Многофункциональный истребитель МиГ-142
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 11 Мая 2007 в 11:14:15

Генеральный конструктор Авиационного научно-производственного комплекса <МиГ>Михаил Коржуев сообщил, что первый полёт многофункционального фронтового истребителя (МФИ), известного также под наименованием 1.42 намечен на август 1998 г. До недавнего времени по заказу ВВС России создавались два истребителя пятого поколения: Микояновский МФИ и суховский С-37. <ОКБ Сухого> сумело поднять свою машину в воздух раньше конкурентов, однако к этому моменту российские ВВС уже приняли решение о том, что полномасштабная разработка боевого самолёта на базе С-37 финансироваться не будет. Напротив, МФИ, вот уже несколько лет стоит в ангаре Лётно-исследовательского института и даже совершавший пробежки по аэродрому, получил поддержку военных. Во время посещения авиасалона МАКС-97 министр обороны Игорь Сергеев и тогдашний главком ВВС Пётр Дейнекин пообещали выделить средства для подготовки самолёта к первому полёту. По словам Михаила Коржуева для этого достаточно 15-16 млн. деноминированных рублей, и именно такую сумму выделяет МО. МФИ вряд ли будет доведён до стадии серийного производства из-за высокой стоимости полномасштабной разработки и огромной цены каждого экземпляра. В этой связи было заявлено, что технические и технологические достижения, воплощённые в МФИ, могут найти применение в лёгком фронтовом истребителе (ЛФИ), разработку которого ведёт АНПК <МиГ>. Ранее считалось, что эта машина не является для микояновцев приоритетной, поскольку до конца не реализован потенциал МиГ-29, также относящегося к классу лёгких истребителей. Говоря о ЛФИ Михаил Коржуев подчеркнул, что этот самолёт будет способен выполнять функции и истребителя, и штурмовика.
Создан российский многофункциональный истребитель пятого поколения.


Вплоть до последнего времени российские и зарубежные эксперты задавались вопросами: что представляет собой многофункциональный истребитель (МФИ), известный также как проект 1.42? на каком этапе находится данная разработка? cпособен ли Авиационный научно-промышленный комплекс <МиГ> в принципе поднять МФИ в воздух? Еще вчера дать какие-то определенные ответы было практически невозможно - проект 1.42 окружала плотная завеса секретности. Даже внешний вид нового самолета относился к категории особо охраняемых сведений. Корреспондент <НГ> стал единственным представителем СМИ, кому была предоставлена возможность ознакомиться с прототипом российского истребителя пятого поколения в версии АНПК <МиГ> . 12 января 1999 г. машину покажут первому вице-премьеру Юрию Маслюкову и министру обороны РФ Игорю Сергееву.
Необходимо отметить: создание МФИ, в полной мере соответствующего требованиям войн ХХI века, можно по праву отнести к числу выдающихся достижений российского авиастроения и отечественной научно-технической мысли последней четверти нынешнего столетия. Несмотря на экономический и финансовый кризис, Россия пока что продолжает входить в число ведущих авиационных держав мира. Усилиями конструкторов и инженеров микояновского ОКБ разработан истребитель, по своим тактико-техническим характеристикам не уступающий, а по ряду показателей даже превосходящий американский F-22 <Рэптор> - машины, олицетворяющей последние технологические успехи военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов.


Немного об истории создания МФИ. В ответ на развертывание в Соединенных Штатах в начале 1980-х гг. НИОКР по программе ATF (Advanced Tactical Fighter) в качестве ответной меры в 1986 г. принимается закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предусматривающее начало работ по созданию истребителя пятого поколения. Определение концепции и облика новой боевой машины взяли на себя ведущие научно-исследовательские организации Министерства авиационной промышленности и Военно-воздушных сил при участии крупнейших конструкторских бюро, занимающихся проектированием военной авиатехники. Это позволило сформулировать четкое тактико-техническое задание на перспективный истребитель. Несколько лет спустя микояновское КБ представило заказывающему управлению ВВС эскизный проект МФИ, который прошел успешную защиту перед государственной комиссией. Одновременно, будучи уверенными в правильности выбранного пути и обоснованности предлагаемых решений, микояновцы разработали необходимую техническую документацию на самолет, используя систему автоматизированного проектирования. В 1989 г. был выпущен полный комплект рабочих чертежей, после чего начались изготовление и сборка первого самолета на базе опытного завода АНПК <МиГ>. Руководителями работ по созданию МФИ являлись генеральный конструктор Ростислав Беляков, главный конструктор Григорий Седов, а на заключительном этапе - главный конструктор Юрий Воротников.
В начале 1994 г. МФИ был доставлен в Жуковский. В декабре того же года МФИ, управляемый летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершил скоростную рулежку по взлетно-посадочной полосе летно-исследовательского центра в Жуковском с отрывом передней стойки шасси. Однако ввиду отсутствия финансовых средств дальнейшие работы по проекту 1.42 были заморожены. Не помогли даже многочисленные обращения во всевозможные инстанции.
МФИ - это тяжелый одноместный истребитель, выполненный по аэродинамической схеме <утка> с цельноповоротным передним горизонтальным оперением (ПГО), среднерасположенным треугольным крылом и V-образным хвостовым оперением. В нашей стране такая аэродинамическая схема при проектировании реактивных машин реализована впервые. Самолет обладает улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Силовая установка состоит из двух двигателей АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги, обеспечивающих сверхманевренность машины в воздушном бою во всем диапазоне скоростей и длительный крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях на бесфорсажном режиме работы. Cкорее всего, расчетная максимальная скорость полета соответствует числу М=2,6. Воздухозаборники двигателя - регулируемые, с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей и радиопоглащающей облицовкой. В конструкции фюзеляжа, крыльев и ПГО широко использованы композиционные материалы на основе углепластика и полимеров. Машина спроектирована с учетом требований технологии <стелс>, о чем свидетельствует внешний вид МФИ с характерно выраженными малоотражающими формами. Применение радиопоглащающих покрытий, экранирование радиолокационно-контрастных элементов конструкции, низкая тепловая заметность, размещение ракетного вооружения во внутрифюзеляжных отсеках позволили достигнуть практически тех же значений эффективной площади рассеивания, что и у F-22.
Бортовая импульсно-доплеровская РЛС пятого поколения с фазированной антенной решеткой и электронным сканированием диаграммы направлености позволяет эффективно вести дальний воздушный бой вне визуальной связи с противником и атаковать свыше 20 воздушных целей одновременно. Специально для МФИ разработаны управляемые ракеты большой дальности класса <воздух-воздух> и <воздух-поверхность> пятого поколения, реализующие принцип <пустил-забыл>. Вместе с тем сохраняется встроенная 30-мм пушка. Кроме того, на внешних узлах подвески истребитель может нести любые виды ракетно-бомбового вооружения, используемого самолетами ВВС РФ.
На фоне столь впечатляющих достижений нынешнее положение разработчика МФИ выглядит печальным. АНПК не имеет статуса юридического лица и является всего лишь одним из многочисленных филиалов МАПО <МиГ>. Зарплата сотрудникам ОКБ выплачивается с большой задержкой. А ведь во всем мире конструкторские бюро, разработчики стоят во главе внутрифирменной кооперации. В результате шло постепенное удушение одного из ведущих конструкторских бюро страны.
После назначения генеральным директором МАПО Григория Немова и генеральным конструктором АНПК <МиГ> Михаила Коржуева ситуация стала меняться к лучшему. Один лишь предложенный АНПК <МиГ> проект модернизации современного самолетного парка ВВС стран Центральной и Восточной Европы принесет России 250-300 млн. долл. При минимальной господдержке АНПК <МиГ> только за счет внешних заказов может ежегодно получать по 100 млн. долл.
Судьба МФИ обещает быть трудной. Нынешние экономические реалии таковы, что в обозримом будущем едва ли будет возможным развернуть его серийное производство в интересах ВВС РФ. Ведь ориентировочная стоимость нового истребителя составит около 70 млн. долл. В то же время неразумно окончательно закрывать проект 1.42. Как представляется, Россия могла бы принять предложение Китая о кооперации в проектных работах по МФИ с последующими экспортными поставками данных самолетов для нужд ВВС этого государства. В дальнейшем не исключена и передача соответствующих технологий. Потенциальный инвестор готов финансировать все необходимые работы. Дело за малым - требуется политическое решение Кремля. Если, конечно, принцип стратегического партнерства реализуется не на словах, а на деле.

Выдержки из репортажа НТВ об МФИ

Сегодня на аэродроме в Жуковском впервые показали самолёт будущего. Характеристики истребителя пока держатся в секрете, но кое-какие цифры известны: скорость до 2500 км/ч, размах крыльев более 15 м, длина фюзеляжа - 20 м. Самолёт оснащён двумя двигателями московского КБ <Люлька-Сатурн>. За 10 лет удалось создать самолёт, которому не сможет противостоять даже группа истребителей, состоящих на вооружении сейчас. У него пока нет ещё имени и его называют <проект 1.42> МФИ - многофункциональный фронтовой истребитель.
За счёт своих форм истребитель способен выполнять в воздушном бою невиланные доселе фигуры пилотажа.
Конструкторы собираются поставить на самолёт двигатели пятого поколения с отклоняемым вектором тяги. Их сопла подвижны и маневренность возрастает многократно. Но этим преимущества нового самолёта не ограничиваются.
Вот, что сказал Генеральный деректор МАПО <МиГ> Михаил Коржуев: <Это незаметность не только на дозвуковом, но и на сверхзвуковом режиме. Это принципиально другое размещение в смысле заметности вооружения: всё внутри. Это принципиально другие дальности. Это принципиально другая идеология и принципиально другой интеллект борта>.
Коржуев уверен, что его истребитель будет гораздо незаметнее американских самолётов-<стэлс>, которые задолго до своего появления не были невидимками для советских ПВО. Российские авиаконструкторы учли ошибки американцев и добились большей незаметности за куда меньшую цену. Покрытие истребителя поглащает волны радаров, а его форма лучше подходит для полёта, чем у того же <стэлса>. Американский соперник того же МФИ - истребитель F-22 <Раптор> - стоит больше 100 млн долл. <Проект 1.42> по словам конструкторов будет гораздо дешевле.
Истребитель МФИ пока проходит наземные испытания. Первые отрывы от взлётной полосы и настоящие полёты должны начаться в феврале.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 22.01.2010 в 19:29:19   # 32822
Жалко что разработку ПАК отдали Сухому, нифига они делать нормальные истребители не умеют, МиГовцы молодцы, жалко в правительстве дебилы сидят и в технике нормально не разбираются.
  Гость 14.05.2010 в 13:09:52   # 43900
мдяя а разом его не продали? вот уже готовый вариант Eurofighter
  Гость 03.06.2010 в 19:32:33   # 46036
Гостю- Сам ты дебил! Наши Сушки лучшие, а Т-50 вообще нет аналогов в мире. ЖАЛЬ ЧТО Едросам это не понять, среди них военные редкость, а если и есть то ж... -лизы, им армия до лампочки.
  ультра 08.09.2010 в 16:27:29   # 59703
наши министры обороны достали! зачем запускать т-50, если уже в 1998 году полетел миг-142? зачем принимать на вооружение ми-28, если уже как 10 лет готова "чёрная акула"? вот этого никак понять не могу. не думаю, что миг и "акула" чем-то хуже. вот зачем в министерстве ждали 10 лет? вечная их отмаза: денег не было! а почему другие образцы оружия приняли? молчат. в ссср было так: в этом году принимаем сушку, а в следущем миговский проект. и все довольны, никто не обижается и не ждёт по 10 лет пока наша армия отстанет то врага!!!
  чуваш 14.06.2011 в 20:42:12   # 128769
Гость№3- Сушки гавно по всем параметрам!!!!!!!!Посмотрите на тотже миг-29ОВТ и сравните его с т-50
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь