Казахстанские реалии евразийской интеграции

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 11 Февраля 2015 в 16:16:27
Казахстанское информационное пространство бурлит: последние недели в СМИ то и дело появлялись материалы о возможности ограничения импорта тех или иных товаров из России, от кондитерских до автомобилей и нефтепродуктов (собственное производство которых в стране, кстати, не закрывает потребностей). После недавних переговоров на межправительственном совете ЕАЭС вроде бы это было отвергнуто. Но СМИ, в том числе и близкие к большим людям, продолжают рисовать мрачную картину. Информресурс Tengrinews.kz, например, сообщает, что в граничащей с Россией Кустанайской области не смогли выполнить план по экспорту мяса: вместо 900 тонн вывезли лишь 511. И без того микроскопические объемы снижаются из-за ценовых преимуществ российских конкурентов, резко усилившихся после девальвации рубля. Похожая ситуация с автомобилями, стройматериалами…

Виноватый в сложившейся ситуации известен — Россия. И евразийский интеграционный проект. Известный казахстанский журналист С. Мекебаев написал недавно на информресурсе Ratel.kz по поводу экономической ситуации: «Так и будем посылать делегации в Москву с просьбами не заваливать нас своей дешевеющей продукцией. Кончится это, похоже, только тогда, когда кончится сам ЕАЭС». И дальше: «Такое ощущение, что и власть наша сама постепенно приходит к заключению, за которое прежде шпыняла своих внутренних оппонентов: вроде не то сейчас время, чтобы так тесно интегрироваться с Россией. Все-таки дружить домами надо так, чтобы сосед не устанавливал на общей территории свои правила, а в гости приходил только по приглашению».

Тут есть с чем подискутировать. Например, правила-то вырабатывались в ходе длительных переговоров и консультаций. И если кому-то не хватило профессионализма, политической воли или патриотизма, то — по какую сторону границы искать виноватых? Кстати, вспомним: в Казахстане постоянно подчеркивают, что идеи евразийской интеграции родились именно здесь, еще в 1990-х…

Интеграционный проект в Казахстане сразу многие рассматривали как «троянского коня» «российского неоимпериализма», засланного в республику дабы поработить ее. Фобии растут и усложняются: известное экономическое издание «Капитал» опубликовало 9 февраля статью о проблемах на казахстанской банкнотной фабрике. Там якобы проблемы с сырьем, и некие эксперты видят в этом заговор.

«Если фабрику довести до ручки, лишить сырья, заказов, ее могут быстро обанкротить, чтобы потом Нацбанк заказывал купюры в одной из стран ближнего зарубежья и переплачивал. К сожалению, это наиболее вероятный сценарий, тем более что в аутсорсинг уходили и другие стратегически важные функции из госорганов. Поэтому „банкнотка“ уже в опасности…» Также существует и другое мнение о ситуации с банкнотной фабрикой: Национальный банк готовится к вводу единой валюты с Россией и Беларусью. «Никто не удивится, если таким образом Нацбанк готовится к отмене тенге и введению валюты ЕАЭС — алтын. Следуя этой логике, нам не потребуется иметь собственную валюту, потому что эмиссионный центр уйдет в Россию», — опасается один из опрошенных политологов.

То есть у имперского «троянского коня» есть пятая колонна в Казахстане?
Что же казахские власти? Они ведут себя по-союзнически благородно. Например, 9 февраля Tengrinews.kz опубликовал со ссылкой на пресс-службу «Акорды», «казахстанского Кремля», информацию о состоявшемся телефонном разговоре президентов Казахстана и России. Обсуждались «вопросы двустороннего сотрудничества, а также взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза». Интрига — в формулировке мотива разговора: «В связи с временными трудностями в российской экономике». О как! А у кустанайских фермеров, усть-каменогорских производителей машин или атырауских производителей бензина «трудностей» вроде как и нет!

Тут надо вспомнить давнюю историю, которая, на самом деле, объясняет почти все в нынешней ситуации в Казахстане, кто бы ее ни трактовал в своих пропагандистских целях.
В 1998 г. резко «упал» курс рубля. Затем — девальвации в Узбекистане и Киргизии. Казахстан оказался почти в «замкнутом кольце» стран с девальвированными валютами (исключение — Китай, но его товары и так всегда были вне конкуренции с казахстанскими на рынках Алма-Аты и Астаны). В Казахстан хлынул «9-й вал» дешевого импорта. Одни мои знакомые зарабатывали даже на поставках из Самарканда пластиковой посуды для собак и кошек. А уж из России везли просто — ВСЁ! Местные производители взвыли. Самые активные из них, «профили» казахстанской пищевой промышленности И. Кравченко и А. Попелюшко лоббировали введение временного запрета на ввоз широкой номенклатуры товаров из России. И пролоббировали.

Никакого ЕАЭС не было в помине. Но были ожидавшиеся в начале 1999 г. президентские выборы. Понятно, к ним девальвировать нацвалюту нельзя. Но ее «держали» зачем-то довольно долго и после них. Официальные источники называли потери Казахстана от этого в 600-700 млн долларов, независимые и профессиональные экономисты В. Марков и К. Берентаев — в 1 млрд. Напомню, что это «те» доллары, полновесные. Почти все время с момента девальвации у соседей в августе 1998 г. до обвала тенге в апреле 1999 г. в стране можно было слышать о некоем «экономическом чуде», о том, что «мы знаем, как». В отличие от соседей… Многие в это поверили — на пропаганду в стране денег не жалели никогда, да и хотелось обманываться. Когда апрельским утром «чудо» обвалилось, помню, зайдя в троллейбус, я прямо почувствовал, как в нем витает состояние общего шока.

Почти «зеркальная» история произошла во время кризиса 2008-2009 гг. А последняя девальвация была в Казахстане год назад, в феврале 2014-го. Оба этих раза курс тенге к доллару снизился на 20% за ночь! Российский читатель, можете представить чувства казахстанца, когда тот слышит, например, в интервью Р. Гринберга каналу РБК (29.11.2014), что, мол, российский опыт девальвации рубля на 30% за 2 месяца — опыт «жесткий»? Даже 16 декабря 2014 г. рубль не падал так, как это обычно делают в Казахстане с тенге.
Каждый раз казахские власти затягивали с девальвацией, запоздало реагируя на такие процессы у соседей. Каждый раз в той или иной модификации присутствовала тема «казахстанского „чуда“». Каждый раз сталкивались с тем, что и сейчас, — изменением не в свою пользу внешнеторгового баланса, проблемами у товаропроизводителей. Каждый раз начинались требования ввести эмбарго на российский импорт (напомню еще раз — ЕАЭС еще не существовало). В итоге происходила запоздалая девальвация.

Последняя девальвация, год назад, отличалась от предыдущих — ее причины так и остались загадкой. Состояние экономики и финансов было стабильно, у соседей девальвации не было, цены на нефть были высоки… Говорят, выиграли от этого акционеры казахстанского производителя меди компании «Казахмыс», чьи акции в Лондоне резко подскочили. Зато теперь, когда всем ясно, что в сегодняшней ситуации без девальвации не обойтись, ее опять сдерживают. Опять, как в 1998 г., по политическим резонам. Тогда были выборы президента, теперь, говорят, тоже может быть что-то подобное, раньше конституционного срока (а проводить выборы досрочно — в Казахстане обычное дело). Да и то сказать — две масштабные, на десятки процентов, разовые девальвации два года подряд, это слишком.

А, может, с девальвацией тянут из-за проблем у банкнотной фабрики?
У Казахстана и до запуска интеграционного проекта, и после его старта было много времени и возможностей для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Даже в условиях объективно весьма ограниченного рынка можно было поднять свою конкурентоспособность. И нельзя сказать, чтобы этим вообще не занимались. Нашел в своем архиве древний документ: «Программа развития тракторного производства». Она была подготовлена Минпромом Казахстана в 1998 г. для реанимации Павлодарского тракторного завода (ПТЗ). Был неплохой внутренний рынок — даже в условиях сложных 1990-х порядка 1 тыс. тракторов. Были бюджетные средства для финансирования лизинга для крестьян. Еще были специалисты на самом заводе. Казалось бы — вперед! В итоге — ноль. Сегодня ПТЗ уже не существует. Это один из многих примеров. Чего не хватило? Может, того же, что и при определении правил игры в ЕАЭС (см. выше)?

Конечно, подобных историй немало и в России, тут у стран-союзниц опыт одинаковый. Но, во-первых, в России есть и работающие производства, продукция которых и раньше шла в Казахстан, а теперь просто стала дешевле. И, во-вторых: в России вроде не увлекались проектами-абсурдами, тянувшими немалые средства и отвлекающими внимание от реальных дел. В Казахстане такая практика есть. Чего стоят только попытки наладить выпуск «Еврокоптера» или самолетов, которым мешает взлететь облачность.

Таковы реалии евразийской интеграции. И не приходится ждать, что они изменятся. В дефиците бумаги на казахстанских фабриках, какую бы продукцию из этой бумаги они ни делали, винить всегда будут Россию.

Ярослав Разумов, Алма-Ата, специально для ИА REGNUM
http://www.regnum.ru/news/polit/1893629.html#ixzz3RQjCBt3X
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Marvel 11.02.2015 в 23:05:06   # 405642
И с вышесказанным полностью согласен, что долю казахстанского содержания в продукции надо увеличивать, чтобы девальвация несильно сказывалась на потребление. Что сейчас и показывает Россия, по крайней мере делает вид
  Make Make 11.02.2015 в 23:06:05   # 405643
Цитата: Maax от 11.02.2015 23:01:05
ну и добавлю в этой жизни нельзя застраховаться только от налогов и смерти , остальные риски можно минимизировать
россияне только что перенесли 100% девальвацию, белорусы 40%ную и никто им гарантии от повторной девальвации не даст


То есть, мы были в выигрыши до проведения девальвации в этих странах партнерах. А сейчас мы должны как бы снова оказаться в выигрыше и девальвировать как минимум столько же, сколько наши соседи, вот тут как раз таки нет комментариев. С таким подходом наших экономистов мы сможем спать спокойно, кавычки ставить не буду, чтобы угодить сразу всем и избежать покараний.
  Make Make 11.02.2015 в 23:10:11   # 405645
Цитата: Maax от 11.02.2015 23:02:39
что касается защиты от девальвации - все мы знаем инструментарий, продает тенге покупает у.е (usd, euro, gbp)


Ну это же обычная спекуляция, есть хочется всегда, придется разменивать валюту на теньге и покупать товары по уже более дорогой цене. Или может неправильно понял, предложенный Вами механизм избежания рисков по девалу.
  СССР 11.02.2015 в 23:13:48   # 405646
Кто нибудь, назовите пожалуйста высокотехнологичные, конкурентноспособные вещи, которые производит Казахстан.
  Make Make 11.02.2015 в 23:15:04   # 405647
Это правильный вопрос.

Многие восхищаются Сингапуром и его экономическим чудом, а ведь если посмотреть в структуру экспорта Сингапура и ВВП, то там значительную долю, если не ошибаюсь свыше 50 процентов занимает экспорт оборудования. Про реформы в борьбе с коррупцией писать сейчас не особо важно, это тема отдельного топика, но и это конечно является тормозом в экономическом прорыве страны.

Ну и если учесть, что КЗ находясь между РФ и Китаем, то какой оборудование мы можем производить и самое главное, где будет рынок сбыта для нашего экспорта.

  Софруджу 11.02.2015 в 23:15:46   # 405649
Цитата: СССР от 11.02.2015 23:13:48
Кто нибудь, назовите пожалуйста высокотехнологичные, конкурентноспособные вещи, которые производит Казахстан.


Кажется, цветной курт
  Stalker77 11.02.2015 в 23:16:44   # 405650
Quote:
Ну почему, например, люди копившие всю жизнь деньги на счетах в банках, должны регулярно нести потери при девальвациях.

При таком темпе изменений законодательства,доверять банкам можно,если есть что вкладывать...
Эпизод из прошлого:Нет страны СССР нет ответственности-человек,накопил по "квартире" на всех своих детей и всё обесценилось и улетучилось.Видел ли банк обесценивание,видел.Мог бы раздать(вернуть,конвертировать в валюту,акции,недвижимость - но он никогда не включит возможность этого в пункт договора) часть ,пусть 50%,пусть 25% - но зато в реальном выражении,мог.Но нет он до последнего издоха молчал,а потом сказал: всё "кина не будет".Пример из жизни.
П.с.Хотя в среднесрочной перспективе банкам можно доверить то, что не удалось выгодно вложить.Но правда варианты и с 15% годовых.
  Софруджу 11.02.2015 в 23:20:26   # 405651
В советское время - понимаю. Кто-то копил, у кого-то пропало. Сейчас человек , живущий "от трудов праведных" на зарплату, ничего копить не может в принципе. А "если у вас нету тёти, то вам её не потерять"
  Make Make 11.02.2015 в 23:25:53   # 405653
Дабы не отдаляться от темы, просьба привести еще больше аргументов ЗА девальвацию, ведь тут имеются ее сторонники. В законах пора бы прописывать, что девальвацию можно проводить не чаще чем через 5-10 лет и ни в коем случае не одномоментно, можно как в РФ ползучей сделать, в течение одного года. Зачем ввергать людей в шок, пусть они осознанно и совместно с государством осуществляют данные меры.

Утопичным стоит вопрос в проведении референдума по девальвации, почему бы не попробовать.
  Marvel 11.02.2015 в 23:28:29   # 405654
http://www.zr.ru/mobile/news/#759295-nekotorye-kompanii-mogut-zakryt-avtozavody-v-rossii-iz-za-krizisa-ekspert

Вот яркий пример. От санкций и обесценения рубля выигрывает только отечественный автопром
  Make Make 11.02.2015 в 23:34:18   # 405656
То есть, от того что что-то закрывается в РФ от этого автоматически выигрываем мы получается) Скорей всего появляются возможности, но ведь и их нужно уметь реализовать, пока эту нишу не заняли другие игроки.

И потом, недавно было снижение рейтингов Казахстана, а как уже писалось выше, риск военных действий автоматически втягивает и КЗ, как члена одкб. Как считаете могут ли санкции затронуть нашу страну или обойдет нас, мне бы хотелось мира и роста экономики с соседями.
  X-Daemon 12.02.2015 в 00:04:48   # 405675
Хочу напомнить что в России это уже вторая девальвация за два года. первая в 2013 году плавно опустили примерно на 20% и нынешняя чуть болше 100% что в итоге девальвация составляет 120-125% всего лишь за два года и Казахстану не по корману держать курс с такой разницей, ЗВР быстро опустошиться. И то что девальвацию нужно проводить с интервалом 5-10 лет это полная чушь, надо будет наши два ато и три раза в год девальвируют.Короче девальвация неизбежна!
  Maax 12.02.2015 в 00:16:47   # 405678
Make Make 11.02.2015 в 23:15:04 #405647
я финансист, а вы скорее ближе к гуманитарным наукам
спекуляция в вашем понимании устаревший термин советского времени, на языке финансистов спекуляция это финансовые операции направленные на извлечение прибыли, я же говорю о финансовых операциях направленных на нейтрализацию эффекта изменения курса тенге к скв
  Maax 12.02.2015 в 00:17:58   # 405679
X-Daemon 12.02.2015 в 00:04:48 #405675
поддерживаю, такой курс нам не по карману
  Maax 12.02.2015 в 00:27:58   # 405682
прошлогодняя девальвация считаю была необязательной ее целью было достижение роста экономики темпом не менее 6-7%, сейчас девальвация это лекарство необходимое для больного пациента,
иногда человеку надо сделать больно чтобы потом было лучше (я не в том смысле что надо сделать хуже чтобы потом чтобы было казалось лучше )
из нюансов гос-ву не мешало бы проиндексировать все депозиты (если они это канешно потянут ..) и проиндексировать оклады гослужащих, пенсии , соцпособия
  Make Make 12.02.2015 в 01:18:04   # 405688
Цитата: Maax от 12.02.2015 00:16:47
Make Make 11.02.2015 в 23:15:04 #405647
я финансист, а вы скорее ближе к гуманитарным наукам
спекуляция в вашем понимании устаревший термин советского времени, на языке финансистов спекуляция это финансовые операции направленные на извлечение прибыли, я же говорю о финансовых операциях направленных на нейтрализацию эффекта изменения курса тенге к скв


Наверное, разочарую Вас, но мы с Вами коллеги. Проработал начальником в одном из банков Алматы. По первому образованию юрист, а второе финансист. У меня направление было по корпоративному бизнесу.

Если мы будем замудренными словами выражаться, то нас могут не понять. По поводу спекуляций, это было сказано к предложенному Вами инструментарию по борьбе с девальвацией. Прыгать из одной валюты в другую, опять же это выход в краткосрочной перспективе, в итоге все-равно необходимо будет переводить из валюты в тенге, а на ценах и потреб корзине это сказывается, выигрыша особого для простых людей не будет.

Предложение по индексации, это ведь утопично, так как государство не возьмет на себя лишних обязательств. Сейчас ведь наоборот идет процесс приватизации многих объектов и продажа непрофильных активов гос. компаний.
  Marvel 12.02.2015 в 08:05:27   # 405704
В России на фоне слабого рубля закрываются иностранные автосборочные предприятия, а АвтоВАЗ , наоборот, на подъеме, поскольку доля иностранного содержания в их готовой продукции мала. Сорри, если предыдущий пост ввел в заблуждение
  Maax 12.02.2015 в 08:26:53   # 405705
Make Make
ясно
тогда скажем покупка валюты это народный валютный хедж, банки занимаются тем же последние месяцы
http://prodengi.kz/lenta/k_devalvacii_gotovy_kazahstanskie_banki_pobili_5_letnij_rekord_skupki_dollarov_ssha/
минимизируя валютные риски, никакой спекуляции не вижу

есть мнение что прав-во не решается на девальвацию из-за соцвопроса ... пусть и утопично но хоть как то могло бы смягчить последствия, не менее утопично было продавать госзапасы продовольствия и импортный гсм по "старым" ценам

  Maax 12.02.2015 в 08:34:12   # 405708
заказная статья "прозападного" журналиста ничем не лучше скандальной статьи в медуза.ио, а кто то повелся ...
  N@VIGATOR 12.02.2015 в 09:04:22   # 405714
Девальвация неизбежна! Только проводить ее надо было раньше. У нас девальвация происходит зачастую в угоду экспортерам сырья. Вот в конце первого квартала время платить налоги, аккурат к тому времени и курс подкорректируют. А до этого Нацбанк скупит у нацкомпаний валюту по нынешнему курсу.
Дедолларизацию надо проводить не на словах, а на деле! Для начала запретить местным банкам выдачу кредитов с привязкой к какой-либо валюте, ипотечные кредиты в долларах перевести в тенге. Основной массе населения по барабану сколько будет стоить доллар-его больше волнует стоимость продуктов и коммунальных услуг!
  Maax 12.02.2015 в 10:01:06   # 405742
Make Make
и банки выдают кредиты корпоративам только в usd... но мы не в обиде понимаем мотивы
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь