Российский журналист о русских в Казахстане

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
NBE 03 Августа 2017 в 10:00:28
Редактор БАБРа делится мнением относительно судьбы русских в Казахстане.

Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье положения славянского и русскоязычного населения в этой большой и сложно устроенной стране.

Две означенные темы надо четко разделять и разводить: есть вопрос этнических славян, проживающих в Казахстане, и есть проблема русскоязычного населения в целом. Темы смежные, но прямо не пересекающиеся.

Дискриминация по языку

На словах все хорошо. Русский язык является вторым государственным: все вывески, дорожные знаки, указатели и т.д. продублированы на русском. Есть русскоязычные печатные СМИ, телерадиовещание, Интернет-порталы, онлайн-сервисы.

Официально русский язык никак не ущемляется.

На практике все, разумеется, менее радужно. Казахстан четко разделен на Север и Юг. На севере и востоке живут славяне и "северные" казахи - полностью обрусевшие, отличающиеся от южан даже внешне. Соответственно, юг и запад страны населяют узбеки и "южные" казахи.

Языковая и этническая дифференциация по территориальному признаку в Казахстане выпукла и наглядна - чем дальше на юг, тем меньше русского говора.

Север и восток страны это типичная постсоветская территория, мало отличающаяся, скажем, от Западной Сибири или Алтая. Те же поля, церквушки, заброшенные заводы, бедные деревни с наличниками на окнах и огородами в каждом дворе.

Юг Казахстана более азиатский. Вместо деревень - кишлаки, вместо церквушек- мечети, вместо засеянных полей - жаркая полупустыня с дрожащими миражами на горизонте.

Особняком стоят две столицы: Астана и Алматы. Это многонациональные, двуязычные города-милионники, для которых проблема языка стоит не так остро в силу высокой концентрации образованного и обеспеченного населения, регулярно выезжающего в Россию и дальнее зарубежье.

После получения независимости центральная власть в Казахстане начала проводить негласную линию поощрения именно южного, архаичного уклада. В этом смысле президент Назарбаев мало отличается от других лидеров среднеазиатских республик бывшего Союза. В ассортименте опора на "традиционные" ценности, мягкую исламизацию и языковую идентичность.

Как поведал мне отставной полковник из местных, двадцать лет назад почти все ключевые посты в стране занимали русские или русскоговорящие. Если ты говорил на казахском, но не знал русского, - ты был маргиналом, провинциальной недорослю. Сейчас все ровно наоборот: ты можешь говорить только на казахском и чувствовать себя полноценным гражданином, ты можешь владеть обеими языками и бед не знать, но если ты говоришь только по-русски - у тебя начинаются большие проблемы.

С одной стороны это естественный процесс: возрастное, советское, поголовно русскоговорящее поколение сходит со сцены, уступая место национально ориентированной, пассионарной молодежи, для которой знание русского является делом добровольным, а вовсе не обязательным. Для успешности сегодня куда важнее знать английский, нежели русский.

Эта аксиома, к слову, верна не только для Казахстана, но и для Белоруссии, Украины и других наиболее продвинутых стран советского блока. Россия быстро теряет статус культурной и экономической метрополии для развитых стран - выходцев из СССР. Мы все еще "центр мира" для нищих Таджикистана или Киргизии, но уже не для относительно богатых Казахстана или Азербайджана.

Однако, как и было сказано, вытеснение русского языка в Казахстане имеет не только естественную природу. Безусловно, можно говорить об осознанной государственной политике по дерусификации страны. В Астане правят умные и осторожные ребята, здесь нет дураков вроде Ющенко, никто не насаждает казахский силой. В тоже время ползучая языковая национализация, кажется, давно приобрела необратимый характер.

В чем это проявляется? В мелких, но важных деталях. Например, невозможно устроиться на высокий государственный пост, не зная казахского. Нельзя изучить многие законодательные акты в русском варианте - их просто отказываются переводить (особенно на муниципальном и региональном уровнях) . Сложности возникают и у бизнесменов, вынужденных нанимать казахоязычных нотариусов для оформления тех или иных сделок, документооборот по которым проходит только на языке титульной нации.

И так далее и тому подобное. В стране умело создается атмосфера "закрытых дверей" для русскоговорящих. К населению приходит понимание, что без знания казахского ты автоматически попадаешь в неуютное и притесняемое языковое гетто. А жить в гетто, понятное дело, мало кто хочет.

Вариантов на поверку всего два: учить казахский или уезжать в Россию.

Большое северное переселение

Здесь мы переходим к вопросу собственно славянского населения Казахстана. Все достаточно просто и печально: русские уезжают. Конечно, это не повальное бегство, как в Узбекистане или Туркмении, но тем не менее.

В 1989 году на территории Казахстана жило 6,2 миллиона русских и 6,5 миллионов казахов в пропорции 38% на 40% от общего населения. К 2016 году число русских уменьшилось до 3,5 миллионов, а число казахов возросло до 11,5 миллионов. Сегодня русскими себя называют только 20% жителей страны. Это все еще очень много, однако тренд очевиден и выглядит он, как приговор.

Люди перебираются в Россию без большой охоты, зачастую, вынужденно и очень неторопливо. Никто их не гонит и не заставляет. Но и не отговаривает. Дело в том, что русские в Казахстане преимущественно одноязычные и де-факто попадают в то самое языковое гетто. Социальные лифты для них закрыты.

Все русские, с кем мне удалось переговорить в Казахстане, или уже перевезли семьи в Россию, или собираются это сделать в обозримой перспективе. Подчеркну - я говорю не об отдельных случаях, но о ярко очерченной тенденции, имеющей глубокие экономические и политические корни.

Русские живут компактно на севере и востоке Казахстана. Прежде всего, речь идет о Петропавловске, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске. Много славян в столичных Астане и Алматы, а также в старом промышленном центре региона - Караганде.

На юге ситуация обратная - славяне здесь не в чести. Наглядное сравнение. Петропавловск, негласная столица "русского" Казахстана: казахи - 25% населения, русские - 64%. Тараз, исторический центр южной части страны: казахи- 64%, русские - 20%.

После "крымской весны" и войны на Донбассе национальный вопрос в Казахстане резко и недвусмысленно обострился. У каждой из сторон здесь, как водится, своя правда.

Русским не нравится языковая дискриминация, казахизация общественно-политической повестки. Русские не привыкли быть меньшинством , национальной окраиной, в них силен имперский комплекс. Они чувствуют себя разделенным народом и не связывают свое будущее с казахским государством. Они смотрят Первый канал и ждут новогоднее обращение Путина.

По сути можно говорить о существовании огромной, трехмиллионной резервации русских в Казахстане.

Претензии казахов к русским тоже совершенно понятны. "Почему они (русские) носят наши паспорта, но отказываются учить казахский? - задается вопросом дальнобойщик-казах. - Почему не хотят адаптироваться? У нас свое государство и они должны его уважать. Вместо этого они гоняют по Петропавловску на машинах с российским флагами и открыто призывают к сепаратизму в Павлодаре". Исчерпывающе.

Еще один аспект - экономический. Легко заметить, что весь север и восток Казахстана окружен мощными российскими городами-милилонерами. Это Новосибирск, Челябинск, Омск, Екатеринбург. Прибавим сюда развитые Барнаул, Курган, Тюмень и получим абсолютное демографическое и культурное доминирование России в конкретном регионе.

Перед глазами любого русского, проживающего на севере Казахстана, стоят успешные города Сибири и Урала, уровень жизни в которых на порядок выше жизни в небогатых казахских городках. В Сибири есть работа, перспективы, возможность вести дела на родном языке. В этих условиях у русского провинциала в Казахстане не возникает вопроса куда податься - в Новосибирск или Астану. Только на север, в Россию.

Конец империи

Казахстан и другие республики бывшего СССР отпустили Россию. Мы больше не гегемон, не империя, не властительница умов. Мы просто большая региональная держава, с мнением которой считаются и к чьей позиции прислушиваются. И не более того.

Пора и нам отпустить Казахстан и прочий "русский мир". Этот мир существует в культурном пространстве, но не в политическом. Среднеазиатские республики строят свои национальные государства - данность, которая будет определять их существование на блажащие десятилетия. Мы должны это понять и принять. Иных вариантов просто нет.

Уверен, через 20-30 лет "русский вопрос" в Казахстане исчезнет сам по себе, просто в силу того, что доля этнических славян в населении станет незначительной. Казахстан идет своей дорогой, на которой все больше мечетей, мощенных китайским юанем, и все меньше газопроводов, отлитых из русского металла.

Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте.

http://www.newsbabr.com/?IDE=154830
Комментарии, по рейтингу, по дате
  kkafp 03.08.2017 в 10:13:35   # 622216
Чтобы писать такие статьи надо тут жить. Чушь короче.
  Deamos89 03.08.2017 в 10:25:33   # 622221
провокация, дайте этого гандона сюда как русский ебальник ему начищу
  Marvel 03.08.2017 в 10:28:20   # 622222
Согласен. Чушь. Особенно насчет законодательных актов. Все переводится на 2 языка.
  bIP6bIC 03.08.2017 в 10:28:30   # 622223
Админу Данилову: Или убрать статью или запретить комментарии.
  Nightwalker 03.08.2017 в 10:30:46   # 622224
Че за хрень я щас тут прочитал?
  kkafp 03.08.2017 в 10:34:46   # 622225
И еще
Quote:
Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте.

Идиотский совет человека который пишет о предмете, в котором ничего не понимает.
  Софруджу 03.08.2017 в 10:35:33   # 622226
В каком месте он не прав?
  Tigr2 03.08.2017 в 10:37:25   # 622228
Подписываюсь. Хрень полная!
  Blackadder 03.08.2017 в 10:38:32   # 622229
Знание казахского языка еще не гарантирует автоматически должность и благополучие. Да и должность и благополучие некоторым просто не нужны. Как пример - Ярослав Красиенко, статьи которого вызывали бурю восторга на титусе. Казалось есть у человека всё - и кресло директора бюро КТК столицы, и собственная программа, и вхожесть в коридоры власти, и интервьюирвоание самого президента. А, нет. Уехал в подмосковье работать журналистом провинциального ТК. Сейчас правда подрос до уровня репортера ТК "России" и "Россия 24" но до уровня который был у него в Казахстане, ему никогда не подняться. Хотя он этого и желает.
В чем причина?
Он объясняет это так: "Если говорить с сугубо профессиональной точки зрения, Москва и в советское время, и сейчас является центром притяжения для людей очень многих профессий. Это такое правило: если ты хочешь расти, если хочешь достичь каких-то высот, то тебе дорога в Москву. Есть старая китайская пословица, которая гласит: "Лучше быть чёртом в большом храме, чем Богом – в маленьком". Это про мой случай тоже можно сказать."
Поэтому вопрос даже не в языке. Для амбициозных людей, Казахстан слишком мал. Разводил бы Красиенко гусей, жил бы не тужил. Но, для людей стремящихся с тремя экю покорить Париж, Казахстан это слишком мало.
Еще раз повторю, не языковые проблемы являются причиной отъезда. Одна из основных причин, которые толкает на покарение парижей, даже людей прекрасно владеющих казахским языком, это то что Казахстан, одна большая провинция, периферия. Что в данной периферии господствуют свои провинциальные законы. Нарушение которых табуировано. И что для людей желающих как либо самореализоваться (ну желающих чуть большего чем разведения гусей), у нас просто тесно.
Преодоление коллективного провинциализма, вот что удержит у нас и знающих и незнающих языка.
  walker 03.08.2017 в 10:43:24   # 622230
В целом статья объективная. А вот нравится это некоторым читателям или нет - совсем другая история )))
Идет ломка в сознаниях. А как воспринимать меняющуюся реальность - дело личное. Можно учить, можно и не учить.
Также согласен, что обострение казахизации связано крымом и донбассом. Точнее, с реакцией иных местных "имперцев" на те события.
  СССР 03.08.2017 в 10:50:43   # 622231
Quote:
Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье


ээээ дорогой,раз не был в Шымкенте, ничего ты не знаешь о Казахстане
  mr.zogi 03.08.2017 в 11:01:00   # 622233
Он явно не ел Сайрамский шашлык с пловом
  Deamos89 03.08.2017 в 11:01:50   # 622234
Рассказал 2-й пилот Боинга-757 компании Транс Аэро. Дальше с его слов:

Аэропорт Гамбурга. Мы только приземлились и рулим к терминалу, за нами в ожидании посадки 4 самолёта: Люфгаза (Германия), Фидекс
(грузовик), БритишАирвейс (Англия), и в верхнем эшелоне опоздавший на
4 часа ИЛ-86 Аэрофлота.

Очередь Люфганзы, но посылая на х.. диспетчера наш ИЛ чтобы сэкономить топливо начинает снижение. Служба наземного контроля, грозя всеми карами земными и понимая что русским всё пох.., пытается развести самолёты и пропустить ИЛ. Бритиш и Фидекс на посадку ещё не зашли и подчиняясь диспетчеру пропускают ИЛ. А пилот Люфганзы уже видя полосу вступает в перепалку с русскими, мол кагого х.., он немец, на немецком самолёте, в родной германии, должен заходить на 2-й круг и пропускать гребных русских? Получив ответ: "Потому что вы суки войну проиграли!", затихает.
И бросает фразу: "Хорошо ещё жидов в воздухе нет!" На что пилот Бритиша на идеальном английском предупреждает немца что это мол "не корректно", так о евреях...

Все благополучно сели, а через час к нам в комнату отдыха зашли сотрудники авиационной безопасности и вежливо попросили пройти с ними на опознание, т. к. пилота Люфганзы который ругался с русскими от...или в туалете, выбили пару зубов, и спустили в унитаз удостоверение пилота. И кроме русских это сделать никто не мог. От...ли героя знатно... Морда в крови, передних зубов нет... Но облом, из экипажа Аэрофлота он не узнал никого. А остальные "цивилизованные" не причём..

Мы готовимся к вылету, рядом с нами тот самый сокол из Люфганзы. Как тут без команды диспетчера в очередь на взлёт (отличительная черта наших лётчиков) вместо Люфганзы встаёт Бритиш. Немца прорывает, орёт диспетчеру, что это не аэропорт, а п...ец, что сесть ему мешают русские, а взлететь англичане... То что мы с первым пилотом услышали на частоте Бритиша от их командира экипажа, повергло нас в шок.
На русском языке, с явным одесским акцентом мы услышали:
- Ребята, скажите этому фашисту, пусть таки заткнёт е...ник. А то мы
с Фимой (второй пилот) ещё раз ему п..ды дадим от всего еврейского
народа!
  mr.zogi 03.08.2017 в 11:01:57   # 622235
Что за сини белый флаг у меня?
  Софруджу 03.08.2017 в 11:03:02   # 622238
Цитата: mr.zogi от 03.08.2017 11:01:57
Что за сини белый флаг у меня?

А тут всё время какие-то странные флаги. И фиг знает, отчего они появляются
  Pole13 03.08.2017 в 11:09:50   # 622240
Ну Америку этот журналист не открыл,мы и так в курсе что пора потихоньку "готовить сани". Не нужно ждать гонений,потому что из за вынужденного бегства недвижимость упадет в цене, потом ничего не купим. Ну а нацики найдут новых виновников проблем казахстана, начнут "катить бочку" теперь уже на китайцев)))
  abeke1984 03.08.2017 в 11:12:31   # 622244
Чушь
  Hairless 03.08.2017 в 11:16:34   # 622248

[/url]
  bozon house 03.08.2017 в 11:22:31   # 622251
Цитата: Hairless от 03.08.2017 11:16:34

[/url]
Поддержу.
  SVOY 03.08.2017 в 11:36:43   # 622260
Если валить, то на Запад.Не в Россию
  Рамзес 03.08.2017 в 11:37:07   # 622261
  Desperado 03.08.2017 в 11:47:02   # 622266
В целом статья правдивая, однако такого прям "притеснения" я не видел. В Павлодаре был случай: нас не хотели запускать на дискотеку потому что было негласное распоряжение "казахов не пускать"! Мы конечно кипишь подняли и нас пропустили, но неприятный осадок все таки остался.
Однажды у знакомого русского поинтересовался: - Почему вы не едете в Россию? Без обид, но если бы я был в России, то я бы стремился жить на своей земле среди своих казахов.
На что он мне ответил: - Да, я спрашивал у своего отца и он мне сказал: - Нам же здесь хорошо живется, зачем уезжать?! Казахи сами не могут разобраться между собой, между своих жузов, север-юг и т.д. Так что нас еще долго трогать не будут. ))
  Helenka 03.08.2017 в 11:49:08   # 622269
Цитата: СССР от 03.08.2017 10:50:43
Quote:
Я побывал в Казахстане осенью 2016 года. Ездил, ходил, смотрел, говорил с людьми. Посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы. По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье


ээээ дорогой,раз не был в Шымкенте, ничего ты не знаешь о Казахстане
t
Побывал бы в Чимкенте, статья была бы гораздо жёстче.
  Blackadder 03.08.2017 в 11:58:06   # 622274
Для обоих статей, подготовил один коммент, так как статьи во многом перекликаются. Есть универсальный набор причин, почему люди желают уехать из Казахстана. И языковая ситуация, оказывается совсем не главным фактором.
1. Образование. Получить качественное, современное образование. К сожалению, у нас это сделать становится либо невозможным, либо слишком дорого. И речь здесь не только об образовании техническом. Даже гуманитарное и то хромает на две ноги. Получить для себя и дать детям хорошее образование, одна из главных причин переезда.
2. Профессиональная деятельность. Допустим человек получил качественное образование. При чем в той сфере которая ему нравится, как говорится «душа лежит». И он может в дальнейшем развить это сферу чем либо прорывным. Но, у нас просто нет многих отраслей в которых он может приложить свои знания и умения. У меня есть два товарища. Закончили бауманку и станкин. Один хотел реализоваться в робототехнике, второй в авиастроении с прицелом на космические полеты. Оба владеют казахским от природы. Потому что они казахи из Шымкента. Вернувшись в Казахстан, работал один в фирме по продаже чая, второй менеджером в одной из нац компаний. По прошествии пяти лет, узнаю, что один переехал в Москву и работает в каком-то НИИ, второй отправился в Китай. Та же история и с сыном друга. Закончил он что то в СПб, связанное с кинематографом. Вернулся в Алматы, думал снимать арт-хаус и авторское кино. Работал в фирме дизайнером среднего звена, по оформлению квартир. Никому его арт-хаус нахрен не нужен был. Сейчас перебрался в СПб и что то клепает в стиле авторского кино. На жизнь хватает. Но, в Алматы было больше. Переехал не из за денег, а потому что там смог реализовываться.
3. Невозможность реализации своих идей. Слишком трудно или практически невозможно получить деньги под реализацию «долгих» проектов. Два знакомых. «Фонтанировали» идеями в сфере телекоммуникаций и биотехнологий. Бегали по презентациям искали деньги на проекты. Суммы были не маленькие. Не дали. Оба сейчас в Китае. Реализовываются там. Их «стартапы» нашли поддержку в среде китайских предпринимателей.
4. Отсутствие развития в науке. Банально нет научного сообщества, где можно обогащать друг друга знаниями. Я не говорю о симпозиумах псевдо – ученых фантазирующих о том что раньше, до оккупации, в Казахстане были медовые берега и молочные реки, а баурсаки сами падали в рот с неба. Я говорю о научном знании. Выезды за границу чтобы пообщаться с себе подобными, слишком дороги. Вот поэтому и едут к «своим» поближе, не в этническом, а в профессиональном плане, чтобы можно было обогащать свои знания.
5. Талант не нужен. Это даже не о гос службе. В крупных частных компаниях, ни знания гос языка, ни принадлежность к титульной нации, ни талант и творческий ум , не гарантируют продвижения по карьерной лестнице. Задыхаются талантливые люди в серой повседневности. Вот поэтому и собравшись с духом переезжают туда где смогут реализовываться и расти.
Выделенные мною пять причин которые толкают наших сограждан на переезд мало касаются гос языка. Лишь частично касаются бюрократизма, кумовства и трайбализма.
Выпячивание как основной причины гос языка, бюрократии и трайбализма, лишь уловка, отвлекающая от истинной причины переезда. Да эти факторы тоже играют роль, но совсем не существенную для людей, которые идут на такой серьезный шаг как смену места жительства, переезд в другую страну.
К сожалению, мы теряем тех, кто мог принести пользу стране. Тех, кто мог послужить ее развитию. И причина совсем не в языке. Причина глубже. Они просто здесь не нужны, даже если они и титульные. И они это понимают.
В результате мы рискуем остаться в стране, серой посредственности. Стране третьего мира без шанса прорыва даже в страны второго мира. Чем меньше умных, тем стабильнее…
  Desperado 03.08.2017 в 12:50:29   # 622291
Цитата: Blackadder от 03.08.2017 11:58:06
Для обоих статей, подготовил один коммент, так как статьи во многом перекликаются. Есть универсальный набор причин, почему люди желают уехать из Казахстана. И языковая ситуация, оказывается совсем не главным фактором.
1. Образование. Получить качественное, современное образование. К сожалению, у нас это сделать становится либо невозможным, либо слишком дорого. И речь здесь не только об образовании техническом. Даже гуманитарное и то хромает на две ноги. Получить для себя и дать детям хорошее образование, одна из главных причин переезда.
2. Профессиональная деятельность. Допустим человек получил качественное образование. При чем в той сфере которая ему нравится, как говорится «душа лежит». И он может в дальнейшем развить это сферу чем либо прорывным. Но, у нас просто нет многих отраслей в которых он может приложить свои знания и умения. У меня есть два товарища. Закончили бауманку и станкин. Один хотел реализоваться в робототехнике, второй в авиастроении с прицелом на космические полеты. Оба владеют казахским от природы. Потому что они казахи из Шымкента. Вернувшись в Казахстан, работал один в фирме по продаже чая, второй менеджером в одной из нац компаний. По прошествии пяти лет, узнаю, что один переехал в Москву и работает в каком-то НИИ, второй отправился в Китай. Та же история и с сыном друга. Закончил он что то в СПб, связанное с кинематографом. Вернулся в Алматы, думал снимать арт-хаус и авторское кино. Работал в фирме дизайнером среднего звена, по оформлению квартир. Никому его арт-хаус нахрен не нужен был. Сейчас перебрался в СПб и что то клепает в стиле авторского кино. На жизнь хватает. Но, в Алматы было больше. Переехал не из за денег, а потому что там смог реализовываться.
3. Невозможность реализации своих идей. Слишком трудно или практически невозможно получить деньги под реализацию «долгих» проектов. Два знакомых. «Фонтанировали» идеями в сфере телекоммуникаций и биотехнологий. Бегали по презентациям искали деньги на проекты. Суммы были не маленькие. Не дали. Оба сейчас в Китае. Реализовываются там. Их «стартапы» нашли поддержку в среде китайских предпринимателей.
4. Отсутствие развития в науке. Банально нет научного сообщества, где можно обогащать друг друга знаниями. Я не говорю о симпозиумах псевдо – ученых фантазирующих о том что раньше, до оккупации, в Казахстане были медовые берега и молочные реки, а баурсаки сами падали в рот с неба. Я говорю о научном знании. Выезды за границу чтобы пообщаться с себе подобными, слишком дороги. Вот поэтому и едут к «своим» поближе, не в этническом, а в профессиональном плане, чтобы можно было обогащать свои знания.
5. Талант не нужен. Это даже не о гос службе. В крупных частных компаниях, ни знания гос языка, ни принадлежность к титульной нации, ни талант и творческий ум , не гарантируют продвижения по карьерной лестнице. Задыхаются талантливые люди в серой повседневности. Вот поэтому и собравшись с духом переезжают туда где смогут реализовываться и расти.
Выделенные мною пять причин которые толкают наших сограждан на переезд мало касаются гос языка. Лишь частично касаются бюрократизма, кумовства и трайбализма.
Выпячивание как основной причины гос языка, бюрократии и трайбализма, лишь уловка, отвлекающая от истинной причины переезда. Да эти факторы тоже играют роль, но совсем не существенную для людей, которые идут на такой серьезный шаг как смену места жительства, переезд в другую страну.
К сожалению, мы теряем тех, кто мог принести пользу стране. Тех, кто мог послужить ее развитию. И причина совсем не в языке. Причина глубже. Они просто здесь не нужны, даже если они и титульные. И они это понимают.
В результате мы рискуем остаться в стране, серой посредственности. Стране третьего мира без шанса прорыва даже в страны второго мира. Чем меньше умных, тем стабильнее…
Блокадный, если ты с*ебешься с Казахстана, я буду даже рад! Одним нытиком меньше будет!
  Yerla 03.08.2017 в 15:49:16   # 622356
мдя .. а написал то как .. словно в Казахстане прожил как минимум год .. и провел соц. опрос среди русского населения ну как минимум поговорив с не одним десятком человек .. .. худею канеш с таких .. пописдяд с несколькими человеками и писдес мля выводов настрочат на несколько страниц о ситуации в стране ..
  N@VIGATOR 03.08.2017 в 15:51:14   # 622358
Цитата: Marvel от 03.08.2017 10:28:20
Согласен. Чушь. Особенно насчет законодательных актов. Все переводится на 2 языка.

Все законодательные акты у нас пишут на русском языке, а потом уже переводят на казахский!
  332-712 03.08.2017 в 16:01:41   # 622362
соглашусь с аффтором лишь в одном - казахский язык нужно учить. в остальном - очередные страшилки...
  Софруджу 03.08.2017 в 18:17:10   # 622403
Blackadder 03.08.2017 в 11:58:06 # 622274
Согласен полностью! Но у нас, вместо того, чтобы решать все эти задачи: улучшать образование, создавать новые отрасли, создавать свою промышленность, создать и развивать науку, заботиться о социальной сфере - видят, б.ь, одну проблему - пусть русские заговорят по-казахски. Вот заговорят и будет всем счастье! Да зачем оно нужно? Пусть эти упрямые русские хоть по-китайски говорят, чёрт с ними, неужели нет более важных задач для настоящего казахского патриота?
  старик 03.08.2017 в 18:47:31   # 622421
Quote:
На словах все хорошо. Русский язык является вторым государственным:
Ошибаетесь уважаемый : русский язык НЕ ЯВЛЯЕТСЯ государственным!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь