Город пустышка

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 15 Июля 2008 в 08:53:11
Леон Ячер: “Я много гулял по улицам Астаны, но я не видел там Казахстана
“Город построен, чтобы производить впечатление. Он производит его, но ведь там должны жить люди”, - заметил об Астане Леон Ячер (Leon Yacher), профессор географии Университета Южного Коннектикута. Тема его доклада в дискуссионном клубе “Политон” называлась “Столицы мира: географические перспективы и культурный контекст Астаны”. Одно из самых сильных впечатлений географа от столицы Казахстана – отсутствие в ней дренажной системы.

Центральной темой исследований Леона Ячера являются новые города, а они в основном относятся к числу столиц. Ученый изучает их с позиций местонахождения, символики и эмоциональной ценности для людей, которые их населяют. Он разделяет географический постулат о том, что не земля принадлежит людям, а люди принадлежат земле.

Каждое государство имеет свою сердцевину. Чаще всего она отличается высокой плотностью населения и хорошей транспортной инфраструктурой. До 1997 года таким местом в Казахстане являлся Алматы. Исторически эти территории около воды (морское побережье, река, озеро), с хорошими условиями для транспортировки и агробазой. “Когда что-нибудь строишь – нужна агробаза”, - отметил г-н Ячер. В этой связи показательным является остров Манхэттен, с которого начинался Нью-Йорк - две реки рядом с побережьем и хорошие возможности для сельского хозяйства.

Развитие новых технологий открывает дополнительные возможности для городов. Такие американские города как Феникс, Лас-Вегас, Денвер и Солт-Лейк-Сити в их современных размерах были бы невозможны 60-50 лет назад.

Создание новых столиц может быть как удачным (Абуджа в Нигерии), так и провальным (Канберра в Австралии). По словам докладчика, жители Абуджи довольны условиями проживания в этом нигерийском городе, куда столицу перенесли из Лагоса. А что касается Канберры, расположенной между Мельбурном и Сиднеем, то одна половина ее жителей хотела бы жить в Мельбурне, а другая в Сиднее. Часто люди отказываются переезжать в столицу Австралии, когда им предлагают там работу.

“Астана – самый новый из городов-форвардов в мире, - подчеркнул Леон Ячер. - Великолепный аэропорт, символ Астаны, новые жилые кварталы. Я много гулял по улицам Астаны, но я не видел там Казахстана”. В отличие от столицы, у таких городов, как Шымкент, Тараз, Алматы, свое лицо есть.

Географ считает Астану не очень функциональным городом. Он сильно удивился, когда не увидел в столице дренажа. “Шымкент – сточная система есть, Алматы – тоже”. Для специалиста это тем более удивительно, что в новой столице простор для архитектурного планирования, потому что прежней застройки не так много. “У Казахстана есть великолепная привилегия – деньги. Вы можете что угодно построить за любые деньги”, - прокомментировал г-н Ячер возможности государства.

“Как географ я всегда очень прагматичный и реально смотрю на вещи. Я не возражаю против того, что Казахстан тратит много денег. Но почему инфраструктура Алматы и других городов ухудшается? Я не вижу инвестиций в человеческий капитал”, - пытался апеллировать к здравому смыслу докладчик.

Леон Ячер напомнил, что когда в США переносили столицу в Вашингтон, то простых людей никто не спрашивал – это было решение политиков. А что касается Астаны, то “такое впечатление, что перенос делал один человек”. Однако пока главное, сделать столицу “городом для жизни”. “Через три-четыре года там ожидают миллион жителей. А как без дренажа? Это рецепт для катастрофы”.

“Я видел много городов в мире, но нигде не наблюдал столько строительных площадок одновременно. Любой архитектор вам скажет, что нельзя торопиться при строительстве зданий – вылезут ошибки”, - отметил он. Г-н Ячер коснулся и проблемы коррупции, которая ухудшает градостроительные проблемы.

Объяснения переноса столицы в связи с угрозой землетрясения в Алматы докладчик считает несерьезными. Загазованность воздуха в Астане мало чем отличается от Алматы. В столице “нет продуманной транспортной инфраструктуры”. Специалист обратил внимание на такой фактор, как “чувство места”. Например, оно очень сильно развито у парижан. “Я не думаю, что астанинцы будут так скучать по своему городу”.

“Если из Астаны убрать все правительственные учреждения – Астаны не будет”, - считает Леон Ячер.

“Нет ни одного президента, который не был бы эгоцентристом. И Назарбаев не исключение, - заметил докладчик. – Астана – это плод его эгоизма, но я не думаю, что все было неправильно”. Он обратил внимание на сохранение такой черты советского менталитета, как “забыть о прошлом”. “Как только сменяется лидер, есть тенденция стереть все, что было до него”, - одна из форм проявления этого феномена.

Политолог Рустем Кадыржанов провел параллели с переносом столицы из Стамбула (Османская империя) в Анкару (Турция) как пример смены идентичности. “Алма-Ата – это столица советского Казахстана, Астана – столица национального государства. Суть происходящего процесса – интеграция мультиэтнического сообщества вокруг традиций и ценностей доминирующего этноса”, - обрисовал он происходящее.

Сергей Дуванов, модератор “Политона”, не считает, что у Астаны нет лица, просто это лицо Нурсултана Назарбаева и его амбиций. Столица не для людей, а для демонстрации. “Астана – это город-билборд”, - дал журналист свое определение.

“Я бы предпочел никогда не вернуться в Казахстан, чем сказать вам неправду, - заметил г-н Ячер. – Любая страна и любая нация, которые в шорах своей предубежденности или восхвалений, может ожидать только неприятности”.

Владислав ЮРИЦЫН
"Zonakz.net"
Комментарии, по рейтингу, по дате
  dd 15.07.2008 в 21:30:41   # 4182
статья отстой!!!
все что написано - ЛОЖЬ!!!
  Гость 15.07.2008 в 21:33:09   # 4183
Автор херню своял!!!! Не одного довода кроме нет системы водостоков!!! И что значит у города нет души? Вообще не довод! А дренажной системы нет только в районе вокзала))
  Гость 16.07.2008 в 08:22:27   # 4195
Кто это вообще такой Леон Ячер
  Гость 21.07.2008 в 23:12:59   # 4282
Да кто вам сказал что ложь. <consored> думает только о своей Астане. Он не думает что в других городах все идет на при косяк. На х*й нам такой <consored>!!!
  Гость 22.07.2008 в 13:21:24   # 4286
статья отражает истину (или по крайней мере часть ее уж точно причем большую)
  dd 24.07.2008 в 14:44:06   # 4343
срать, срать я хотел на эту статью и на всех пидо*асов которые прут против Астаны!!!
Ежики *уевы, е*ал я всех вас в рот
  Гость 24.07.2008 в 14:50:56   # 4344
Перенос столицы планировался еще при Кунаеве! Если бы не было экономического обоснования и ряда причин как сейсмоактивность, отсутствия открытых воздушных потоков столицу так и оставили бы в горах! Одна из причин, по которой жилье в Ате дороже, чем в Астане это сейсмоактивность это и ежу понятно, строить сейсмобезопасный дом дороже чем простой. Да и где вы видели страну где столица на границе? Может Астана может и столица «без души» но у решения целого ряда проблем не должно быть «души»
  Гость 24.07.2008 в 16:29:58   # 4347
Астана не сразу строилась...
надо подождать и душа и всё прибамбасы к ней появятся
  Айя 28.07.2008 в 15:35:29   # 4396
Есть что то в этой статье......Я согласна и не согласна..
Я Живу в этом городе, и считаю его своим, родным.....Пусть он пока не такой как Алмата или любой другой город, он еще молодой, и он будет процветать. Да много правительственных зданий, бизнес центров.....Все едут в Астану на заработки. Мы настоящее поколение и наши дети будущее Астаны, давайте сами строить нашу столицу, её душу...........
  Гость 29.07.2008 в 19:22:24   # 4412
Стройте сами без других областей!!!
  недоброжелатель 02.08.2008 в 02:42:08   # 4479
ого, тут оказиваеся и на защиту встают, а до этого думал, что только обсирают Казахстан, это что-то новенькое.
  Гость 02.08.2008 в 22:33:59   # 4487
Срут на чиновников, а свою страну и города мы любим
  Гость 06.08.2008 в 16:38:18   # 4559
Строительство Астаны - Целинограда. Пир во время чумы!!! Где дороги - вены экономики? Где стабильная З/П, пенсия, социальные проекты? Где научно- технический прогресс? Где демократия? Где законная правовая исполнительная судебная база? Залепили пластелином глаза и все у нас пучком.
  Северный 12.08.2008 в 00:39:56   # 4649
я живу в Астане почти с рождение еще до столицы: и хочу сказать до Астаны,ище при Акмолы,был самый хороши человечиски ресурс,в Акмоле были самые доброжелательные люди,но не впрям,большинство!!! как был перенос столицы первые переселенцы были потоком 97,98,99,2000!!! я назаву это как первым потоком Астаны тогда чел ресурс еще был сохранен,но как пошло втрое нашествие в2000-20008 этих Алматинцев,затем Ёжиков,Астана начала менять свое лицо,в этносе,в общество,рабочих местах и.д!!! начинается как бы "этногеогрофическое противостояние" двух регионов!!! северяни и Ёжики!!!
  Гость 12.08.2008 в 10:27:00   # 4652
Согласен, раньше ехали интузиасты, ехали страну поднимать город. А сейчас едут бабло рубить.
  горожанин 13.08.2008 в 12:52:24   # 4699
Астана - сплошные понты. Центр - как в компьютерной игре - сплошные разноцветные "типа-шедевры-архитектуры", а народу нет. Еще долгие годы должны пройти, чтобы этот город обрел ГАРМОНИЮ. Ждем-с...
  Гость 22.09.2008 в 15:44:02   # 4978
Я уверен в том что Казахстан потеряет сногонациональность из-за этой астаны. Все бабло выкладывают в эту свалку. а других городов даже правительство не думают, а просто отмазывают ой генплан-ой генплан. Хрен вам! Сначало посмотрите и постройте новые заводы тм где это не обходимо, а не думать много об этой вашей столице. Лучше переехать в другую страну чем жить в таких условиях
  Гость 22.09.2008 в 16:10:56   # 4980
муйня это а не город!
  Гость 22.09.2008 в 17:37:35   # 4983
  Гость 30.10.2008 в 11:05:11   # 5648
Во многом согласен с автором статьи, новая Астана по моему мнению вызывает недолгий восторг.
  Казах 28.12.2008 в 10:36:28   # 7620
Астана - это отмывание денег
  Казах 12.02.2009 в 09:42:23   # 9665
Много работы дало строительство новой столицы. Да и заводы нужны, просто очень. Profitable factories are needed, with up-to-date useful products on output. But нет специалистов наших, есть только нанятые временщики. А пока проще строить все новые и новые столицы. Всвязи с этим предлагаю еще раз перенeсти и построить столицу в Атырау.
  Шымкент 12.02.2009 в 11:43:46   # 9675
Астана- красивые холодные стены вот и всё. А где уют ? Ни души на улице, особенно вечером . А все столицы, например Москва, Нью-Иорк не спит движения, развлечения. А климат - дерьмо 6-7 меяца метель, зима, лето 1 месяц.Эпилог Астана показуха для других стран и не для народа.
  Прохожий 26.11.2009 в 12:37:12   # 28055
Такую фигню написали.
Астана красивый город. А лет через 10-20 станет краше чем многие города мира.
Такое ощущение что статью писали чурбаны, при чем небывавшие в Астане, и в РК в целом.....
  Шымовский пацан 26.11.2009 в 12:52:02   # 28060
Эу Астана не достойный город, он как америка одни эммигранты со всего казахстана. корней нет
  Гость 28.02.2010 в 18:43:42   # 36228
Астана была бы цветущей столицей, если бы не ежики, у которых на уме только одно, алматинцы тоже не исключение они такие же ежики)
  Kalhaman 28.02.2010 в 20:09:48   # 36233
Quote:
Всвязи с этим предлагаю еще раз перенeсти и построить столицу в Атырау.
. Пятой столицей по очереди - Шымкент. Просто потому, что нас Больше!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь