Три в уме
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 11 Августа 2016 в 10:40:54
Трехъязычие - утопия или реальность? Отчет нашего корреспондента с прений вокруг языковой политики государства

Институт языкознания имени Ахмета Байтурсынова провел “круглый стол” на тему “Полиязычное образование в Казахстане: научные основы и практика”. Несмотря на достаточно размытую и наукообразную формулировку темы заседания, было понятно, что речь пойдет о нужности (или ненужности) внедрения трехъязычной модели образования в краткосрочной перспек­тиве, а также о ее возможных вариантах. Ни для кого не сек­рет, что сейчас эта система продавливается волюнтаристски и скоро страна может стать свидетелем огромного натурного эксперимента под яркими лозунгами в стиле социалистического неореализма. А что мы получим в реальности?

Представитель Назарбаев Интеллектуальные школы Жанабай АБУОВ, выступавший одним из первых, был полон оптимизма и рассказал, как замечательно обстоит дело с трехъязычием в их структуре. В частности, речь шла о распределении учебных дисциплин по языкам. Информатика, например, дается ребятам на английском, а история Казахстана - на казахском. В целом, по версии г-на Абуова, в новом течении есть отдельные вопросы и недочеты, но в глобальном смысле система демонстрирует свою эффективность и жизнеспособность. К тому же в основу образовательного процесса положены лучшие зарубежные методики, а в приоритете - казахский язык. И все это может быть распространено на остальные казахстанские школы. В общем, спикер выступил содержательно и вроде убедительно, но…
Одна из следующих выступающих - директор института полиязычного образования КазНПУ имени Абая Танат АЯПОВА - сразу пригасила пламенный оптимизм г-на Абуова.
- Я была в Назарбаев Интеллектуальной школе на уроке физики, - сказала г-жа Аяпова. - На английском все было понятно и доступно. А вот на казахском языке физику объяснял, кажется, учитель казахского. Я потом специально спросила у нескольких детей, поняли ли они содержание урока. Не поняли...
Я не против трехъязычия и Назарбаевских школ тоже, но нам нужно четко понимать, с какого возраста детям нужно учить иностранные языки. Начинать постижение жизни хоть казахский ребенок, хоть русский должен с родного языка. Поэтому в той же Японии анг­лийский в школах преподают только с пятого класса.
Закончила свое выступление г-жа Аяпова на чувствительной ноте, задавшись риторическим вопросом: будет ли ребенок, с малолетства воспитанный на английском, патриотом и хранителем традиций? Ведь представление о жизненном укладе человек получает в детстве с языком матери и лишь потом начинает проникаться сторонними вещами. В английском языке нет понятийного аппарата для казахского традиционного быта.
Ту же проблему обозначил и главный научный сотрудник Института языкознания им.
А. Байтурсынова профессор Нургельди УАЛИ. По его словам, сам Байтурсынов определял язык как “орудие” и “инструмент”, а иностранные языки, соответственно, являются инструментами чуждых культур. И как бы нам через несколько лет тотального трехъязычия не получить поколение голимых космополитов.
Нарастающую тревогу несколько разбавил политолог Рустем КАДЫРЖАНОВ, заявивший, что существуют две теории восприятия языка: романтизированная, согласно которой язык есть вместилище духа и сути народа, и технологическая, предполагающая, что язык есть средство коммуникации, и не более. Очевидно, что казахи тяготеют к первой, но не факт, что она имеет какой-либо приоритет над второй.
Однако язык для казаха больше, чем язык. И за всеми выступлениями на “круглом столе” незримо маячил главный вопрос: насколько конкурентоспособен казахский язык в сравнении с английским и русским, если все три языка давать детям с раннего возраста и в равном объеме? Многие патриоты наверняка заявят, что более чем, но по факту казахскому языку отдают предпочтение люди либо сознательно во взрослом возрасте, либо не имея альтернативы. При равном лингвистическом окружении ребенок сделает выбор в пользу английского, так же, как включит “Шрека”, а не “Алдара-Косе”. Английский проще, технологичнее и дает доступ к более обширной и качественной информации. А детям не интересны рассуждения про патрио­тизм и национальный дух. Поэтому защита и развитие государственного языка - первая и прямая обязанность государства, ему должен отдаваться приоритет при разработке любых национальных программ. И вроде бы этот принцип соблюдается сейчас, с внедрением трехъязычия, но по факту все красивые графики, доводы и аргументы представителей Назарбаев Интеллектуальных школ о том, как все замечательно у них преподается на казахском, аннулировала доктор филологических наук, завкафедрой казахского языка КГЖПУ Каламкас КАЛЫБАЕВА одной фразой:
- А ваши же школьники по-казахски нормально не говорят!
И никто ей не возразил. То есть методики отличные, система рабочая, а учащиеся казахским не владеют. Небольшой такой недочет в блестящей в целом программе.
Поэтому замдиректора Института языкознания Анар ФАЗЫЛЖАН акцентировала внимание на том, что казахский должен стать основным языком в стране. Не формально, а по факту. Когда будет более-менее однородная языковая среда, без провалов, тогда и трехъязычие не станет угрожать национальным интересам. В противном случае мы получим аналог России XVIII века, в которой русский язык сохранился благодаря региональным “заповедникам”, из которых потом вышел Михайло Ломоносов.
С той лишь разницей, что у нас Ломоносова может и не оказаться.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
http://www.time.kz/articles/tulegennaya-inzheneriya/2016/08/10/tri-v-ume
Комментарии, по рейтингу, по дате
  ix 11.08.2016 в 11:15:32   # 537567
Не могут решить давно больной вопрос "кто будет учить", а уже придумывают "как будут учить". С нехваткой учителей бы сначала разобрались.
  MrX 11.08.2016 в 11:18:04   # 537569
Как они достали уже с отводом внимания народа всё левое....
Будто проблем других нет.
Медицины нет, педиаторов не будет, производства нет, недра проданы, чиновники тоже продажные, а они про 3 языка...
  Любитель ММА 11.08.2016 в 11:27:52   # 537571
Медики и педики (педагоги) уходят в частный бизнес, а эти ослы решили 3-х язычие ввести.
П.С. никоим образом не принижаю педагогов, просто каламбур)
  Викторовна 11.08.2016 в 12:30:32   # 537591
В Новосибирске учителя точных дисциплин восстановили советские учебники. Там включились мозги у чиновников от образования, постепенно выдавливают фонд Сороса. А у нас всё внедряют и улучшают..., обидно за детей.
  bolatbol 11.08.2016 в 13:09:58   # 537610
- Мен сені жақсы көремін!
- Ооо!
- Я тебя хорошо вижу!
- Ооо!
- Ай ю гуд лук!
- О, айм а фат?
- Найн, найн, нихт ферштеен. Мен сені сүйемін.
- Эээ!
- Я тебя целую!
- Эээ!
- Ай ю кисс, твою асс, факинг, щетс, щещең...
Далее выстрелы в монитор и разбитие камеры.
  GoodZone 11.08.2016 в 14:51:08   # 537645
В НИШ не всякого ребенка берут, там его прежде тестируют, следовательно попадают туда уже наиболее подготовленные, это во-первых. во-вторых, как они сдали ЕГЭ? заходим на сайт http://nis.edu.kz/ и пытаемся найти эту информацию... нету? неужели забыли? ну как же достижениями нужно гордиться... кстати в разделе лучшие из лучших в 2-х школах Шымкента 1 ученица... немного достижений... есть среди титусян родители учеников из НИШ? там все так замечательно? не думаю... но платим мы своими налогами за этот очередной опус от образования нехилые деньги - оно того стоит? может лучше постараться выучить всех хорошо? в СССР ведь получалось и без особых школ, хотя были школы с уклоном, но они были общими и образование было общее просто предмет изучался определенный углубленно... причем в деревнях тоже учили и дети поступали в ВУЗы при желании своими силами. а мы велосипеды изобретаем, хотим быть похожими на европы и за этим стремлением не видим главного - мы - не европа у нас свой путь, свои ценности, своя голова и своя жизнь... пора уже стать самостоятельными...
  VV 11.08.2016 в 21:32:30   # 537724
Ребята, а меня другое напрягает. Русским тяжеловато становится в Чимкенте. Нас всего 10%, и есть целые микрорайоны, где концентрация русского населения менее 1%. В нашем доме, мы одна русская семья. Соседи смотрят на нас как на негров. Детям не с кем играть. Мы реально чувствуем себя не в своей тарелке. В кругу семьи часто обсуждается вопрос о миграции. Но здесь другая беда, в России мы чужие, как и здесь.
  Джейсон Борн 12.08.2016 в 09:42:09   # 537769
Цитата: VV от 11.08.2016 15:32:30
Ребята, а меня другое напрягает. Русским тяжеловато становится в Чимкенте. Нас всего 10%, и есть целые микрорайоны, где концентрация русского населения менее 1%. В нашем доме, мы одна русская семья. Соседи смотрят на нас как на негров. Детям не с кем играть. Мы реально чувствуем себя не в своей тарелке. В кругу семьи часто обсуждается вопрос о миграции. Но здесь другая беда, в России мы чужие, как и здесь.
Өзіңді бөтен сезінгің келмесе жергілікті халықтың тілін біл. Балаларыңды қазақ мектептерінде оқыт. Сонда барлық мәселең шешіледі. Сен үшін бүкіл ауланың тұрғындары орысша сөйлеуі керек па сонда?
  Romanzver 12.08.2016 в 10:06:58   # 537778
Цитата: VV от 11.08.2016 15:32:30
Ребята, а меня другое напрягает. Русским тяжеловато становится в Чимкенте. Нас всего 10%, и есть целые микрорайоны, где концентрация русского населения менее 1%. В нашем доме, мы одна русская семья. Соседи смотрят на нас как на негров. Детям не с кем играть. Мы реально чувствуем себя не в своей тарелке. В кругу семьи часто обсуждается вопрос о миграции. Но здесь другая беда, в России мы чужие, как и здесь.
Езжайте и не думайте что там вы чужие! Дети вырастут там и будут "своими"! А вы взрослые, привыкнете!!!
  Saturn 12.08.2016 в 10:24:09   # 537787
Цитата: VV от 11.08.2016 15:32:30
Ребята, а меня другое напрягает. Русским тяжеловато становится в Чимкенте. Нас всего 10%, и есть целые микрорайоны, где концентрация русского населения менее 1%. В нашем доме, мы одна русская семья. Соседи смотрят на нас как на негров. Детям не с кем играть. Мы реально чувствуем себя не в своей тарелке. В кругу семьи часто обсуждается вопрос о миграции. Но здесь другая беда, в России мы чужие, как и здесь.

Учите детей казахскому языку и сами изучайте, хотя бы здоровайтесь на казахском, станете самыми уважаемыми во дворе, казахи любят русских которые говорят на их языке
  Helenka 12.08.2016 в 10:27:18   # 537793
"Представитель Назарбаев интеллектуальные школы"... Если у нас до перехода на трёхъязычное образование такой воляпюк, чего дальше ждать?!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь