Ак Орда: от Средневековья к Реформации. Часть 1

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 18 Февраля 2008 в 21:08:30
СПА – служба политического анализа, 18.02.2008

Для многих назначение руководителя фонда «Казына» на почти самый высший государственный пост в Казахстане в системе власти стало полной неожиданностью для многих, а некоторых даже повергло в шок.

Особенно ярых противников Кайрата Келимбетова, меньше всего ожидавших невиданного взлета молодого управленца. Так или иначе, Кайрат Келимбетов, который на первый взгляд не вписывается в систему консервативных отношений внутри АП – «святая святых» президентской власти, положил начало серьезным организационным и кадровым изменениям в Аккорде.

По административным меркам достаточно быстро после своего назначения, новоиспеченный руководитель АП обнародовал подписанную Президентом новую структуру Администрации Президента.

Итак, согласно Указа Президента Казахстана Н.А.Назарбаева от 11 февраля 2008 года «О штатной численности и структуре Администрации Президента Республики Казахстан» в Администрации произошли два события: изменилась структура АП и произошло сокращение численности служащих и сотрудников АП на 10%.

Количество структурных подразделений Администрации Президента в соответствии с новым указом сократилось с 22-х до 13-ти (не очень удачное сокращение для суеверных). Некоторые отделы и подразделения объединили, некоторые просто переименовали под современный формат, а другие вообще упразднили:

Новая структура АП
Руководитель Администрации Президента
Заместители Руководителя Администрации Президента
Секретарь Совета Безопасности
Председатель Высшего Судебного Совета
Помощники Президента
Канцелярия Президента
Советники Президента
Секретариат Совета Безопасности
Центр стратегических разработок и анализа
Центр внешней политики
Отдел государственного контроля и организационно-кадровой работы
Отдел внутренней политики
Отдел социально-экономического мониторинга
Государственно-правовой отдел
Отдел правоохранительной системы
Отдел документационного обеспечения
Представительство Президента в Парламенте
Пресс-служба Президента
Протокол Президента

Прежняя структура АП
Государственный секретарь
Руководитель Администрации Президента
Секретарь Совета Безопасности
Заместители Руководителя Администрации Президента
Помощники Президента
Канцелярия Президента
Советники Президента
Пресс-секретарь Президента
Информационно-аналитический центр
Общий отдел
Отдел государственного контроля и организационной работы
Отдел законодательства и правовой экспертизы
Отдел кадровой политики
Отдел по вопросам правоохранительной и судебной систем
Отдел по защите государственных секретов и информатизации
Отдел социально-экономического анализа
Отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности
Представительство Президента в Парламенте РК
Пресс-служба Президента
Протокол Президента
Секретариат Ассамблеи народа Казахстана
Секретариат Государственного секретаря
Секретариат Руководителя Администрации
Секретариат Совета Безопасности
Ситуационный центр
Социально-политический отдел
Специальный представитель Президента на космодроме "Байконур"
Центр внешней политики
Секретариат Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан

Сравнение двух структур не стоит делать буквально. Бросается в глаза отсутствие должности «Государственный секретарь» в новом формате АдминистрацииПрезидента. Скорее всего, должность Госсекретаря в системе Администрации остается, поскольку трудно предположить, что так одним махом Кайрат Келимбетов смог «упразднить» одного из самых влиятельных и могущественных «царедворцов» Ак орды Каната Саудабаева. Скорее всего, эта должность «засунута» в какой-либо отдел или в подразделение. Так же как должность «пресс-секретарь» «засунута» скорее всего в «пресс-службу» в новом формате.

Трудно сказать, насколько Кайрат Келимбетов смог подвинуть свой вариант структуры администрации Президента. Скорее всего, «прорывной» вариант Келимбетова подвергся существенной корректировке или был приведен в не слишком «революционный» вид как по форме, так и по содержанию. Тем не менее, судя по всему, сам Кайрат Келимбетов вполне удовлетворен вышедшим Указом Президента и теперь он может неторопясь и основательно поработать уже не со структурой, а заняться личными встречами с людьми и консультациями со сторонниками – убирать неугодных и лишних и набирать и формировать свою «административную» команду.

Смысл самого неожиданного на первый взгляд назначения Кайрата Келимбетова состоит в коренной ломке сложившихся отношений в системе власти. Как и прежде, основным постулатом поступательного развития Казахстана остается тезис «сначала экономика, затем политика».

Другое дело, что прежде Аккорда никогда не ставила экономику впереди политики. Как в центре, так и в регионах политические структуры всегда довлели над экономичексими процессами. В регионах именно политическая система в лице института Акимов полностью контролировала все экономические процессы. Именно полный и абсолютный контроль Акимов над региональной экономикой позволял им не сколько управлять и двигать экономические процессы, сколько успешно и грамотно заниматься подмятием экономики под себя и под свои интересы. Поэтому объективно на местах политическое руководство просто не могло допустить, чтобы экономика двигалась быстрее политических амбиций акимов. И, таким образом, политические приоритеты не давали развиваться конкурентной среде во всех регионах Казахстана. Это касается энергетики, систем коммуникаций и многих других отраслей реального сектора экономики где господствовала на конкуренция, а жесткий политический контроль монополистов, которые, в свою очередь, управлялись из Ак Орда.

Таким образом, вплоть до настоящего момент формула «Сначала экономика, затем политика» попросту не работала. Точнее работала с точностью до наоборот: сначала у нас была политика, а уж затем экономика.

Назначение управленца с финансово-экономическом уклоном и с навыками топ-менеджмента на должность Руководителя администрации – как раз и есть проявление настоящей смены парадигм в сознании высшего политического руководства страны. Как правило на эту должность всегда назначали «чистых» политиков, вроде Нуртая Абыкаева или бывшего комсомольского вожака Имангали Тасмагамбетова. Назначение Адильбека .Джаксыбекова, руководителя корпорации «Цесна», только подтверждает правило. Несмотря на то, что А.Джаксыбеков пришел «из бизнеса», стиль и навыки его управления являются чисто административными. По складу ума А.Джаксыбеков все-таки больше политик ,чем экономист. Тем более, что навыков бизнесмена явно не достаточно для того ,чтобы достаточно хорошо разбираться в вопросах макро- и микроэкономики. Сам А.Джаксыбеков выполнил свою макрозадачу – создание Астаны. Как акмолинец ,как бизнесмен, как человек, который знает политический, финансовый и экономический истеблишмент города.

Но сейчас у государства совершенно другие задачи и проблемы. Время простой и во многом пустой траты «нефтяных» денег прошло. Настало время принимать такие политические решения, которые работали бы на уровне топ-менеджмента и заставляли бы экономику не только Астаны но и всех регионов работать и работать эффективно.

Таким образом, назначение Кайрата Келимбетова – это ясный и прозрачный сигнал Нурсултана Назарбаева – теперь экономика должна НА САМОМ ДЕЛЕ идти впереди политики. Более того, во всех последних политических решениях Н.Назарбаева появляется определенная логика и осмысленность.

В самом деле, создается впечатление, что в последнее время Н.Назарбаев тщательно расчищал политическое поле для того, чтобы государственные интересы наконец смогли преодолеть интересы олигархические и монополистические.

Во-первых, Президент, где кнутом, а где пряником, удалил членов своей Семьи от политических решений на государственном уровне:

Таким образом, члены Семьи утратили политический контроль над страной и теперь попросту не могут влиять на того же Кайрата Келимебтов ,если он будет проводить решительный курс на экономические преобразования. Таким образом .интриги со стороны Семьи максимально минимизированы по отношению к политике и решениям Ак орды.

Во вторых, Президент удалил из политического центра страны – Администрации Президента – наиболее сильные политические фигуры, которые могли бы своей собственной политикой и политическими интригами попросту завуалировать и задавить все экономические решения Ак орды направленные на диверсификацию экономики и создание баланса сил между политикой и экономикой в регионах (вместо полного диктата политики над экономикой).

В частности, Нуртая Абыкаева перевели на должность Посла РК в России, Имангали Тасмагамбетова поставили Акимом Алматы, Адильбека Джаксыбекова назначили Первым заместителем Председателя партии «Нур-Отан». Теперь в пределах АП Кайрат Келимбетов более или менее свободен в своих решениях и может проводить ту или иную политику достаточно твердо и решительно, оглядываясь только на Президента, а не на многочисленные центры силы в АП. Конечно, нельзя сказать, что в АП не осталось значимых политических фигур или политических союзов, но они скорее всего не достаточно влиятельны чтобы играть в собственную дудку, а не под партитуру мене влиятельного, но более «просвещенного» и либерального Кайрата Келимбетова. Хотя бы из страха не потерять окончательно все свою влияние в новых условиях и в новые времена.

В третьих, произошло существеннее размытие политического диктата центра за счет усиления баланса власти – передачи части властных полномочий Парламенту Казахстана.

Нурсултан Назарбаев понимает ,что его политическая карьера в качестве президента не может быть вечной. Но Нурсултан Назарбаев слишком сильная фигура, чтобы вообще уйти из большой политики. По-видимому, усиление политического веса Парламента является частью грандиозного плана Н.Назарбаева по сохранению политического контроля над страной в, так называемый , «пост-назарбаевский» период. Перестав быть Президентом, Н.Назарбаев не перестанет быть лидером партии «Нур-Отан» - крупнейшей партии в Казахстана и партии, которая полностью контролирует законодательную власть в государстве. Смещение политического веса в сторону парламентаризма, позволит Н.Назарбаеву еще достаточно долго оставаться не только неформальным, но и все также формальным лидеров в Казахстане. Только уже не через систему института президентства ,а через институт парламентаризма.

Таким образом, с назначением Кайрата Келимбетова Администрация Президента объективно трансформируется из «Центра политического диктата над экономикой» в «Центр эффективного руководства социально-экономическими преобразованиями». На смену политическим интригам пришло эффективное управление и экономические интересы.

Как уже упоминалось многие структуры в системе АП сокращены. Это касается, в первую очередь, такие подразделения, которые ранее выполняли функции политического надзора или выступали своего рода организационным и информационным посредником между АП и другими политическими и общественными институтами Казахстана.

В таблице дан список ликвидированных подразделений и новых подразделений, полученных за счет объединения или реорганизации прежних:

Новые подразделения
Центр стратегических разработок и анализа
Отдел внутренней политики
Отдел социально-экономического мониторинга
Государственно-правовой отдел
Отдел документационного обеспечения

Ликвидированные подразделения
Общий отдел
Отдел законодательства и правовой экспертизы
Отдел кадровой политики
Отдел по защите государственных секретов и информатизации
Отдел социально-экономического анализа
Отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности
Секретариат Ассамблеи народа Казахстана
Секретариат Государственного секретаря
Секретариат Руководителя Администрации
Ситуационный центр
Социально-политический отдел
Специальный представитель Президента на космодроме "Байконур"
Секретариат Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан

Какой собственно вывод можно сделать из сопоставления?

Прежде всего, следующий: Администрация Президента снимает с себя часть надзорных и координирующих политических функций. Такие структуры как Ассамблея народов Казахстана, Национальная комиссия по делам семьи и космодром «Байконур» получают большую долю самостоятельности в принятии решений и не привязаны к .АП так жестко как это было раньше. Так что взаимоотношения между АП и многими республиканскими структурами будут носить рекомендательный или совещательный характер, а не директивный как раньше. Или скажем нет необходимости в отделе государственных секретов или информатизации, поскольку нет необходимости дублировать работу КНБ и АИС, которые становятся также более самостоятельными структурами в вопросах госсекретов и информатизации. И так далее..

Таким образом, АП самоограничивает свою роль как тотального органа политического контроля над всем происходящим в Казахстане. И больше становится центром стратегического и социально-экономического развития Казахстана.

Как говорится, «лес рубят, щепки летят». Уходы и передислокации высших государственных чиновников не могли и не могут не отразиться на судьбах управленцев и руководителей среднего звена.

Кадровые изменения в Администрации Президента ,скорее всего продолжается, коснутся наверно очень многих руководителей среднего административного звена. Вполне возможно, что буду проведены и кадровые перестановки в системе заместителей Руководителя администрации Президента. Кайрат Келимбетов – человек совершенно новый в Администрации и неизвестно как сложатся его отношения со многими подчиненными. И особенно с теми, кто должен будет неукоснительно и четко выполнять его поручения.

Поскольку Администрации Президента, согласно нового Указа от 11 февраля, дано поручение «…обеспечить проведение административной реформы в правоохранительных органах и организациях, подотчетных Президенту страны» кадровыми перемещениями в АП дело не ограничится.

Судя по хмурому виду многих руководителей силовых структур на последнем «разборе полетов» с участием Президента, их скоро «уйдут». После печально известной коллегии град отставок не произошел, но, скорее всего, кадровые перестановки в силовом блоке произойдут достаточно скоро. Вполне возможно, что сразу после российских президентских выборов 2 марта, до которых осталось совсем мало времени.

Пока молодость в лице Кайрата Келимбетова в Администрации Президента, что называется, побеждает. Но видимо в самой Администрации Президента разгорается нешуточная борьба за влияние на Президента и за кадровые вопросы в государстве.

Многие ключевые политические фигуры и союзы в АП, оставшиеся до сего дня, приложат немало усилий к тому ,чтобы отстоять свои позиции в АП и кое в чем постараться «урезать» первоначальные «прорывные» предложения К.Келимбетова по реформированию Администрации Президента и системы государственного управления в Казахстане.

В следующий раз мы постараемся как можно более подробнее рассмотреть где-то фактические, а где-то и гипотетические взаимоотношения между Кайратом Келимбетовым и другими ключевыми фигурами не только в АП, но и во все системе государственной власти.

СПА – служба политического анализа

Продолжение следует…

http://www.spik.kz/
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь