Смутное время

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 22 Февраля 2008 в 11:03:28
Паситесь, мирные народы,

Вам недоступен чести клич.

Наследство вам из рода в роды -

Ярмо с гремушками, да бич.

(А.С. Пушкин)

У меня не проходит ощущение того, что мы с вами, господа читатели, вступили в Смутное время. Я помню тяжкое начало 90-х годов, когда рухнул прежний мир, и казалось, что это беспросветное ощущение полной безнадежности будет вечным. Помните, как начался исход немцев и славян из Казахстана, помните, как сотнями и тысячами людей выдавливали в отпуска без содержания и мужчины в расцвете сил, жизненного и профессионального опыта уходили из жизни один за другим, не в силах прокормить свои семьи в новых условиях и не перенесших этого унизительного положения. Не все ведь были оборотистыми и шустрыми, не все смогли пойти на «барахолки» или в кооперативы, оставив кафедры, штурвалы самолетов или готовальни инженеров.

Разумеется, мир не впервые в истории перевернулся вверх тормашками и нам еще повезло не испытать кошмары братоубийственной войны, как некоторым из наших соседей или бывших сограждан в разных концах советской империи. Конечно, справедливости ради, надо отметить, что наш высокий руководитель, в 90-е годы активно продвигавший тезис о «народе Казахстана», сыграл в сохранении межнационального и межконфессионального мира в стране выдающуюся роль. И я тут нисколько не иронизирую.

Более того, в середине 2000-х годов даже казалось, что Казахстан смог преодолеть ситуацию, когда нужна была просто стратегия выживания и страна перешла к формированию стратегии развития, которую могут себе позволить очень немногие государства за пределами стран так называемого «золотого миллиарда».

Но экономические и финансовые проблемы 2007, которые продолжают лихорадить казахстанскую экономику и сейчас, наглядно показали, сколь уязвимым и непрочным было это мнимое экономическое благополучие, сколь сильно оно зависело и зависит от благоприятной внешней конъюнктуры.

Обострение международной конкуренции - важная черта текущей действительности. С одной стороны - Соединенные Штаты продолжают упиваться вседозволенностью и спешат захватить как можно больше преимуществ во всех точках планеты, прежде чем обстановка может измениться. С другой - мировой финансовый кризис навевает соблазн ожидать ослабления американского брата и стимулирует устремления стран покрупнее тоже не упустить своё.

Всполошились игроки и помельче, вроде Казахстана: они - не конкуренты, а объекты конкуренции, но и им грезятся барыши, которые может сулить участие в интригах великих держав. Отсюда и наши метания между Транскаспийским и Прикаспийским трубопроводами, отсюда и ужесточение позиций по Кашагану, требования к иностранным инвесторам по соблюдению экологических норм.

Знаете, господа читатели, еще пару лет назад мне всерьез думалось, что господин Назарбаев уже обеспечил себе место в истории и благодарность потомков (не только кровных...). Разумеется, никто не заблуждался в отношении его неправедных богатств или нравственных качеств камарильи приспешников и нахлебников вокруг него, но это казалось неизбежными черными пятнами, как на шкуре леопарда. Ангелы не живут на земле, безгрешные праведники уходят в монастыри, а не идут во власть.

Казалось бы, уже имеется столько богатств, что обеспечены внуки внуков, как у нашего Гаранта, так и у его ближних (и даже дальних) приспешников. А ведь ему уже немало лет и надо подумать не только о душе, но и своем месте в истории. Пора работать уже не на себя, а на вечность.

И что мы видим? Мы видим судорожные попытки сохранить власть любой ценой до последнего вздоха. Были внесены вызвавшие потеху всего мира майские поправки в Конституцию, были проведены поспешные выборы, итогом которых стал опереточный однопартийный парламент. Это было сделано, чтобы не допустить появления оппозиционных партий в нашем органе представительной сласти? Не смешите. Есть задача более серьезная - обеспечение тотального контроля над ближним кругом. За всем этим кроется запредельный страх, что все-таки придут, если не с табакеркой, так с подушкой...

Помните старую историю императора Диоклетиана, который добровольно оставил трон Римской империи в момент своего наивысшего могущества и удалился на свой огород, чтобы потом демонстрировать изумленным сенаторам, какая у него там уродилась капуста? Долгое время считалось, что это чуть ли не единственный случай в мировой истории.

Но вспомним Бориса Ельцина, который, прекрасно зная византийские нравы, веками укоренившиеся в Московской Руси, Российской империи, Советском Союзе (лишение власти - это лишение свободы, лишение жизни), тем не менее, нашел в себе силы уйти. Уйти добровольно, только под честное слово Путина, лично давшего ему гарантии неприкосновенности. Ельцина нет уже с нами, но за всеми его тяжкими грехами и ошибками, в истории навсегда останутся кадры с еще молодым высоченным Ельциным на танке в августе 91-го и кадры обрюзгшего старого лица «царя Бориса» в канун 2000-го, когда он простился с народом и попросил прощения за свои ошибки.

На днях еще один осколок романтического революционного прошлого века - руководитель Острова свободы Фидель Кастро, которого мы с детства помним молодым и красивым команданте, так же добровольно сложил с себя уже непосильное ему бремя власти.

Искусство вовремя уйти - на пике своего исторического успеха, чтобы оставить по себе незамутненную память - это удел великих. Уйти добровольно с осознанием своего неминуемого грядущего краха - это удел разумных.

Нет, сейчас у нас даже не «сумерки Богов» ("Götterdämmerung"), как это было в период распада СССР, поскольку тогда мы видели одновременное погружение в небытие великой вековой идеи социальной справедливости, равенства, братства и гибель одной из величайших мировых империй. Советский Союз - исчезнувшая в пучине моря Атлантида.

То, что происходит в нашей стране сейчас, на высокую трагедию никак не тянет. Просто какой-то трагикомический фарс. Комедия масок, марионетки во власти, которых, правда, уже не только дергают за нитки, но и они порой бунтуют против когда-то грозного Карабаса.

Но что действительно смешно, так это мизерные человеческие и профессиональные масштабы личности большинства наших власть предержащих. Телефонные прослушки их разговоров произвели на многих наших сограждан неизгладимое впечатление - они не только сорвали покровы, в которые они прежде рядились (в которые они по-прежнему рядятся, делая вид, что будто ничего не произошло), но и наглядно продемонстрировали насколько они мелки даже в низости своей. Нет, на великих злодеев они никак не тянут - просто парвеню, всплывшие на поверхность в мутной пене 90-х годов. Мулы в лошадиной сбруе.

Уже сломано немало копий по поиску нашей национальной или государственной идентичности, но это пока ни к чему не привело, кроме кликушества отдельных доморощенных «хранителей казахской культуры», поражающих своей убогой провинциальной узостью мышления и до потешного бесплодными «идейными исканиями». Как говорил англичанин Самюэль Джонсон еще в XVII веке, «патриотизм-это последнее прибежище негодяев». Порой это отчетливо видно и на примере соседней России, где вновь проявляется черносотенный синдром, и тупая злобная морда охотнорядца виднеется сквозь бритые черепа нынешних скинхедов.

И в нашем случае псевдопатриотизм также является прибежищем закомплексованных неудачников. Как там говорил в позапрошлом веке, кажется, князь Петр Вяземский, про русских славянофилов и ура-патриотов? «Квасной патриотизм»? Ну, у нас со своей спецификой - «Кумысный патриотизм» - индульгенция на серость и убогость культурного багажа, отсутствие подлинных знаний и вытекающее из этого болезненное стремление к самоутверждению. В общем, взрывоопасная смесь мании величия и комплекса неполноценности. Причем враждебная эта сила в равной степени направлена и против казахстанских «инородцев», и против так называемых «асфальтных казахов», поскольку «идеологами» нашего нового «кумысного патриотизма» в основном выступают третьестепенные графоманы, широко известные в узком кругу. Да, стыдно не знать язык своего народа или своего государства, но еще стыднее делать только знание языка мерилом любви к Родине.

Нет у нас сейчас великой идеи, объединяющей общество в едином патриотическом порыве. Согласитесь, такие паллиативы, как вхождение в число 50-ти наиболее передовых экономик мира или даже председательство Казахстана в ОБСЕ, отсутствие этой идеи возместить не может. Что это? Скудость мысли? Нет, не только и не столько. Время такое - такое время. И такие люди. И тут ничего не поделаешь. Пациент скорее мертв, чем жив.

Серость и убогость лезет изо всех углов. Страшно то, что эта серость генерирует себе подобных и как плесень распространяется во всех сферах жизни. И это ощущение нехватки воздуха, вязкости этого серого бездарного засилья просто парализует не только наши государственные структуры, сферы образования, науки, медицины, но и частный бизнес.

Есть у нас и своя «священная корова» - стабильность. Вовсе не в осуждение это говорю. Жить как-то можно и это дорогого стоит. Поэтому большинство это устраивало и устраивает, особенно, например, с учетом кадров с озверевшей бишкекской чернью в период так называемой «Революции тюльпанов». Но где кончается стабильность и начинается застой?

Смутное время. Народ безмолвствует...

kaztoday.ru
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь