВД оборудован индивидуальным выхлопным соплом.

В нижней части фюзеляжа между плоскостями крыла установлен вписанный в обводы вертолета встроенный блок отстрела ИК ловушек. Судя по форме и расположению антенн, вертолет оборудован системами предупреждения о лазерном и электромагнитном облучении. В носовой части фюзеляжа перед фонарем кабины экипажа установлена антенна систем государственного опознавания. Над обеими кабинами и перед стойками основных опор шасси смонтированы ножи, предназначенные для резки проводов линий электропередач. Впервые было представле¬но четкое изображение новых ПТУР HJ-10 (подвешены на вертолете). По четыре ПТУР подвешены под каждой консо¬лью крыла. ПТУР HJ-10 относится к тому же классу, что и американская ПТУР AGM-114 «Хеллфайр». Целевое оборудование вертолета включает шаровую турель с датчиками оптоэлектронной обзорной системы пилотирования (шаровая турель в верхней носовой части фюзеляжа) и комбинированной обзорно-прицельной системой (в нижней носовой части фюзеляжа), внешне схожей с системой TADS вертолета Боинг АН-64 «Апач». Вертолет WZ-10 вооружен 23-мм пушкой новой конструкции.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Ядерщик 03.12.2008 в 21:56:14   # 6790
И кабина от МИ-24
  Казах 13.01.2009 в 21:09:36   # 8056
вообще-то на Мангусту смахивает
  Гость 13.01.2009 в 22:25:27   # 8059
Смахивает на всё
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь