«Главное, чтобы сейчас Нацбанк не повел себя так же безответственно как в 1998 году», - эксперт

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Декабря 2014 в 15:54:23
Риски, связанные с падением курса рубля остаются главной темой и для казахстанцев. Валютные колебания и некоторая нервозность, которая ощущается в обменных пунктах, свидетельствует о том, что граждане серьезно обеспокоены возможным негативным развитием ситуации уже на финансовом рынке Казахстана. Обоснованны ли эти опасения и какие риски несет для РК повышение процентной ставки в России в интервью Kursiv.kz рассказал директор Института экономической политики Казахстана Каирбек Арыстанбеков

- Каирбек Тулендиевич в чем заключаются основные риски, связанные с нынешними негативными событиями на российском валютном рынке?

- Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что и против России - прямо, и против Казахстана опосредовано, одновременно запущены 3 ловушки: во-первых – это санкции Запада в отношении Москвы, мы пожинаем ее результаты косвенно; во-вторых, существенное падение цен на нефть, что сопровождается снижением профицита торгового баланса и валютной выручки; в-третьих, беспрецедентная девальвация рубля, что приводит к дополнительному росту дефицита торгового баланса Казахстана в отношении России. В то тоже время, если в России действительно состоялся «черный вторник», то для Казахстана сохраняется риск повторения ситуации на валютном рынке образца 1998 года, когда мы потеряли 30% валютного резерва страны.

- Как вы оцениваете решение российского Центрабанка увеличить процентную ставку до 17%, может ли это повлиять на осложнение условий ведения бизнеса в России для казахстанских компаний?

- При высокой ставке вырастают проценты по кредитам бизнесу. При таких условиях российские предприниматели реже будут обращаться к коммерческим банкам. С точки зрения макроэкономического менеджмента дорогие кредиты приводят к замедлению экономического роста, так как бизнесу становится менее выгодно привлекать деньги под новые проекты, для пополнения оборотных средств. Что касается плюсов, то от повышения ключевой ставки для населения станет рост ставок по привлечению депозитов. Другими словами, именно с вышеназванными факторами будут сталкиваться и казахстанские компании, работающие в России.

- Как вы считаете, пойдет ли Центрабанк РФ вслед за увеличением процентной ставки и на сокращение ликвидности. Может ли эта мера стимулировать российскую экономику и привести к так называемому отскоку на валютном рынке, чего так ждут в Казахстане?

- Нам мой взгляд, действия российского регулятора по увеличению кредитной ставки направлены, в том числе на сокращение ликвидности. Что касается «отскока», то его первые признаки уже имеются.

- Что в этой ситуации может сделать Казахстан, чтобы максимально плавно и без потерь для национальной экономики выйти из валютного кризиса, который разыгрывается на рынке одного из ключевых торговых партнеров страны. И если вспоминать историю с 1998 годом, то, как известно, тогда вслед за девальвацией российского рубля просел и тенге, стоит ли ждать повторения этого сценария?

- Если говорить откровенно, то проводившаяся в течение 1998 года политика Нацбанка в отношении валютного курса была на редкость безответственной. Результаты анализа показали, что в 1998 году у нас появились 2 уникальные возможности для проведения своевременной девальвации тенге с наименьшими потерями: первое предупреждение наблюдалось в начале апреля 1998 года; второе – после того, как произошел российский августовский кризис. К сожалению, эти предупреждения были практически полностью проигнорированы руководством Нацбанка и правительством. Тогда денежная власть страны своим бездействием продолжала обострять и усугублять состояние валютного рынка, проводить необоснованную валютную интервенцию. Чтобы поддержать нереальный курс тенге, мы потеряли от $400 до 600 млн. На начало апреля 1999 года объем валютного резерва упал до критической отметки – $1,6 млрд. Иными словами, из-за ошибки денежных властей Казахстана мы потеряли около 30-35% валютного резерва страны. Сейчас важно не паниковать и не повторить этих же ошибок. В то же время остается надеяться, что нынешнее руководство Нацбанка и страны не допустит повторение вышеназванного сценария. Базовым критерием недопущения подобного сценария является повышение качества экономической политика страны. В особенности, речь идет о денежно-кредитной составляющей и политике валютного курса. Также добавлю, несмотря на требования действующего законодательства, Нацбанк все еще не опубликовал статистику платежного баланса страны за 9 месяцев текущего года, что вызывает как вопросы, так и опасения.

- Казахстан все активнее начинает сталкиваться с вызовами, связанными с обменом санкциями между Россией и Западом, падением цен на нефть, на это накладываются, видимо, и внутренние проблемы?

- Прежде всего, мы должны исходить из того, что в Казахстане реализуется «Проект Нурсултана Назарбаева». В чем его суть? За годы независимости в стране приняты два стратегических документа - это «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». Так вот, базовые компоненты «Проекта Назарбаева» изложены в указанных документах. В их числе создание сильного государства, укрепление национальной безопасности, достижение высоких темпов экономического роста, улучшение социального благосостояния всего населения. Другая часть проекта в общих чертах сформулирована в ежегодных посланиях народу Казахстана, включая от 11 ноября 2014 года «Нұрлы жол». Безусловно, центральное место в нем занимает инициатива Главы государства о вхождении страны в число 30 развитых стран мира. Иными словами, чтобы войти в тридцатку, нам нужны приличные темпы роста экономики, причем значительно опережающие аналогичный показатель не только развитых, но и развивающихся стран. Однако в последние годы страна начинает терять эти темпы. Результаты анализа показывают, что примерно 35% потерь связаны с внешним фактором, читай, рынок ТС и России, 65% - с внутренними причинами. Так вот, основным внутренним фактором является ухудшение качества экономической политики. На мой взгляд, это и есть один из главных экономических вызовов для страны.

- А если говорить конкретнее, все-таки по каким направлениям экономической политики наблюдается ухудшение?

- В отдельных секторах уже наблюдается «концептуальный кризис», в других - реформы проведены частично, а между отдельными направлениями и вовсе возникли противоречия. Например, качество денежно-кредитной политики ухудшается масштабом «токсичных активов», бюджетной – коррупцией и дисбалансом основных функций государства, налоговой – сопротивляемостью налогоплательщиков, ростом теневой экономики и бегством капиталов. Во внешнеэкономической сфере следует упомянуть кризис экспортно-сырьевого роста экономики и дефицит по балансу услуг текущего счета, в индустриальной политике - преждевременность либо длительность использования инструментов, принадлежащих разным стадиям развития, в социальной – несоответствие отдельных стандартов среднемировому уровню, в политике занятости – высокий уровень преступности с участием безработных. Но самое удивительное и парадоксальное то, что реализуемая и бюджетная политика, из-за дисбаланса функций государства, и банковская политика, из-за неработающих кредитов начинают противодействовать экономическому росту, то есть сдерживать «Проект Назарбаева». Такое двойное противодействие не имеет аналогов в мировой экономической истории. Из сказанного следует, что ключевые «частицы» экономической политики Казахстана находятся в состоянии «хаоса», двигаются сами по себе и по разным направлениям. Чтобы преобразовать хаос в систему, надо заставить эти «частицы хаоса» двигаться только в одном направлении – экономического роста.

http://www.kursiv.kz/news/details/finansy/glavnoe_chtoby_seychas_natsbank_ne_povel_sebya_takzhe_bezotvetstvenno_kak_v_1998_godu_kairbek_arysta/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Deamos89 23.12.2014 в 08:16:33   # 395886
ПИЗДЕТЬ НЕ МЕШКИ ВОРОЧАТЬ
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь