Авианосный крейсер "Адмирал Кузнецов"
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 11 Мая 2007 в 15:47:13


В соответствии с развитием авиационной техники и мировым техническим уровнем создания АНК, они развивались в нашей стране поэтапно в четырех основных направлениях: применения гидросамолетов, вертолетов, самолетов с колесным шасси: с вертикальным (затем - коротким) взлетом и вертикальной посадкой (СВВП, СВ/КВП), а также обычной аэродинамической схемы с использованием для взлета катапульты (с 1980-х годов-трамплина), а для посадки - аэрофинишера.

Вначале (в 1914-1930 годах) корабельные гидросамолеты взлетали с воды, потом (в 1930-1945 годах) - с использованием катапульты. Применение на флоте вертолетов получило развитие после Великой Отечественной войны и создания первого в истории отечественного флота и авиации корабельного вертолета Ка-10 (1950). Со второй половины 1960-х годов на всех крупных и средних надводных кораблях нашего ВМФ базировались вертолеты типов Ка-25, а затем Ка-27 различных модификаций. В 1967-1969 годах в состав ВМФ вошли два первых АНК - противолодочных крейсера (ПКР) типа "Москва", с групповым (14 единиц) базированием вертолетов Ка-25.

Проектирование авианосцев ВМФ СССР для самолетов катапультного взлета на колесном шасси началось в 1939 году, однако до конца 1970-х годов их создание не имело политической поддержки руководства страны. С появлением экспериментального СВВП Як-36 (1967) и созданием первого корабельного СВВП (СВ/КВП) Як-36М (Як-38) в 1970-1987 годах были построены четыре тяжелых авианесущих крейсера (ТАКР) типа "Киев" проектов 1143, 11433 и 11434 (с совместным базированием на них СВВП (СВ/КВП) типа Як-38 и вертолетов Ка-25, затем Ка-27). На третьем и четвертом ТАКР "Новороссийск" и "Баку" (ныне - "Адмирал Флота Советского Союза Горшков") предусматривалось базирование сверхзвуковых СВ/КВП Як-141, но создание этого самолета не было завершено.

Одновременно в НПКБ, с конца 1960-х годов, продолжались проектные работы по созданию АНК авианосного типа с самолетами катапультного взлета - атомного авианосца проекта 1160 (с самолетами Су-27К, Су-25К, МиГ-23К и другими, а также вертолетами Ка-25), атомного большого крейсера с авиационным вооружением проекта 1153 (с самолетами Су-27К, Су-25К и МиГ-23К, вертолетами Ка-252ПЛ и Ка-252РЛД). С использованием этого задела в 1978 году началось проектирование ТАКР проекта 11435 (с самолетами Су-27К, Су-25К и МиГ-29К, сначала катапультного, затем - трамплинного взлета, СВ/КВП Як-141, вертолетами Ка-252 ПЛ и Ка-252 РЛД), а в 1982-1990 годах осуществлено его строительство.

В 1985-1991 годах строились еще два подобных АНК, в том числе - атомный (АТАКР), однако с конца 1991 года их финансирование было прекращено. Находящийся на стапеле корпус АТАКР "Ульяновск" в 1992 году разрезали на металл, спущенный на воду в 1988 году недостроенный ТАКР "Варяг" передали заводу-строителю за долги Министерства обороны РФ, после чего он был продан заводом зарубежной туристической фирме.

Авианесущие крейсера России в Мировом океане

Авианесущие корабли океанской зоны (авианесущие крейсера и десантные корабли) по своей боевой эффективности, мореходности, обитаемости и автономности, в большей степени, чем надводные корабли других классов и типов, способны длительное время нести боевую службу в стратегически важных районах Мирового океана в составе оперативных соединений разнородных ударных сил ВМФ России (совместно с ракетными крейсерами, большими противолодочными кораблями, а также подводными лодками), защищая там государственные интересы Российской Федерации.

Актуальность усиления их защиты в настоящее время определяется существенными изменениями в конце XX века общей геополитической ситуации в мире и возникновением новых угроз национальной безопасности Российской Федерации в области морской деятельности. Активизация ВМС ведущих морских держав в Мировом океане, на основе развития и совершенствования боевых возможностей в последнее десятилетие, с изменением соотношения сил не в пользу ВМФ России, требуют возобновления его присутствия в удаленных районах океана.
ТАВКР "Адмирал Кузнецов"

Крейсер заложен на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве (Украина) в 1982 году. Наименование "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" присвоено кораблю в октябре 1990 года. После завершения испытаний в конце того же года, он вступил в строй ВМФ СССР. В январе 1991 года включен в состав Северного флота, в декабре совершил переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск.

В 1995-1996 годах ТАВКР во главе авианосной многоцелевой группы нес боевую службу в Атлантике и Средиземном море. В настоящее время является единственным авианесущим крейсером ВМФ России, на котором обеспечено базирование и боевое применение высокоэффективных корабельных истребителей Су-33, а также самым крупным надводным кораблем нашего флота, командиры которого - И. Ф. Санько (1992-1995) и А. В. Челпанов (1995-2000) - имели воинское звание контр-адмирала. С 2000 г. крейсером командует капитан 1 ранга А.В. Турилин.

Вооружение

Авиационное: 50 корабельных летательных аппаратов
- самолеты-истребители Су-33
- вертолеты Ка-27
Ракетное:
- ударное: 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса "Гранит"
- зенитное: 4 зенитных ракетных комплекса "Кинжал"
Ракетно-артиллерийское: 4 зенитных комплекса ближайшего рубежа "Кортик"
Артиллерийское: 6-30 мм автоматических установок
Противоторпедное: 2 реактивных бомбометных установки
Радиотехническое: 2 радиолокационные станции обнаружения воздушных и надводных целей и др. средства

Кораблестроительные элементы

Водоизмещение полное: более 55 000 т
Длина наибольшая: 305 м
Ширина наибольшая: 70 м
Скорость полного хода: около 30 уз (ок. 55 км/час)
Тип и мощность главной энергетической установки: котлотурбинная, 4х50 000 л.с.
Дальность плавания: более 8000 миль
Экипаж: около 2000 чел

Комплекс авиационного вооружения

- корабельные летательные аппараты (ЛАК): самолеты-истребители Су-33, вертолеты Ка-27 и Ка-27ПС с их оборудованием и вооружением;
- корабельные авиационно-технические средства.

Корабельные авиационно-технические средства ТАВКР "Адмирал Кузнецов" включают:

- средства освещения воздушной, надводной обстановки и управления полетами, радиосвязи, ближней навигации, привода и посадки ЛАК;
- командные пункты и посты авиационного назначения;
- полетную палубу, ангар, технические средства обеспечения взлета, посадки и транспортировки ЛАК на корабле;
- средства гидрометеорологического обеспечения полетов;
- средства приема, хранения, подготовки и транспортировки авиационных боеприпасов, агрегатов съемного вооружения и сбрасываемых средств поиска подводных лодок;
- средства приема, хранения и выдачи авиационных горюче-смазочных материалов, специальных жидкостей и газов;
- корабельные средства и системы, обеспечивающие комплекс авиационного вооружения корабля;
- технические средства обеспечения обслуживания, контроля и эксплуатации ЛАК на корабле, места и помещения их хранения;
- оборудование для выполнения ремонтных работ на ЛАК в корабельных условиях;
- служебные, служебно-технические и жилые помещения летного и инженерно-технического состава с их оборудованием.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 01.01.2010 в 15:16:39   # 31049
Cool!! I stroili etu kasatochku esli memo ne glk v Nikolaeve na CH.S.Z?
  Гость 01.01.2010 в 15:18:36   # 31050
Ochen pohozhe na "Tbilisi" (80-e goda)
  Гость 21.01.2010 в 13:06:26   # 32680
это и есть "Тбилиси", его переименовали.
  Гость 09.03.2010 в 23:44:55   # 37019
Я взлетал с его палубы, в годы службы в "кишлаке". Всех палубников-Североморцев, выпускников Качинского ВВАУЛ, приглашаю Airmedved@mail.ru
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь