Запрет на ввоз старых автомобилей со временем может привести к повышению аварийности на дорогах

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 16 Февраля 2008 в 15:41:31
В январе министр индустрии и торговли Казахстана Галым Оразбаков предложил правительству рассмотреть возможность ограничения ввоза в страну автомобилей иностранного производства старше 7 лет.

На этой неделе тема получила свое развитие уже в словах акима Алматы Имангали Тасмагамбетова. В своем отчетном выступлении перед населением 12 февраля руководитель городской администрации посоветовал правительству ввести эту норму с 2010 года, чтобы население смогло подготовиться к ограничительным мерам.
– Необходимы ограничения на ввоз автомобилей со сроком эксплуатации более 7 лет за счет увеличения ввозных пошлин. Посудите сами: из 504 тысяч единиц автотранспорта у 387 тысяч, или 77 процентов всего автопарка, срок эксплуатации более 7 лет. Это означает, что львиную долю вредных выбросов в атмосферу дают именно они. Для нас важно законодательное решение, – полагает аким Алматы.
Если правительство, бросив пробный камень в виде заявления Галыма Оразбакова, хотело посмотреть на отклики снизу, то реакция алматинских властей должна устроить кабинет министров. Здесь чиновники с радостью поддержат подобную инициативу. Конечно, заторы на дорогах южной столицы стали уже притчей во языцех. И ни акимат, ни дорожная полиция с ними ничего не могут сделать. Причем автопробки постепенно становятся проблемой не только мегаполисов. Подобные затруднения начинают испытывать на себе и Тараз, и Шымкент, и даже маленький Талдыкорган. Естественно, когда в советское время проектировалась транспортная инфраструктура большинства городов, никто не мог и предположить, что в какой-то момент на каждую тысячу горожан будет приходиться не 20–40 автомобилей, а в несколько раз больше.
Таким образом, сейчас мы столкнулись с тем, что главным загрязнителем воздуха большинства городов, где нет крупных промышленных объектов (а таких в РК большинство), является автомобильный транспорт, выбросы которого составляют преобладающую часть от общего количества вредных веществ в атмосфере. В Алматы, например, почти 90 процентов. Таким образом, во многих городах выхлопные газы являются прямой и чуть ли не единственной причиной возникновения широкого диапазона заболеваний – от астмы до рака.
Но может ли существенно повлиять на улучшение экологической обстановки в наших населенных пунктах запрет на ввоз машин старше 7 лет? 29 декабря 2007 года правительство подписало постановление № 1372 «Об утверждении Технического регламента о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан». В этом постановлении содержатся интересные данные (см. таблицу), из которых следует, что небольшой срок эксплуатации автомашины еще не является панацеей от экологических проблем. Например, если европейские и американские автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями даже в 10–12-летнем возрасте соответствуют требованиям стандартов Евро-2, то российские, узбекские, китайские и так далее, уже после одного-двух лет эксплуатации начинают дымить не по-детски. Недалеко от них ушли и корейские машины. Они вылетают из требований Евро-2 после семи лет. Из чего можно предположить, что «семилетка», а не пяти- или шестилетка сильно понравилась корейским производителям. Но это отклонение от темы. Так что на оздоровление экологической ситуации рассчитывать нам вряд ли придется.
Ограничительные меры, скорее всего, приведут лишь к незначительному снижению автопотока на улицах города. И только незначительному. Поскольку то, что уже ввезено, никуда не денется с наших дорог, пока не будет похоронено на свалках.
А вообще, если посмотреть на опыт России, где уже введены повышенные пошлины на подержанные автомобили, первое, что вспоминается, так это волна упреков в адрес правительства в лоббировании интересов АвтоВАЗа. Но в результате все остались при своих. Любители «ВАЗовой комплектации», скорее всего, вынужденные, так как в этой ценовой категории больше-то и нет никаких предложений, продолжают любить отечественный автопром. Правда, по данным РБК, в РФ настоящих «автопатриотов» насчитывается всего около 13 процентов. Те, кто в принципе не собирался пересаживаться на «Жигули», и не сделал этого, даже из-за того, что подержанные иномарки подорожали. Напомним, РФ не запрещала ввоз, а лишь подняла пошлины на авто-«секонд хенд».
Но даже при этом подобные регулирующие меры подстегнули весь рынок новых автомобилей к развитию. Резко возрос импорт новых иномарок. А сегодня мы уже наблюдаем в России бум развития автосборочных предприятий. Причем АвтоВАЗ сохранил свои объемы. Скорее всего, если будет реализована инициатива относительно запрета ввоза слишком подержанных автомобилей, то для Казахстана эта мера также спровоцирует рост продаж новых иномарок. Конечно, не самых дорогих. В пределах ценовой категории от 10 до 20 тысяч долларов. Здесь выбор, конечно, не большой, но он все-таки есть.
Между тем ограничение ввоза подержанных автомобилей происходит рано или поздно во всех странах. Достаточно посмотреть хотя бы на наших соседей. В Китае их ввоз просто запрещен, хотя китайцы не богаче нас. В Российской Федерации с секонд хендом борются пошлинами, что создает непреодолимый барьер для их ввоза. В Узбекистане рынок для старья закрыт, так как там защищают свой автопром. Подобные меры введены и в Украине.
А мы тем временем превратились в свалку для секонд хенда, потому что в Европе «уставшие» автомобили, согласно государственным программам, в принудительном порядке выводятся из эксплуатации. После чего дожидаются серых автодилеров из тех стран, где нет ограничительных барьеров.
К таким странам, как это не прискорбно, кроме Казахстана относятся лишь государства Африки, некоторые ближневосточные страны и Таджикистан. Но Таджикистан малоинтересен дилерам, потому что там низкая покупательская способность населения. Вот и получается, что Казахстан даже при нашем уровне жизни – самая притягательная страна для сбыта подержанных машин.
С точки зрения обывателя, ограничение по возрасту на ввоз иномарок, большинству из нас абсолютно «по барабану». В страну ввезено уже столько «шрота», что у тех, кто не имеет сейчас возможности покупать ничего иного, кроме поддержанных машин, выбора хватит еще на несколько лет. Тем более, что в последнее время большинство автолюбителей понимает всю несостоятельность утверждений по поводу технического превосходства «свежепригнанных» машин над эксплуатируемыми здесь год и больше. Все «путнее» мы давно уже вывезли из Европы. А то, что завозится в последние годы, лишь прошло предпродажную подготовку в отношении лакокрасочного покрытия.
Но есть категория граждан – серые автодилеры, для которых данное ограничение будет означать сворачивание бизнеса. Крупные, конечно, переключатся на «свежие» машины, но предприниматели средней руки, скорее всего, пострадают. Поэтому, если правительство все же перейдет от слов к делу, хотелось бы, чтобы чиновники позаботились и об этих людях, они ж нам не чужие. Хотя на это надежда слабая.
Между тем наши официальные автодилеры сейчас делают прогнозы по поводу того, что на сворачивание бизнеса «автовозов-частников» в большей степени повлияют не ограничительные меры, а общая тенденция, ведущая к спаду потребительской активности, которая еще год-два назад охватила сегмент подержанных автомобилей. Люди попросту перестали покупать подержанные автомобили с прежним энтузиазмом. Предложение на авторынках и складах СВХ многократно превышает спрос. То есть продавцов больше, чем покупателей.
И это похоже на правду, во всяком случае в Алматы склады СВХ до сих пор забиты праворульными иномарками, хотя со времени начала действия запрета на их ввоз уже прошло больше года.
Но есть у этой медали еще и другая сторона. Как известно, на аварийность на дорогах возраст машин также оказывает влияние. Старый ненадежный автомобиль гораздо чаще создает непредвиденную ситуацию в процессе эксплуатации. Таким образом, запрет на ввоз «старушек» в какой-то момент благополучно отразится на статистике дорожных происшествий. Но не надолго. Так как без улучшения качества жизни населения большая часть казахстанцев со временем будет пересаживаться не на новые иномарки, а еще на более «взрослые», уже находящиеся в стране.

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Что даст Казахстану введение ограничений на ввоз автомобилей старше семи лет?

Григорий КРЕМЕНЕЦКИЙ, заместитель председателя Независимого автомобильного союза:

Мы находимся в едином географическом пространстве с Россией, а там «семилетка» действует уже давно. В принципе, и мы к этому уже готовы. Но раз уж мы планируем сказать «А», то должно быть и «Б», то есть обеспечение беспошлинного ввоза новых авто, что в значительной мере удешевит их конечную стоимость для потребителей. Что даст «семилетка» Казахстану? В страну перестанут завозить старые машины, которых у нас сегодня более 80 процентов. Разумеется, с введением ограничений на ввоз авто старше 7 лет ни в коем случае нельзя запрещать эксплуатацию таких уже ввезенных машин. А если мы хотим, чтобы обновление парка машин положительно отразилось на экологии, нужно начать выпуск качественного топлива, ведь в противном случае даже совершенно новый автомобиль через малый промежуток времени станет вредным для экологии.

Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, председатель экосоюза «Табигат»:

Да ничего такого особенного не даст. Например, на экологическое положение крупных городов введение «семилетки» вряд ли сильно повлияет, поскольку задымленность создают не отдельно взятые машины, а их общее количество, явно превышающее возможности мегаполисов. Конечно, если на каждую машину поставить катализатор и следить за его функционированием, то в определенной степени можно сбить экологическое напряжение, но такой вариант вряд ли возможен – водители неодинаковы. Нам нужно добиться безупречной работы общественного транспорта, чтобы люди видели смысл отказа от личного автомобиля хотя бы ради экономии. Сегодня машина – не роскошь, а средство передвижения, и эта аксиома стала актуальной тогда, когда многие люди окончательно устали от давок в автобусах и стали немного богаче.

Казбек ТУЛЕБАЕВ, директор НЦПФЗОЖ:

Конечно, от введения «семилетки» будет масса пользы. Во-первых, такие машины, в отличие от своих более старших собратьев, не только экологически чище, но и гораздо лучше по техническому состоянию, что напрямую влияет на количество ДТП. Через введение подобных ограничений в отношении подержанного транспорта прошли многие страны. Казахстан тоже вплотную к этому приблизился. Когда средняя цена не самой новой машины составляет несколько тысяч долларов, у многих семей появляется возможность обеспечить собственным транспортом каждого члена семьи. Поэтому мы часто видим, как водитель везет куда-то сам себя. Именно по этой причине города переполнены транспортом и задыхаются от смога и пробок.

А как считаете вы?
Литер
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 16.02.2008 в 17:20:44   # 1546
Да при чём здесь экология?. "Богатенькие Буратино" защищают свои интересы Всякая мелочь понимаешь шлындает под колёсами, затрудняет им разгон. Им нужно больше жизненного пространства не только в особняках, но и на дорогах.
  Гость 16.02.2008 в 22:05:56   # 1547
Гость
16.02.2008 17:20:44
ЖЖошь!

А может быть я мустанг хочу с Америки пригнать шестидесятых годов
  Гость 18.07.2008 в 18:50:22   # 4249

Бля я в ШОКЕ нах на вас всех
  Гость 07.11.2008 в 12:29:44   # 5861
da, opiaat' prostoi narod na gorshok hotiat posodit'!!!
odna radast' hot po4ti kajdyi mojet sebe avto pozvolit'!
teper' i etogo ne budet - tol'ko u karmany tolstye vse dlya nih!
KZ jasasyn!!!!
  Гость 02.12.2008 в 00:28:31   # 6683
наверху одни козлы с жиру бесятся лучше решали бы проблемы кризиса и безроботицы
  Гость 11.12.2008 в 11:01:03   # 7000
Если хотят ввести семилетку, то пусть отменят запрет на ввоз праворульных авто, так сказать чтобы народ мог покупать альтернативные недорогие праворульные машинки. а то что говорят про неудобство и опасность праворулек - полная фигня два года эксплуатирую праворульное авто, никогда не испытывал затруднений по этому поводу, хотя у меня минивен, и сестра его частенько эксплуатирует причем не только по городу... просто аккуратно и грамотно водить надо...а то купят пацану твинтурбовый субарик, после того как права купили, а потом хают праворульки...

Вводите семилетку, но отмените запрет на ввоз праворульных авто!!! имхо
  Покупатель 06.01.2009 в 11:37:28   # 7828
Так чего в конце концов у нас решили? Вводят или нет, а то один базар везде. Если не вводят, то в чем проблема? А если вводят то когда? Что то я не верю, что агашкам не по хрену все эти жалобы. Есть там свои разногласия наверняка. Покупать и пригонять щас или отложить до конца 2009? На жигулях уже поездил. Больше не хочу. Даже трамвай комфортнее.
  Гость 06.01.2009 в 11:42:30   # 7829
В трамвае подогрев сидений есть
  Гость 27.04.2009 в 19:48:16   # 13989
Какой может быть запрет??? Уменьшится у всех работа .у автомехаников.костоправщиков .да у всех!!!!!!
Ну не дают пожить спокойно.кризис только усугубляют!
Я В ШОКЕ ОТ НАШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.
Кто за ввод семилетки так это у кого бабла немерено.
Дороги делайте если вам на ваших крузаках место маловато!!!БЛИН!
  Гость 21.05.2009 в 22:32:38   # 15164
у кого бабла не меряно тот для себя и законы пишит. Я за япошки правые лучших машин невстречал. Присоединяюсь к выше написаному
  Гость 28.05.2009 в 10:47:38   # 15525
да че тут базлать всеровно введут эту х+йню бабосы чтоб срубить
не чего своего не могут придумать только копируют с россий как дешевый китайский ксерокс
  Гость 31.05.2009 в 06:48:19   # 15780
............. Пусть лучше с ксероксом посоревнуются!!!!)))))
Правительство как было тупое и некомпетентное, так оно ими и осталось!
Лучше бы марафет в рядах чиновников навели и разобрались бы с общим положением в стране, оно как понимаете не из лучших в мире!
  Гость 18.06.2009 в 14:50:06   # 16827
Надо все наше правительство посадить на вазики-тазики и пусть ездиют, и хвалят после этого, правительство - это слуги народа, а у нас правительство зажралось!!! и не знают куда уже девать свою тупость!!!
  Гость 30.06.2009 в 16:37:20   # 17479
смотрите какие мы молодцы тут законы выдумываем отчет надо ведь какой-то. а что остальные? Ты о себе думай!
  Йа 28.05.2010 в 14:31:39   # 45420
Блин пусть маршрутные автобусы свежие купят "А"
  Гость 31.05.2010 в 16:22:29   # 45732
гандоны!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  Гость 08.09.2010 в 13:53:46   # 59682
Вам на танках ездить уроды
  Гость 22.09.2010 в 11:40:31   # 63081
хочу приобрести тоуоту сороллу или хонду аккорд за 3500$ , если есть дайте знать. заранее спасибо
  Гость 09.10.2010 в 23:53:33   # 67541
Мля,народ Вы правы карман действительно греется Астаны, сто пудов с Тольятти отчехлили за 7-ку интересно сколько ? Навязывают свои Нивы,да жиги,аж в дрож берет как представлю, что я вместо лупаря буду ехать на супер уазике-зимой с запотевшими стеклами как когда то на стареньком Москвиче. ЕБОНЬКО ИЗ АСТАНЫ, СВОЮ НЕФТЕБАЗУ ЛУШЕ ПОСТРОЙТЕ АТО КАК ГОЛОДРАНЦИ НА ЧУЖЕМ БЕНЗИНЕ ЕЗДИМ 4го СОРТА !!!!! P.s Питриот
  Гость 03.11.2010 в 23:02:05   # 73721
Не хааааччччуууу Жигули!!!!
  Гость 04.11.2010 в 02:20:27   # 73760
  Гость 27.11.2010 в 17:59:48   # 83754
всему есть предел и терпение народа не исключение
  Гость 08.02.2011 в 17:57:35   # 102168
В тазиках с новья безопасность не какая
и не в один евро не лезет, запретить нужно сначало ВАЗы
  Гость 18.02.2011 в 13:22:04   # 105882
  Гость 18.02.2011 в 13:22:47   # 105883
и што семилетку вели или нет
  Гость 18.02.2011 в 13:23:36   # 105886
хочу камри пригнать 2003
  КАБА 08.06.2011 в 20:17:35   # 127604
ебал всех вас в рот! КОТАКБАСЫ!
  патриот 25.06.2011 в 13:32:01   # 130660
Сначала зарплату повысьте, ебланы, чтоб народ мог позволить себе автомобили младше семи лет, на ВАЗовском ведре с болтами ездить не хочется
  Эрик Картман 25.06.2011 в 13:52:54   # 130666
Казбек ТУЛЕБАЕВ, директор НЦПФЗОЖ: конченный пидарюга, оказывается основная причина загрязнения экологий - это наличие 2-3 авто на семью? да вы гондоны качество бензина улучште,экологи сранные ... я лучше пешком буду ходить чем на ВАЗовских гробовозках кататься,или на коня пересяду...точно на коня, трава в год на 20 % не дорожает - не то что "моча" - Ай-92....
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь