Россия пропустила Казахстан вперёд по ВВП на душу населения.

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Викторовна 11 Августа 2015 в 19:35:46
На минувшей неделе стало известно, что Казахстан по итогам этого года обойдет Россию по ВВП на душу населения. Если считать по текущему обменному курсу, в 2015 году Казахстан будет иметь 12,4 тысячи долларов на душу населения, тогда как Российская Федерация — только 11,9 тысячи. Впервые в истории Россия уступит по данному показателю другой бывшей республике СССР (не считая стран Прибалтики).



Надо сказать, что это событие знаковое. В 2000-е годы темпы роста российской экономики были существенно выше среднемировых и отрыв от прочих республик бывшего СССР, и без того значительный, лишь увеличивался. Казахстан и Белоруссия отставали меньше других, но все же существенно. Для россиян эта ситуация была не совсем привычной: в советские времена большинство регионов России жили беднее, чем братские республики. Как бы то ни было, но ко времени кризиса 2008 года Россия была самой развитой и зажиточной страной постсоветского пространства.

Кризис радикально изменил ситуацию. В 2009-м ВВП Казахстана просел далеко не так сильно, как российский, и все последующие годы темпы роста экономики нашего юго-восточного соседа были выше. В итоге к 2014-му разница между Казахстаном и Россией по ВВП на душу населения достигла минимума: всего 800 долларов (12,3 тысячи долларов в Казахстане и 13,1 тысячи в РФ). В 2015 году, по прогнозу Азиатского банка развития, в Казахстане этот показатель вырастет до 12,4 тысячи долларов. В России же произойдет резкое падение и ВВП сократится до 11,9 тысячи долларов, с учетом падения в реальной экономике, а также укрепления доллара по отношению к рублю.

Разумеется, есть и внешняя причина изменения в «табели о рангах», не связанная напрямую с траекторией экономического развития страны. А именно — присоединение Крыма к России. В страну вошел регион с населением 2,5 миллиона человек, даже по меркам гораздо более бедной Украины отнюдь не ведущий. Исправлять этот перекос, принимая во внимание направленные против полуострова санкции, придется долгие годы. Сейчас же такая инкорпорация региона в Россию привела к сокращению среднего дохода на душу населения.

Кроме того, обрушился рубль. Средневзвешенный курс к доллару, если не произойдет какого-то чуда, будет намного ниже, чем в прошлом году (менее 40 рублей за доллар в 2014-м против приблизительно 55-60 в текущем). Если сравнивать с Казахстаном, то мы увидим падение рубля к тенге почти в те же полтора раза. Разумеется, обменный курс — штука коварная: рассчитывать по нему лучше долю экономики страны в мировом хозяйстве, тогда как средние показатели уровня жизни, инвестиций и общего развития лучше демонстрируют данные покупательной способности.

Однако, если исходить из прогноза МВФ, и по этим цифрам Казахстан в текущем году вырвется вперед. В фонде предсказывают, что его ВВП на душу населения по ППС составит 24,3 тысячи долларов против 24 тысяч долларов в России. Разница лишь немногим меньше, чем в случае с подсчетами по наличному курсу. В общем, можно констатировать, что Казахстан выходит в лидеры экономического роста.

Почему это произошло? Ведь между двумя странами не так уж много объективных различий. Структура экономики нашего партнера по Евразийскому союзу похожа на российскую: основу составляет экспорт сырья, в первую очередь нефти, газа и руды. Разница в политической системе скорее сводится к тонким культурным нюансам. Географическое положение России в целом лучше, поскольку страна имеет доступ к Мировому океану и может торговать с кем угодно напрямую. Тем не менее Россия начала уступать соседу в экономическом развитии.

При сравнении экономик разных стран голословные рассуждения всегда опасны, ибо часто их авторы находятся в плену своих концепций и стереотипов. Более точное понимание проблемы можно получить, обратившись к банальной статистике. И она свидетельствует отнюдь не в пользу России.

Ключевым показателем развития экономики страны, пусть и не всегда лежащим на поверхности при обсуждении ее перспектив, является производительность труда. Прежде всего она свидетельствует о технологической развитости экономики, а темпы ее прироста, как правило, четко коррелируют со скоростью модернизации. В России 2000-х производительность труда росла чрезвычайно быстрыми темпами, но с 2008 года существенно замедлилась. По данным Росстата, ее среднее увеличение в 2008-2014-м не достигло и 20 процентов. А вот в Казахстане за те же годы она увеличилась более чем в полтора раза. Даже с поправкой на более низкую базу разница впечатляющая.

Второй ключевой показатель — налоговая нагрузка в экономике. В Казахстане в 2014 году она составляла около 25 процентов от ВВП. Это вполне нормальный показатель для развивающейся страны, которая стимулирует экономику низким уровнем налогов и сборов. К примеру, в Китае ее уровень чуть выше 20 процентов, в Турции — 22 процента. В России налоговая нагрузка превышает 35 процентов, что больше соответствует показателям развитых стран, к которым Россию по большинству критериев отнести сложно. И Россия, и Казахстан являются классическими представителями группы стран со средним уровнем доходов, и стоит признать, что казахская налоговая система этой группе более адекватна.

Теперь о том, каким образом государство перераспределяет средства у нас и в Казахстане. Очевидно, что России приходится содержать гораздо большую армию чиновников, причем не только в абсолютных, но и в относительных цифрах. В РФ на 10 тысяч граждан приходится 102 чиновника, тогда как в Казахстане их ровно вдвое меньше — 51. В целом в российском госсекторе занято более 30 процентов населения, в Казахстане — 20 процентов. Интересно, что в Китае, который отдельные представители российского экспертного сообщества до сих пор считают социалистической страной (видимо, по распространенной еще с 90-х годов логике, что «демократия — власть демократов», а «коммунизм — власть коммунистов»), эта доля составляет менее 10 процентов. Между тем все укладывается в глобальный тренд: в более развитой стране — большее число чиновников. Но Россия является исключением, которое подтверждает правило. И едва ли для развития экономики такая исключительность полезна.

Если посмотреть смету расходов российского бюджета, нетрудно обратить внимание на размеры трат на оборону, которые уже достигли 4 процентов. Все последние годы они стабильно растут. Казахстан же, как и раньше, держит аналогичный показатель на уровне 1 процента. Между тем военные расходы хоть и нельзя назвать средствами, изымающимися из экономики, но прибыли они точно не приносят и с экономической точки зрения являются вредными. Другой вопрос, что Россия в силу своих размеров и геополитического положения вынуждена тратить больше денег на войну, чем страны поменьше. Но это уже тема для политических обсуждений, а наше дело — зафиксировать факт.

Большое и дорогое государство, как правило, усложняет условия ведения бизнеса в стране. В особенности это касается малых и средних предприятий, которым тяжелее выживать в ситуации бюрократического прессинга (даже если допустить благонамеренность чиновного аппарата). И если сравнивать две страны по такому критерию, как доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП, то превосходство вновь будет у Казахстана — правда, не радикальное: 24 процента против 20. Тем не менее именно Казахстан в последнее время проводит активную политику стимулирования малого предпринимательства, и доля МСБ там неуклонно растет, тогда как в нашем Отечестве — стагнирует.

Интересно, что в рейтинге Doing Business Всемирного банка позиции России несколько выше. Наша страна занимала там в прошлом году 62-е место, а Казахстан расположился на 77-м. Если смотреть по отдельным пунктам, то в России лучше исполняются контракты и легче получить кредит, зато с разрешениями на строительство, подключением к электросетям и защитой миноритарных акционеров ситуация в Казахстане выглядит предпочтительнее.

Ко всему вышесказанному стоит, разумеется, добавить текущую экономическую и политическую ситуацию в обеих странах. Россия терпит ущерб от введенных против нее санкций. Насколько сильно они влияют на экономику страны, оценить сложно, и хорошо обоснованных расчетов пока никто не представил. Однако ясно, что такое влияние имеется и для экономики — оно является дополнительной нагрузкой, как и старение населения, в меньшей степени выраженное у соседей. Все это значит, что в обозримом будущем конкурентные преимущества Казахстана перед Россией сохранятся.

Дмитрий Мигунов
http://lenta.ru/articles/2015/08/11/gdp/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Лысый 12.08.2015 в 10:57:17   # 448188
Quote:
В Норвегии нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. бла бла бла.


Так там жи пидофилия узаконена! Так там жи ювенальная юстиция! Шлепнешь отпрыска по мягкому месту и фсе, отымут ребетенка и лишат родительских прав! Норвегия в НАТО состоит, отсюдова вывод: подпиндосники раком стоят, обамке сосут и прочее непотребство. Ну да Таиланд, сплошные трансы, и немчура 15 летних таек имеет как хочет. Там у вас мужики видно не от хорошей жизне добровольно яйца и пенис отсекают, что бы бабой стать, ага! Это у тайцев традиция такая древняя, скопцы сиамские для утех гостей заморских.
  андремас 12.08.2015 в 11:00:40   # 448189
Хуйню несешь, Лысый..
  bozon house 12.08.2015 в 11:01:51   # 448190
Цитата: Лысый от 12.08.2015 10:57:17
Quote:
В Норвегии нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны. бла бла бла.


Так там жи пидофилия узаконена! Так там жи ювенальная юстиция! Шлепнешь отпрыска по мягкому месту и фсе, отымут ребетенка и лишат родительских прав! Ну да Таиланд, сплошные трансы, и немчура 15 летних таек имеет как хочет. Там у вас мужики видно не от хорошей жизне добровольно яйца и пенис отсекают, что бы бабой стать, ага! Это у тайцев традиция такая древняя, скопцы сиамские для утех гостей заморских.

Улучшение экономической ситуации ведет к духовному пресыщению и пересмотру общечеловеческих ценностей? Не жили хорошо и не надо начинать.(эт про Норвегию)
  Лысый 12.08.2015 в 11:03:59   # 448193
Да это не Я хуйню эту в Сиам завез, тайцы сами мутить начали. Спрос рождает предложение, или может это тайцы сами придумали? То бишь предложение родило спрос и нехилый причем.
  bozon house 12.08.2015 в 11:05:05   # 448195
Цитата: Лысый от 12.08.2015 11:03:59
Да это не Я хуйню эту в Сиам завез, тайцы сами мутить начали. Спрос рождает предложение, или может это тайцы сами придумали? То бишь предложение родило спрос и нехилый причем.

Народные традиции они разные бывают...
  Лысый 12.08.2015 в 11:05:09   # 448196
Quote:
Не жили хорошо и не надо начинать.(эт про Норвегию)


Ошибаетесь, это про бывший СССР.
  bozon house 12.08.2015 в 11:07:06   # 448197
Цитата: Лысый от 12.08.2015 11:05:09
Quote:
Не жили хорошо и не надо начинать.(эт про Норвегию)


Ошибаетесь, это про бывший СССР.

Не там в скобках разместил! На предложение ближе - читать так.
  bozon house 12.08.2015 в 11:08:17   # 448198
Цитата: Лысый от 12.08.2015 11:05:09
Quote:
Не жили хорошо и не надо начинать.(эт про Норвегию)


Ошибаетесь, это про бывший СССР.

А что такое бывший СССР? Вроде бы никто еще не посягнул на святое.
  андремас 12.08.2015 в 12:09:17   # 448214
Цитата: Лысый от 12.08.2015 11:03:59
Да это не Я хуйню эту в Сиам завез, тайцы сами мутить начали. Спрос рождает предложение, или может это тайцы сами придумали? То бишь предложение родило спрос и нехилый причем.


Постебаться над трансами канеш можно.Это местная экзотика,
Существуют локально, набережные в Птт, ещё пара улочек, в Бкк квартал, да на Пхукете.
Ты ж не думаешь что Тайланд за счёт транслв и туриков живёт?
Если говорить предметной, об уровне жизни, о власти, нам есть чему у тайцев поучиться.
Фасады зданий и эстакады у них не рущатся, например.
А дороги , нам о таких пока только мечтать.
По территории Тай раз в 20 меньше чем КЗ, а протяженность дорог меньше на 30%
Автопарк % на 80 машины не старше 5- ти лет. Местного пр ва, заметь, не сборки, а производства.
Сельхозка одна из мощнейших в мире.
И тд.
Законодательно запрещено использование гербицидов пестицидов и проч ГМО.
Медицина одна из самых продвинутых, а пластическая хирургия, самая. Отчасти поэтому сюда больныши тянутся, трансы не только тайцы бывают, кстати))

И правительство знает, чуть что не так, разгонят нахрен, ссаными тряпками. Последний пример май прошлого года.
А уж чтобы распилить бабло со строительства дороги))))
Голова одна, и она думает!

  Лысый 12.08.2015 в 12:35:15   # 448224
Ну и ишшо: перед королем только на коленях передвигаться. Ебать! Какая-то старая мартышка и перед ней на колени! Ипал я!
  Лысый 12.08.2015 в 12:47:00   # 448234
Quote:
По территории Тай раз в 20 меньше чем КЗ, а протяженность дорог меньше на 30%
Автопарк % на 80 машины не старше 5- ти лет. Местного пр ва, заметь, не сборки, а производства.
Сельхозка одна из мощнейших в мире.
И тд.


Cрач тоже мощнейший!



Качкарка по сравнению с этой клоакой как Байкал!

Щас про канализацию в славном Сиаме погуглим. Куды они дерьмецо сливають, наверное прямиком в заливЪ.
  андремас 12.08.2015 в 12:57:48   # 448235
За твои слова о короле, в Сиаме ты получишь 10 лет тюрьмы.
В подобном стиле можно и про КЗ высказаться,
но не считаю это правильным, хотя бы потому что ресурс казахстанский.
А про РФ и Тай, ты можешь, не сомневаюсь.
  Лысый 12.08.2015 в 12:58:42   # 448236
Без проблем нагугливаецца.

Quote:
Что касается канализации, то этого счастья тут тоже нет, да оно и к лучшему — в Крыму, например, еще с хрущевских времен канализация представляет собой трубу, оканчивающуюся в море в 200 метрах от берега. Зато там воду можно пить прямо из-под крана — с очисткой и контролем качества. В Паттайе, например за сброс фекалий в море полагается чуть ли не расстрел, но по такому же принципу устроена ливневая канализация — дождевая вода с улиц по трубам стекает в море. А что может быть на улицах — сами понимаете, тут и дохлые собаки, и строительный мусор, и масло машинное, и просто старые вещи (на фото — частная дорога к морю одного из VIP кондо).Ну и немного личной истории для иллюстрации. Не могу сказать с полной уверенностью, что тут виной — вода, которую использовали только для мытья, чистки зубов и умывания, или прохудившаяся карма, но мы постоянно болеем. За 3 месяца — 4 ОРЗ и 1 ОРВИ у Стаса, у меня немного меньше, зато инфекция, поразившая два зуба и кошелек, инфекция в глазу, стрептококковая инфекция у ребенка, разукрасившая лицо, и пошло вниз-поехало на бронхи с температурой выше 40.В любом случае, пить воду в Таиланде действительно нельзя. И нежелательно ей даже умываться.




любимый город оппонента.

http://tripchit.com/2012/02/pochemu-nelzya-pit-vodu-v-tailande/
  Лысый 12.08.2015 в 12:59:46   # 448237
Quote:
За твои слова о короле, в Сиаме ты получишь 10 лет тюрьмы.


Ни на йоту не сомневаюсь!
  андремас 12.08.2015 в 13:00:05   # 448238
Пей водичку из своего Байкала, чтоб запас говна в организме пополнить, а то плеваться нечем будет.
  андремас 12.08.2015 в 13:04:06   # 448240
Отзыв нашёл от каких-то говноедов, инфекция их поразила..
Муха и пчела на одном поле найдут кто цветок, а кто говно.
Каждому своё.
  Лысый 12.08.2015 в 13:19:17   # 448245
Ну вот, на фоне отсутствия четкой и аргументированной позиции, идет переход на кидание в оппонента говном. Окунитесь в фекальные воды Сиамского залива, и выпейте галоперидолу, андремас!
Авось полегчает! Удачи! Ну и здоровья!
  Хитрая жопа 12.08.2015 в 13:44:35   # 448249
Цитата: Лысый от 12.08.2015 13:19:17
Ну вот, на фоне отсутствия четкой и аргументированной позиции, идет переход на кидание в оппонента говном. Окунитесь в фекальные воды Сиамского залива, и выпейте галоперидолу, андремас!
Авось полегчает! Удачи! Ну и здоровья!


Не люблю я вежливых
  Лысый 12.08.2015 в 13:50:38   # 448251
А каких предпочитает хитрый попец? Настойчивых?
  андремас 12.08.2015 в 15:26:00   # 448268
Насчёт четкой и аргументированой позиции, неправ ты Лысый.
Я тебе значит, про экономику, про уровень, а ты про фекалии гуглишь и про трансов)))
К говну все свел.
Если этот диалог развернуть? Ты мне про КЗ, про " инновации, модернизации, речь НАНа в аргументы, а я в ответ фото говнокуля, горсвалки, самал 3, который к объездной примыкает и президента обзову.
Как ты меня назовешь? Придумаешь че нить едкое, да?

Так что давай, Лысый , не хворай)
Кстати о здоровье, не поленись, нагугли среднюю продолжительность жизни по РК и КТ, и будет тебе аргумент))
  Хитрая жопа 12.08.2015 в 15:32:21   # 448270
Цитата: Лысый от 12.08.2015 13:50:38
А каких предпочитает хитрый попец? Настойчивых?


Всегда настораживали излишне учтивые. Этакие злодеи делающие гадости с улыбкой на лице.
  андремас 12.08.2015 в 15:35:01   # 448272
У вас говорящий ник, Хитрая жопа!
  Лысый 12.08.2015 в 15:56:44   # 448278
Quote:
Я тебе значит, про экономику, про уровень, а ты про фекалии гуглишь и про трансов)))
К говну все свел.


Не ну ты же утверждаешь что Таиланд это пипец какая продвинутая страна, и типа КЗ до него расти и расти. Я же говорю что Таиланд это всего лишь рядовое государство,такое же как лаос, вьетнам, камбоджа. Заштатный индокитай. Грязь, антисанитария и прочие ништяки. Мы недалеко от вас ушли. Те же проблемы. Так что указуй на карте другие государства которые достигли всеобщего благоденствия.
  КЕДЫ 12.08.2015 в 15:59:43   # 448279
почему когда появляется на сайте "Хитрая жопа" у меня появляется неконтролируемая ирекция. Вот сижу сейчас в льняных брюках тонких уже ехать надо а встать неудобно как то, вокруг соратники сразу увидють
  андремас 12.08.2015 в 16:25:49   # 448287
Лысый, Тайланд это далеко не Камбоджа, Бирма и лаос Вьетнам.
Реально говорю, без всяких.
Я знаю что есть стереотипы о Индокитае, из киношек, по факту далеко не так.
Тай значительно отличается от соседей, здесь гастеры на чёрной работе, кроме вьетнамцев, камбоджийцы, и тп.

И по многим показателям сравнение будет не в пользу КЗ.
  Хитрая жопа 12.08.2015 в 17:35:58   # 448303
Цитата: КЕДЫ от 12.08.2015 15:59:43
почему когда появляется на сайте "Хитрая жопа" у меня появляется неконтролируемая ирекция. Вот сижу сейчас в льняных брюках тонких уже ехать надо а встать неудобно как то, вокруг соратники сразу увидють

К сексопатологу сходите ну или убежища в старом свете просите там вашего брата ой как любят тьфу на вас.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь