Прогулка по Саурану

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
nurlansha 16 Апреля 2017 в 02:57:37
Средневековое городище Сауран.
Южный Казахстан, март 2017г.


Саура́н — средневековое городище на юге Казахстана.

Городище расположено на территории, подчинённой городу Туркестан Южно-Казахстанской области, в 43 км северо-западнее города, в 1,5 км от административной границы с Кызылординской областью, в 2 км южнее автомобильной трассы Самара-Ташкент, в 500 м от железной дороги.

Памятник входит в состав государственного музея-заповедника «Азрет-султан» с центром в Туркестане.

Современный аул Сауран[1] расположен в 14 км к юго-востоку от городища.

В VI—XIII веках город Сауран располагался в 3 км к юго-востоку от более позднего города — теперь это городище называется Каратобе. Город на месте современного городища Сауран функционировал в XIII—XVIII веках, после чего был заброшен. Сауран являлся важным торгово-экономическим центром, контролировавшим проход между хребтом Каратау и Сырдарьёй, по которому проходил караванный путь. Население города во время расцвета оценивается от 3 до 15 тысяч жителей.

Городище овальное в плане, вытянуто с северо-востока на юго-запад на 800 м, с северо-запада на юго-восток на 550 м. Высота крепостных стен из сырцового кирпича до 7 м, основание стен до 3 м, ширина ворот 5-6 м.

Сауран — место первой находки на территории Казахстана системы кяризов — ирригационной системы колодцев с подземными каналами для орошения полей, в 2002 году подобные сооружения были найдены ещё в трёх местах Туркестанского оазиса.

Арабский географ Макдиси писал: «Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе».

В первой половине XIV века Сауран являлся столицей джучидской Белой Орды. Здесь был в 1320 г. похоронен правитель Белой Орды Сасы-Бука.

В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского Ханства. В 1514—1515 годах в Сауране жил поэт Васифи, оставивший описание города и окрестностей. Был в числе разрушенных в 1723-1727 гг. джунгарами городов. Древнее городище было окончательно заброшено в начале XIX века.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Zoggyla 16.04.2017 в 21:54:13   # 596792
Цитата: Мура45 от 16.04.2017 21:50:44
Quote:
Zoggyla 16.04.2017 в 21:28:31 # 596784


[quote] Zoggyla 16.04.2017 в 21:40:29 # 596786


Мне то известно. Тюркизмы в славянских языках и некоторые элементы тюркских традиций в славянской культуре, а равно и наоборот, всё взаимосвязано и от этого никуда не деться, как бы этого "нацпатам" и "ура-патриотам" не хотелось.

В своё время Олжас Сулейменов описывал эти моменты в своём труде "Аз и Я", который подвергли беспощадной критике "славянофилы" и "прочие интеллигенты" даже из Союза Писателей Каз. ССР, не говоря уже о центральных властях того времени.

Я о другом.. О той вакханалии, которая творится в российской блогосфере.[/quote]Я за единство и общие истоки. Ну, а если по чесноку, я жил там и больше мне туда не хочется.
  Ал 16.04.2017 в 21:55:47   # 596793
Цитата: Мура45 от 16.04.2017 21:50:44
Я о другом.. О той вакханалии, которая творится в российской блогосфере.

Как очевидно, Вы на российской блогосфере зациклились. Как часто там Казахстан обсуждают?

"Китайский след" в Великом бедствии казахов Актабан шубырынды https://informburo.kz/stati/kitayskiy-sled-v-velikom-bedstvii-kazahov-aktaban-shubyryndy.html?utm_campaign=7634802&utm_medium=banner&utm_content=25953750&utm_source=news.mail.ru
  Мура45 16.04.2017 в 22:08:17   # 596794
Quote:
Zoggyla 16.04.2017 в 21:54:13 # 596792

Я за единство и общие истоки. Ну, а если по чесноку, я жил там и больше мне туда не хочется.


Нормальный такой поворот..

А по серьёзному, есть ЕвразЕС, ОДКБ, Таможенный Союз, и хватает этих объединений.

Quote:
"Дружба дружбой, а табачок врозь"
  Zoggyla 16.04.2017 в 22:12:52   # 596795
Я про Россию. Я туда больше не поеду. На ПМЖ.
  Ал 16.04.2017 в 22:14:14   # 596796
Цитата: Мура45 от 16.04.2017 21:53:58
И если в отношении Казахстана комменты, можно сказать, как бы нейтральны, то в отношении братской Киргизии эпитеты были просто ужасающими.
Видимо по той причине, что братская Киргизия в 90-х резней отметилась. Оттуда бежали даже сами киргизы. Одна из них из Казахстана несколько лет назад уехала в "славящуюся" своей нетерпимостью Россию. Обратно не собирается. Наверное, мазохистка...

В Казахстане живет знакомый из братского Таджикистана, уехавший по подобной причине...
  Мура45 16.04.2017 в 22:39:55   # 596801
Цитата: Zoggyla от 16.04.2017 22:12:52
Я про Россию. Я туда больше не поеду. На ПМЖ.


Да, понял. Именно о ней и говорили.
  Пермяк 17.04.2017 в 01:42:21   # 596811
А на 7:50 минуте это что? Кирпичи из которых строят старинный город?
И насчёт Алмате 1000 лет, ну Вы вобще КРАСАУШИК! Алмате и 100 лет нету, так назвали переименованный город - крепость Верный, которому на момент переименован то же было около 100 лет, а вот как назывался и где был город,которому якобы 1000 лет к сожалению не знаю, может быть просветите?
  Saturn 17.04.2017 в 06:17:46   # 596813
  Ал 17.04.2017 в 09:13:28   # 596832
  Ал 17.04.2017 в 09:30:36   # 596834
Цитата: шымкентский от 16.04.2017 19:11:58
не согласен с вами
кочевники не создали автомат Калашникова или ядерный реактор, но право на свободу у них было незыблемо, они не создали аналог НКВД у себя и прочих "благ" цивилизации
и потом насколько вы можете быть уверены, что кочевники чуть позже все это не создали бы?

https://republic.ru/world/vzorvat_k_pravednikam-368658.xhtml
Надеюсь эту ссылку титус не разобьет.
Бывшие кочевники...
  ka3ax001 17.04.2017 в 09:35:39   # 596835
Пермяк, Saturn

История Алматы уходит глубоко в века. О селении Алмату сообщает современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулат. Безусловно, название Алматы можно привязать географически к городу в предгорьях Заилийского Алатау и району "Большой Алматы". Неоспоримые данные получены из нумизматических источников. Они следующие: в 1979 г. на территории Алматы были найдены серебряные монеты, на основании которых востоковедом и нумизматом В.Н. Настичем было высказано предположение о местном, семиреченском происхождении этих монет и о существовании монетного двора в XIII веке на территории современного Алматы. На одной из монет ясно различается название чеканки монеты - города Алматы. Дата выпуска монеты 1271-1272 гг.

Город Алматы. Города Казахстана Важный этап жизни на территории Алматы связан с эпохой средних веков VIII-XIII вв, когда здесь возникают и формируются поселения и города. К этому времени на территории "Большой Алматы" находилось несколько поселений и городов, о которых есть сведения в научных работах.

Наибольший интерес представляло городище, расположенное на месте Пограничного училища (Военный институт). На этом месте и сейчас при строительных работах находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году обнаружили остатки средневековой кузнечной мастерской X-XI вв.
Размеры городища, наличие в нем построек из жженого кирпича, находки ремесленной керамики, остатков развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора безусловное свидетельство, что здесь в X-XIV вв. находился город.

К периоду X-XI вв. относится возникновение Алматы, как города - центра политической, экономической и культурной жизни, игравшего важную роль, как в местной, так и международной торговле по Великому Шелковому пути.

В ХIII веке город был разрушен монголами, его удобное положение сыграло свою положительную роль и Алматы поднялся из пепла. Первый казахский учёный Чокан Валиханов писал: "Алмату … был известен своей торговлей и служил станцией на большой дороге".
  Пермяк 17.04.2017 в 09:36:21   # 596836
Цитата: Saturn от 17.04.2017 06:17:46
Цитата: ka3ax001 от 17.04.2017 в 09:35:39

То есть, из за того, что где то в окрестностях Алматы, по рассказам старцев было стойбище кочевников, теперь утверждается что именно городу Алматы 10000 лет?!
Почему не говорится что при археологических раскопках (фото) было найдено средневековое поселение (фото), из источников (фото или ссылка на рукопись) было установлено что это древнее городище Алмату.

Почему сразу городу Алматы 1000 лет?
По такой аналогии можно тогда клепать древность городов на раз-два, не находите!?
Берем городище Аркаим, внимательно следите за руками... раз, два и вот уже Челябинску 4000 лет
  arhar 17.04.2017 в 09:45:49   # 596838
Пермяк
большинство городов и крепостей построены были русскими на месте старых поселений. часто в качестве строительного материала использовался материал с древних строений. как вы сказали, вуаля, и сразу делается народ диким кочевым не имеющим истории
  arhar 17.04.2017 в 09:47:57   # 596839
Пермяк специально для вас и баолатбола
Quote:
Колонизация Туркестана русскими крестьянами была предпринята почти одновременно с его захватом. Если обычно завоевание какой-либо страны европейским государством сопровождается немедленным прибытием коммерсантов и промышленников, то в случае с Россией такая колонизация была увязана с нескончаемой теорией о крестьянах-переселенцах. Иногда даже само прибытие этих крестьян-переселенцев предварялось завоевательными акциями. Русская эмиграция в Туркестан началась с прибытия эмигрантов в Семиреченск. Только в период с 1847 по 1867 гг. в Семиречье прибыли 15 тысяч русских переселенцев, затем в период с 1868 по 1882 гг. их прибыло еще 25 тысяч. В последующем эмигранты проникли в регионы Сыр-Дарьи, Самарканда, Ферганы и Закаспия. К началу XIX века на территории Туркестана насчитывалось уже 326 русских колоний с населением 248 500 человек. Каждый последующий год был отмечен прибытием в Туркестан тысяч крестьян из России. Увеличению числа прибывающих эмигрантов способствовал также и голод, свирепствовавший в России.
Этих цифр, относительно малозначащих, недостаточно для того, чтобы понять истинный характер колонизаторской политики России. Колонизация Туркестана Россией проводилась без всякого плана, без изучения нужд местного населения, без определения объема незанятых земельных площадей.
В течение более чем двадцатилетнего периода жители Туркестана были незаконно лишены собственных земель только по решению местных правителей, без предъявления юридических санкций со стороны центральной власти. «Распределение земель переселенцам проводилось без каких-либо юридических оснований, – заявил князь Массальский, известный исследователь Туркестана. - Вопрос был отдан на откуп податливой кучке заинтересованных кочевников (киргизов) и настойчивых представителей властей».
И даже тогда, когда в отношении русской эмиграции в Туркестане стали применяться законы и обычаи, данная реформа нисколько не улучшила положение местных жителей, чьи интересы не были защищены. Напротив, закон давал право лишать местных жителей всех средств защиты либо протеста против самой несправедливой экспроприации. Граф Пален, совершивший по приказу императора инспекционную поездку в Туркестан, описывает следующим образом «законные» методы работы колониальной администрации: «Сторонникиполитики колонизации предложили разрушить более 5100 постоянных зимовок киргизов и выгнать из них более 30 000 человек с тем, чтобы высвободить примерно 250 000 десятин (гектаров) орошаемых земель, на которых можно было бы обустроить примерно 6500 крестьянских ферм (из расчета 40 десятин на каждую ферму). С другой стороны, было обнаружено, что в Пишпекском уезде из 5395 участков, отданных в распоряжение переселенцев, были заняты лишь 2008 (т.е. примерно 38%). Оставшиеся 3387 были отвергнуты переселенцами как малопригодные под нужды земледелия. Можно заключить, что открывается возможность дополнительного обустройства еще 2500 ферм на площади 250 000 десятин, то есть для этого надо уничтожить в два раза больше казахских жилищ. Инспекция территорий, предназначенных для экспроприации, показала, что казахи везде перешли от кочевой к оседлой жизни на пастбищах и что они занимаются скотоводством без перемещения.
Так что проведение в жизнь проекта колонизации, то есть перемещение казахских очагов, непременным образом приведет к их разрушению».
По утверждению В. Васильева, исследователя Семиречья, у казахов были отобраны главным образом плодородные земли, а им были оставлены полупустынные степи и горы (см. В. Васильев, «Район Семиреченска в качестве колонии». М., 1915 г.).
Трудно установить сейчас точные цифры, определяющие объем площадей, отобранных у коренных жителей Туркестана в пользу русских переселенцев. К 20 году XX века этот объем вырос более чем в полмиллиона десятин орошаемых земель. Если добавить к ним площади в 610 481 десятин, отданные семиреченским казакам, то общая сумма составит 1,5 миллиона десятин.
Чтобы осознать истинный смысл этих цифр, необходимо сравнить, с одной стороны, объем площадей, отобранных у коренных жителей Туркестана, с общим объемом орошаемых земель; с другой стороны, численность русских переселенцев с численностью мусульманского населения, занятого земледелием.
По данным того же князя Массальского (см. Князь Массальский, «Страна Туркестан», Петербург, 1913), общая площадь орошаемых земель в пяти областях Туркестана составляет примерно 2 808 000 десятин. К тому же около 1 500 000 десятин составляют неорошаемые, но пахотные площади (называемые еще бахари), что в итоге составляют 4 308 000 десятин.
Таким образом, мусульманское население Туркестана, занятое земледелием, достигающее по численности 5 миллионов человек, располагает 2 808 000 десятинами (4 308 000 десятин - 1 500 000 десятин = 2 808 000 десятин), тогда как 300 000 переселенцев и казаков имеют в своем распоряжении 1 500 000 десятин.

  arhar 17.04.2017 в 09:49:30   # 596840
Quote:
Надо отметить также, что мусульмане сами проводили орошение земель, а земли, орошаемые усилиями государства, отдавались исключительно русским (напр. земли, «названные голодной степью», с одной стороны, и территория Байрам Али, являвшаяся личной собственностью императора - с другой).
  arhar 17.04.2017 в 09:50:49   # 596841
Quote:
Последствия политики колонизации
Такая политика колонизации в результате не только задержала процесс стабилизации кочевых казахских племен, но, загнав в степи и оседлые племена, увеличила число кочевников. Этот факт позволяет увидеть в новом свете «цивилизаторскую миссию» Имперской России в Туркестане.
С другой стороны, этот способ экспроприации, «проводимый без каких-либо юридических оснований, а лишь по воле представителей правительства», не способствовал появлению у коренных жителей чувства равенства.
Жители Туркестана, лишенные возможности защищать свои права на основе законности, были вынуждены в период обострения «решительной» активности властей искать убежища в Китае (Монголии) либо в отдаленных степях Хивинского и Бухарского ханств.
Неудивительно, что европейская культура, представленная в Туркестане Россией, стала в глазах народа синонимом оголтелого насилия, нацеленного на разрушение мусульманского очага в Центральной Азии.
Мусульманам было категорически запрещено участвовать в управлении страной, они не могли даже в порядке исключения занимать какие-либо административные должности. Коренные жители пребывали под постоянной угрозой статьи 64 «Правил управления Туркестаном», предоставлявшей администрации право брать под арест всякого без предъявления юридических санкций, без указания причин ареста.
Мусульмане не призывались в ряды русской армии, а неоднократные ходатайства перед центральными властями по этому поводу не дали никаких результатов. В последний раз этот вопрос был поднят в 1913 году. Русское правительство в лице военного министра генерала Сухомлинова ответило мусульманам Туркестана категорическим отказом под предлогом того, что их допуск в армию несовместим с цивилизаторской миссией России в Азии из-за возможных конфликтов с Китаем, Афганистаном и т.д.
В сфере промышленности мусульмане допускались к работе только в качестве чернорабочих, а в сферу железных дорог, почты, телефона, телеграфа и трамвая путь им был наглухо закрыт.
Производство хлопка, сосредоточенное исключительно в руках мусульман, составляет основной источник богатства Туркестана. Эта отрасль промышленности была скомпрометирована спекулятивными методами, бывшими в почете в период закупа хлопка и сильно ущемлявшими экономические интересы населения.
Именно в сфере народного образования ярким образом проявила себя «историческая миссия России как представительницы европейской цивилизации в Центральной Азии». Однако результаты ее деятельности в этой области также не были удачны. К началу революции 1917 года во всем Туркестане, включая Хиву и Бухару, насчитывалось примерно 400 школ, в которых обучались 30 000 учащихся, а из них лишь 20% составляли мусульмане. Этот процент, который к настоящему времени сильно сократился, относится лишь к начальным школам (около 200 школ), добрая половина которых содержится на средства коренного населения.
Как особый факт можно отметить то, что управление государственными заведениями по подготовке учителей смешанных начальных школ в Туркестане было доверено человеку, известному своим крайне нетерпимым отношением к мусульманской религии и убеждением в том, что с точки зрения миссии русских на Востоке применение к мусульманам методов европейского обучения наносит только вред. С другой стороны, мусульманам было запрещено открывать даже на свои собственные средства начальные школы с обучением на родном языке с применением новых педагогических методов. Коренные жители обучались в старых религиозных школах, число которых составляло примерно 7000, а число учащихся в них - 100 000.
  arhar 17.04.2017 в 09:51:12   # 596842
Quote:
Разумеется, нельзя отрицать того, что с завоеванием Туркестана Россией он стал открыт для европейской цивилизации, но потребление благ этой цивилизации стало если не полностью недоступным для мусульманского населения, то, по крайней мере, доступным лишь в той мере, в какой оно совместимо с ролью, отведенной населению в экономической и политической жизни собственной страны.
Таким образом, «историческая миссия России как представительницы европейской цивилизации на Востоке» имела следующие последствия.
В политической сфере установила режим несправедливости и произвола.
В области народного образования стала тормозом в преодолении естественной тяги послушного народа к образованию.
В экономической сфере незаконно лишила коренных жителей земель, которые они потом и кровью отвоевали у пустынь.
Задержала и без того затянувшийся процесс перехода кочевников к оседлой жизни; способствовала экономическому развалу страны, при этом привела класс мелких производителей и земледельцев к обнищанию.
Нам казалось, что революция 1917 года сможет убрать все препятствия, мешающие внутреннему сближению мусульманского Туркестана и России.
Однако отношение местных органов власти русского Временного правительства, равно как Советов, убили у мусульманского населения страны всякую надежду на обретение равенства в правах с русскими. Новая революционная Россия унаследовала у Российской империи «цивилизаторские» методы в отношениях с азиатским Востоком. Она сделала все, чтобы сохранить за русским населением Туркестана все прежние преимущества под предлогом «необходимости защиты прав и интересов революции», будто эти интересы отличны от прав и интересов большинства населения Туркестана.
Две причины нравственного порядка не позволили мусульманам Туркестана, составляющим 97% от общего числа жителей, противопоставить русскому революционному шовинизму программу чисто национального характера в тот момент, когда представители других национальностей империи начали отстаивать свои права и даже отчасти проводить в жизнь собственные программы. Это прежде всего чувство сдержанности, которое особенно необходимо проявлять в период появления угрозы военных действий. А также убежденность в том, что Всероссийское учредительное собрание исправит ошибки переходного периода, предоставив Туркестану в соответствии с его волей автономию в рамках Российской республики.
  Пермяк 17.04.2017 в 10:05:08   # 596850
Цитата: arhar от 17.04.2017 09:45:49
Пермяк
большинство городов и крепостей построены были русскими на месте старых поселений. часто в качестве строительного материала использовался материал с древних строений. как вы сказали, вуаля, и сразу делается народ диким кочевым не имеющим истории

Я ничего не имею против Вашей теории, ну давайте поступать как взрослые люди и не распыляться на все что имеется в Вашей голове.
Если разговор о Алматы, то говорим конкретно о Алматы, и не нужно распылять повествование "на всю степь" и как плохо жилось под русскими колонизаторами.

Конкретно по Алмате, дата основания?
Если дата приблизительная, то ссылка на экспертизу углеродного, или какого другого анализа подтверждающего древность раскопки.
Следующее, привязка раскопок посуды, монет и кузни к городищу (какому? опять где ссылка на источник?) на основании чего, со слов?
Где проводилась экспертиза, Акты?
Где подтверждение из других источников, например из китайских, русских, узбекских, в общем из источников соседей, или заговор, историю великих народов специально все уничтожают?
  arhar 17.04.2017 в 10:09:34   # 596851
Пермяк да мне пофиг сколько лет, 1000-10000, ведь никому не помешало придумать древний рим,которому более 5тыс лет , или древнююгрецию, которой не было. тысяча лет, это детская шалость по сравнению с тем, что проворачивали европейцы с их колизеями, стоунхеджами и прочим новоделом
  arhar 17.04.2017 в 10:13:27   # 596852
Пермяк
помните как боевики уничтожали "древние памятники" пальмиры? когда в каменных изваяниях и колоннах торчали куски арматуры. или статуя льва аллата, которая якобы вырезана из куска известняка, но в ней почему-то торчит кладочная сетка. и так вся древняя история, от пирамид до древнего вавилона, рима, греции, тот же храм баальбек.
  Пермяк 17.04.2017 в 10:16:03   # 596855
Тут я с Вами полностью согласен, поэтому и дискутирую.
Нельзя подделывать историю, а с Алматой мы наблюдаем подделку в реальном времени.
Что же касается древнего Рима, Пальмиры, Стоунхеджа, Египетских пирамид, и прочее, прочее, прочее согласен с Вами на все 100%

Берем, выливаем монету, искусственно старим ее, проводим углеродный анализ (погрешность +- 2000 лет) и вот у нас в руках монета себестоимостью 10000 долларов и аукционной стоимостью несколько миллионов, лохов как грязи.
А если вы уж подделали скипетр, или усыпальницу фараона, саркофаг то и подавно можно сформировать бюджет для небольшой страны на пару десятков лет.
  Баке 17.04.2017 в 12:17:15   # 596872
Я конечно извиняюсь,так были экспедиции или раскопки
  Мура45 17.04.2017 в 12:22:42   # 596875
http://politikus.ru/video/93381-andrey-fursov-perehod-sredneaziatov-na-latinicu-sbrosit-ih-v-civilizacionnuyu-treschinu.html

Читайте и любуйтесь
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь