УЗБЕКИСТАН: ОППОЗИЦИЯ НАЧИНАЕТ, ДИКТАТУРА ВЫИГРЫВАЕТ

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
ScrewDRW 29 Мая 2015 в 08:49:56
Многие эксперты невысокого мнения об оппозиции в Узбекистане. Попробуем в том материале дать обзор оппозиционных партий и движений.

Обзор, не претендующий на энциклопедическую точность, а также полноту, и основанный, в основном, на анонимных высказываниях оппозиционеров, правозащитников, журналистов и просто очевидцев событий. Одним словом, написано о том, что в первую очередь на слуху среди тех, кто живет непосредственно на территории республики.

Как начиналась узбекская оппозиция

Оппозиционное движение в Узбекистане расцвело в конце 80-ых годов прошлого века. Горбачевская перестройка привела к появлению на территории республики всевозможных организаций, недовольных правительством. Среди них даже промелькнуло отделение общества «Память» - черносотенцев антисемитского направления. Правда, у большинства его создателей и активистов, как ни странно, оказались еврейские фамилии.

Вообще, оппозиционное движение в Узбекистане в те времена, как, впрочем, и сейчас, полно парадоксов. Самым заметным стало так называемое Народное движение «Бирлик», выступающее с антикоммунистических позиций. Антикоммунистические позиции быстро переросли в националистические, а, по более откровенным оценкам - нацистские.

Узбекам те времена запомнились агитаторами, которые, шныряя по домам, разъясняли, что, вся причина бед республики - в приезжих. Достаточно только выгнать их из Узбекистана, отобрать их жилье, имущество и работу, как сразу наступит райская жизнь.

Русскоязычному населению те времена тоже запомнились хорошо. Запомнились толпами манифестантов, которые таскали лозунги с надписями «Русских в Рязань, татар - в Казань, а с евреями мы как-нибудь сами разберемся!» Провокационными криками науськанных подростков «Русский-кукурузский!» Остановленными толпой оппозиционеров городскими рейсовыми автобусами, из которых вытаскивали и подвергали избиению всех русскоязычных. Русской девушкой, с которой сорвали одежду прямо в вагоне метро.

Нынешние оппозиционеры предпочитают об этом не вспоминать. Но при оценке нынешней оппозиции в Узбекистане забывать об этом никак нельзя.

Религиозная оппозиция

Наиболее радикальной и опасной в Узбекистане, как властями, так и подавляющим большинством населения, считается оппозиция исламистского толка. Представлена она, в основном, ИДУ - Исламским движением Узбекистан, которое вне закона на территории страны.

ИДУ образовалось в начале 90 годов, когда правительство уже независимого Узбекистана всерьез взялось за обосновавшихся в Намангане оппозиционеров, прикрывавших свои уголовные преступления религиозными лозунгами. По некоторым данным, местные оппозиционеры даже мечети превратили в места криминальных разборок и физического выбивания денег с должников.

Боевики бежали из Наманганской области от преследования узбекских властей в соседний Таджикистан. Там они влились в шедшую тогда гражданскую войну на стороне антиправительственных сил. В итоге и было образовано ИДУ, которое после примирения враждующих сторон в Таджикистане, перебазировалось на территорию соседнего Афганистана.

ИДУ требует радикальной расправы со светскими властями Узбекистана. Начиная с 1999 года, боевики этой организации подразделениями от 150 до 700 боевиков пытались нападать на территорию Узбекистана. Власти тогда дали решительный отпор, бросив на уничтожение боевиков военные подразделения, включая боевые вертолеты.

Во время краткосрочных боевых действий выяснились методы действий ИДУ, щедро финансируемого международными исламскими организациями радикального толка. На временно захваченных территориях боевики агитировали население за исламский халифат, после создания которого в Узбекистане, да и во всех соседних странах якобы наступит экономическое процветание. А свои посулы подкрепляли пачками стодолларовых купюр.

В Узбекистане, где на 100 долларов в те времена можно было всей семьей безбедно прожить целый месяц, такая приманка нередко срабатывала. По крайней мере, это была одна из причин, почему обеспокоенные узбекские власти пересилили с гор на равнину жителей некоторых горных поселков на границе с Таджикистаном. Поселков, в которые до укрепления границы нередко тайно наведывались боевики ИДУ, даже заводили там вторых жен. И переселенные жители, привыкшие к щедрым долларовым подачкам, оказались не очень довольны сменой образа жизни.

А правительство Узбекистана, осознав опасность подобных методов, теперь в зародыше уничтожает возможность возникновения религиозной оппозиции в любом ее проявлении. Причем, действует здесь на опережение.

Как утверждают эксперты, среди религиозных деятелей проведена соответствующая чистка, оставлены только те, кто лоялен властям. Проповеди имамов, прежде чем они будут прочитаны верующим, должны получить визу в СНБ - Службе национальной безопасности.

А религиозная активность верующих приветствуется только на территории мечети. Любая попытка коллективного чтения религиозной литературы, просмотр на сотовом телефоне проповедей сомнительного происхождения, видеозаписи таких проповедей, даже ношение атрибутов религиозной одежды - например, хиджабов - может стать поводом обвинения в вахабизме и религиозном экстремизме. При этом расправа над такими активными верующими нередко происходит только по одному подозрению, что от них исходит угроза безопасности страны. Уголовные дела оказываются сфальсифицированными, без реальной доказательной базы. Суды на явные огрехи следствия, как правило, закрывают глаза.

Сроки по обвинению в религиозном экстремизме Узбекистане тоже являются методом борьбы властей с религиозной оппозицией. Они могут достигать 17 лет заключения. При этом те «религиозники», которые, на взгляд властей, представляют деструктивную угрозу, обычно на свободу не выходят. Перед окончанием основного срока им, как правило, добавляют еще пару лет - якобы за нарушение режима.

В итоге на территории Узбекистана религиозная оппозиция, как таковая, фактически не существует.

«Бирлик»

Уже упоминавшееся в этом обзоре движение «Бирлик» после получения Узбекистаном независимости прекратило свое существование, распавшись на несколько различных политических течений.

Попытки возрождения этого движения проходили за рубежом в середине «нулевых» годов, но особой поддержки среди заграничных оппозиционеров не нашли.

«Бирлик» сильно дискредитировал себя в Узбекистане - все беспорядки националистического характера, происходившие тогда в республике, простые люди связывают именно с ним. Поэтому вряд ли в настоящее время это движение найдет на территории страны какую-то заметную поддержку. По крайней мере, о «Бирлике» оппозиционеры, находящиеся на территории Узбекистана, даже не вспоминают.

Партия «ЭРК»

Является отколовшимся от «Бирлика» крылом, пропагандирующим светские демократические принципы. Предлагала населению экономическую программу, обещающую достойную жизнь каждому члену общества.

В начале 90-ых годов создатель «ЭРК» Мухаммад Солих покинул Узбекистан, а сама партия на территории республики была официально запрещена. В то же время «ЭРК» продолжает формально действовать, даже имеет своих руководителей.

Однако бегство Солиха и, видимо, отсутствие должного финансирования, нанесло этой партии мощный удар, а также сократило число ее членов до минимума.

Солих продолжает номинально руководить «ЭРК», но, по мнению многих «эрковцев», партия в настоящее время существует больше в теории. Члены «ЭРК» жалуются на отсутствие каких-то политических заявлений со стороны руководства партии, предъявления требований или предложений правительству. Или хоть какой-то политической активности.

Власти открыто не преследуют активистов партии, видимо, считая, что никакой угрозы они не представляют. Но в случае, если те влипают в какую-то криминальную историю, не упускают шанса прижать их к ногтю. Один из примеров - показательный суд в марте 2014-го года над «эрковцами» Нуритдином Джуманиязовым и Фахриддином Тилляевым, обвиненными в работорговле.

НДУ

Среди оппозиции выделяется НДУ - Народное движение Узбекистана, созданное в мае 2011 года в Берлине. Возглавляет его фактически тот же Мухаммад Солих.

Создание НДУ вначале пропагандировалось, как объединение оппозиционных сил на демократической платформе. Но движение быстро скатилось на позиции, близкие к экстремизму. В международных СМИ проскочили сведения о контактах Мухаммада Солиха с ИДУ. А призывы нового движения к вооруженной борьбе против «каримовского режима» многие оппозиционеры, в том числе живущие за рубежом, посчитали провокационным.

Провокационными действия НДУ считают и некоторые оппозиционеры, находящиеся на территории Узбекистана. Активисты движения нередко подставляют тех, кто клюет на их провокации.

Например, такое было пару лет назад с известной ташкентской правозащитницей Еленой Урлаевой, которой от одного из таких активистов пришло письмо с просьбой о помощи. В письме сообщалось, что некая студентка немецкого вуза, приехавшая на каникулы к себе домой, в одну из глухих провинций Узбекистана, захвачена в плен сельскими милиционерами. И эти милиционеры «заставляют ее убить Солиха».

В письме даже сообщался номер телефона сестры пострадавшей студентки. Урлаева целую неделю переговаривалась с этой сестрой, давала со слов той сообщения в зарубежные СМИ о произволе милиции, о том, что несчастная девушка повесилась и т.д. А потом все это оказалось «уткой» - абонент пропал, по указанному адресу не оказалось ни сестры, ни студентки. И Урлаева, и зарубежные СМИ, напечатавшие ее сообщения на эту тему, оказались опозоренными.

Филиалов НДУ на территории Узбекистана не существует. Оппозиционеры и правозащитники стараются не связываться с Солихом. Хотя он нередко в благотворительных целях предлагает им финансовую помощь. Если кто от такой помощи не отказывается, то, особенно в последнее время, старается этот факт никак не афишировать.

«Бирдамлик»

Журналисты других стран нередко путают «Бирдамлик» (единство) с «Бирликом» (единение, солидарность) из-за созвучности названий. Но на самом деле это два разных образования.

«Бирдамлик», пожалуй, самое активное оппозиционное движение, которое смогло проводить свои акции на территории Узбекистана. Оно было создано в 2006 году политэмигрантом из Кашкадарьинской области Узбекистана Баходыром Чориевым, проживающим сейчас в США. Движение пропагандирует демократические ценности и мирные методы борьбы с существующей в Узбекистане властью.

В настоящее время Баходыр Чориев является в США владельцем небольшой «дальнобойной» фирмы, состоящей из нескольких большегрузных машин. Как заявляет лидер «Бирдамлика», свое движение он финансирует из собственных средств.

«Бирдамлик прославился мирными акциями протеста, во время которых несогласные с властями должны были ходить в общественных местах, надев что-то белое из одежды. При этом параллельно проводились фотоконкурсы, на котором победители получали солидные денежные призы. Именно с этими призами многие связывают некоторую популярность движения среди правозащитников и оппозиционеров, живущих в Узбекистане.

Деятельность «Бирдамлика» особенно активизировалась, когда в 2011 году на территории Узбекистана движение возглавила Малохат Эшанкулова. Акции протеста проводились несколько раз в год.

Преследованиям за свои политические убеждения члены «Бирдамлика» не подвергались. По крайней мере, никого за это не арестовали. Однако акции движения неизменно пресекались - их потенциальных участников блокировали в своих домах, а тех, кто все-таки добрался до места проведения мероприятия, обычно задерживали. А за попытку проведения пикетов из отделения милиции везли прямиком в суд, где штрафовали на очень крупные для Узбекистана суммы. В переводе с местной валюты на иностранную - от тысячи долларов и выше.

Но в последнее время «Бирдамлику» явно не везет. Летом 2013-го года Баходыр Чориев объявил о своем намерении стать президентом Узбекистана, после чего сделал несколько неосторожных заявлений о планах по обустройству страны под его руководством.

В частности, критикуя нынешние узбекские власти, он заявил о «засилье русского языка» в Узбекистане. Этим он оттолкнул от себя не только этнических «неузбеков», но и огромное количество людей, записанных в паспорте узбеками, но предпочитающих говорить и писать на русском языке.

Те, кого не особенно тронули лингвистические стороны предвыборных обращений Чориева, обратили внимание на призывы лидера «Бирдамлика» к чиновничеству, которое тот хотел привлечь на свою сторону. Чориев даже обещал амнистировать незаконные доходы коррупционеров.

Чиновники, живущие за счет взяток и воровства, пропустили обещания дальнобойщика из Штатов мимо ушей, потому что им живется неплохо и при нынешней власти. Зато многие правозащитники и оппозиционеры, считающие своим кровным долгом беспощадную борьбу с коррупционерами, отнеслись к таким призывам негативно.

Позже в одном из интервью Чориев оговорился, что амнистия будет распространяться только на сумму в 100 тысяч долларов, но было уже поздно. Не исключено, что именно расхождение во взглядах с членами «Бирдамлика» привело к тому, что уже больше года это оппозиционное движение никаких акций на территории Узбекистана не проводит.

Малохат Эшанкулова из-за тяжелой болезни не только сложила свои полномочия руководителя «Бирдамлика» в Узбекистане, но и вообще вышла из этого оппозиционного движения.

Трудовая оппозиция

Рассказывают, что еще на заре независимости на Сквере революции в центре Ташкента собралась толпа людей под красными флагами. На этом митинге звучали марксистские лозунги и выдвигались требования, направленные на защиту интересов трудящихся. Но митинг был незамедлительно разогнан милицией, активисты задержаны. Больше о попытках создать в Узбекистане партию марксистского толка никто ничего не слышал.

В стране также отменено празднование 1 Мая. В этот международный день солидарности никто, в том числе и местные правозащитники, не проводит никаких акций и мероприятий.

Профсоюзов, которые призваны защищать права трудящихся, в стране фактически не существует. Формально такие организации имеются, но только на бумаге. Никакой силы и реального влияния у них нет. Робкие попытки некоторых профсоюзных функционеров выступить в защиту отдельных трудящихся, ставших жертвой произвола работодателей, особого эффекта не имеют.

Чаще всего профсоюзы Узбекистана стоят на защите власть имущих. Конкретный пример - общепит в Ташкенте. Обслуживающий персонал кафе и ресторанов (официантки, повара и т.д.) являются одним из самых социально незащищенных слоев населения. По сложившейся традиции в большинстве общепитовских точек персонал нанимают на работу без трудового договора. Оплата производится в конце каждого трудового дня. Соответственно, такие сотрудники лишены оплачиваемого отпуска, не могут получить оплачиваемый бюллетень по болезни, им не идет стаж к пенсии. Все это является грубым нарушением законодательства Узбекистана. В то же время у работников общепита формально в Ташкенте есть свой профсоюз. Но, как утверждают официантки и поварихи, его членами являются …только хозяева ресторанов и кафе. Интересы этих хозяев профсоюз и защищает.

Несколько лет в Узбекистане оппозиционер Абдулло Тоджибой-угли создал профсоюз мардикоров - поденных рабочих, которые также меньше всего защищены от произвола работодателей. Но власти этот профсоюз не признают, и регистрировать отказались.

Профсоюз мардикоров не имеет финансирования, а также своих юристов, соответственно, среди работодателей особого веса не имеет.

Зато находится под пристальным наблюдением властей - любые попытки этого профсоюза провести акции протеста тут же пресекаются сотрудниками милиции и спецслужб.

Правозащита вперемешку с оппозицией

В Узбекистане существует несколько правозащитных организаций, в своем большинстве не зарегистрированных властями. Среди таких незарегистрированных организаций только руководитель ИГНПУ (Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана) Сурат Икрамов публично заявил, что находится вне политики. И подчеркнул отсутствие в его группе членов оппозиционных партий.

Другие правозащитные организации вряд ли это могут сделать. Хотя бы потому, что ряд правозащитников сохранили членство в уже упоминавшейся партии «ЭРК». И были бы не прочь примкнуть еще к какой-нибудь оппозиционной партии, если бы ее регистрация на территории Узбекистана была бы разрешена властями.

Теоретически такое разрешение получить можно, но для этого в соответствии с законодательством надо провести собрание, агитацию, сбор подписей и другие массовые мероприятия. При этом то же законодательство требует от организаторов для проведения таких мероприятий получение письменного разрешения в городской или районной администрации.

Власти подобные заявки на акции традиционно игнорируют, а без попытки провести собрание или агитацию без такого разрешения также традиционно заканчиваются задержанием участников. Их обычно везут в суд, обвиняют в нарушении статьи 201 Кодекса об административной ответственности (Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций) и подвергают штрафу в размере от 60 до 80 размеров минимальной заработной платы.

Это является одной из причин, почему попытка создания ряда политических оппозиционных партий в Узбекистане окончилась крахом. В результате понятия «правозащитник» и «оппозиционер» в Узбекистане перепутались так, что с первого взгляда и не разберешь, кто есть кто. Часто сами правозащитники или оппозиционеры не знают этого.

Например, Абдулло Тоджибой-угли после неудачной попытки принять участие в президентских выборах 2007 года прославился десятками одиночных акций протеста. Тогда же объявил о создании движения «За честные и справедливые выборы в Узбекистане», которое перед президентскими выборами в марте 2015 года преобразовал в партию и пытался ее официально зарегистрировать. Правда, без всякого успеха.

Тоджибой-угли, несомненно, является оппозиционером. Но многие зарубежные СМИ называют его правозащитником. Видимо, за проведенные им многочисленные пикеты.

Или взять заместителя председателя Правозащитного Альянса Узбекистана Шухрата Рустамова. Он никогда не выходил на пикеты, занимается исключительно юридической работой по жалобам людей, пострадавших от произвола властей. Но принял участие в альтернативных выборах президента Узбекистана, которые в марте этого года параллельно с официальными провели узбекские оппозиционеры, живущие за рубежом. Теперь журналисты ломают головы, как Рустамова называть - правозащитником или оппозиционером.

Особенно ярко смешение понятий «правозащитник» и «оппозиционер» было видно на примере мирных акций, проводимых «Бирдамликом». Одни правозащитники, как Сурат Икрамов, от них демонстративно дистанцировались, другие, наоборот, принимали в этих акциях самое активное участие.

Официальные партии Узбекистана - реквием оппозиции

В Узбекистане официально зарегистрированы четыре политические партии.
УзЛиДеП, НДПУ, Миллий Тикланиш и Адолат. Из всех них только НДПУ(Народно-демократическая партия Узбекистана) является как бы формальным приемником коммунистической партии. Она даже официально призвана защищать права наиболее социально уязвимых слоев населения, но на самом деле эта защита остается только на бумаге.

Остальные три партии в политической жизни страны, по сути, выполняют такую же «бумажную» работу. УзЛиДеП (Либерально-демократическая партия Узбекистана), партии «Миллий Тикланиш» и «Адолат» задумывались как оппозиционные, но на деле соревнуются в том, кто лучше выскажется в поддержку политических или экономических предложений бессменного президента страны Ислама Каримова.

Никакой критики ни в адрес властей, ни друг друга от этих партий не прозвучали даже во время так называемой предвыборной агитации во время парламентских выборов, прошедших в Узбекистане в декабре 2014 года.

Есть еще Экологическое движение Узбекистана, имеющее в нижней палате парламента (Олий Мажлис) квоту в 15 мест из 150. Это движение ничем не отличается от других официально зарегистрированных партий и даже за экологию борется, в основном, только на бумаге.

Таким образом, ни официально зарегистрированные в Узбекистане партии, ни зарубежная оппозиция, ни местная фактически никакой роли в политической и экономической жизни страны не играют. Недаром многие независимые журналисты, хорошо знающие обстановку в республике, со всей ответственностью заявляют: оппозиции, как таковой, в Узбекистане нет.

А неофициально добавляют: может, это и хорошо? Иначе у республики есть все шансы скатиться к такой же анархии и беспорядкам, что были на рубеже восьмидесятых-девяностых годов.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  ВРУНгель 29.05.2015 в 09:14:43   # 430371
Лишь бы не было войны народ не надежный скользкий хоть и братский
  N@VIGATOR 29.05.2015 в 09:14:47   # 430372
Quote:
Журналисты других стран нередко путают «Бирдамлик» (единство) с «Бирликом» (единение, солидарность) из-за созвучности названий. Но на самом деле это два разных образования.

Автор, Вы сами путаетесь в переводе, чего уж говорить об иностранцах!
  Рамзес 29.05.2015 в 20:12:25   # 430549
Мочить не довольных и все.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь