Казахское ханство основал Орыс-хан?
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
N@VIGATOR 13 Марта 2012 в 11:31:09
Согласно официальной точке зрения, Казахское ханство появилось в 1465 году. Тогда мятежные султаны Джанибек и Керей отделились от государства кочевых узбеков, которым правил шайбанид Абулхаир-хан. Но, по мнению Радика Темиргалиева, все было наоборот. Джанибек и Керей осуществили государственный переворот и рес-таврировали в степи власть потомков Джучи. А бежать из степи пришлось как раз таки шайбаниду.
– Абулхаир-хан не имел прав на ханский престол в Белой Орде, – говорит Радик Темиргалиев. – Во-первых, у него в роду не было ханов. Он был узурпатором, который убил потомка Орыс-хана – Барак-хана, чтобы захватить власть. Позже Джанибек и Керей собрали силы и изгнали шайбанида. А уже потомки Абулхаир-хана, которые воцарились в Средней Азии, представили в летописях все так, как будто казахские султаны были сепаратистами. И официальная казахстанская наука поддерживает эту точку зрения.
Казахское ханство, по словам ученого, начало зарождаться, когда Чингисхан пожаловал территорию нынешнего Казахстана сыну Джучи – Орда Ежену. Впоследствии власть перешла к его потомку Орыс-хану. Именно во времена его правления в 1368 году произошло полное отделение Белой орды от Золотой.
– Династийную историю казахских ханов начали вести от потомков Орыс-хана Джанибека и Керея после книги российского историка Вениамина Зернова "О касимовских царях и царевичах", написанной еще в ХIХ веке, – рассказывает Радик Темиргалиев. – Однако на самом деле ее надо вести от Орыс-хана. Об этом говорили такие историки, как Дарс Шлейгер, мать Ораза Джандосова Клавдия Пичугина и Вениамин Юдин.
Есть у Радика Темиргалиева и своя теория происхождения термина "казах". По словам ученого, это то же самое, что и "мятежник".
– Летописец Кадыргали Жалаири в начале ХVII века не упоминает термина "казах", – говорит Темиргалиев. – Этноним считался в то время оскорбительным. И лишь после джунгарского нашествия этноним "казах" окончательно укрепился как обозначение нашего народа. Основателем же Ак Орды летописец Жалаири называет Орыс-хана. Именно его нужно считать основателем Казахского ханства. Настоящее имя этого человека – Мухаммед. А прозвище Орыс (в переводе с казахского языка "русский") он получил за светлые волосы и голубые глаза.

http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=65211
Комментарии, по рейтингу, по дате
  332-712 13.03.2012 в 12:11:13   # 184328
Quote:
Дарс Шлейгер

??? пишется как Darth? тогда все понятно...
  Гость 13.03.2012 в 12:20:19   # 184335
ну эту историю я слышал от аксакалов своего аула еще 20 лет назад. так что ничего нового нет.да и не зря НАН назвал свою резиденцию "АК-Орда".
  газета"Правда" 13.03.2012 в 13:44:59   # 184356
и тут орысы постарались. Как быть то теперь...
  Nuraly 13.03.2012 в 13:47:43   # 184357
полная чушь
  Гость 13.03.2012 в 14:16:27   # 184364


  Гость 13.03.2012 в 18:08:07   # 184409
Х..ной страдать не устали наши историки !
  toliktommy 13.03.2012 в 19:16:32   # 184437
вся история нашей страны до сих пор как в тумане. какие могут быть доказательства? народ кочевой, писать умели единицы. история основана на сказках и легендах. нет даже доказательств точных, был ли этот хан во главе, или тот.
  Гость 13.03.2012 в 19:32:04   # 184442
toliktommy
ну то что писать не умели это как раз самая распространённая сказка
  Гость 13.03.2012 в 20:16:51   # 184453
Quote:
А прозвище Орыс (в переводе с казахского языка "русский") он получил за светлые волосы и голубые глаза.

Потому что, он был настоящим русским и звали его Иван Грозный
  Контрагент 13.03.2012 в 20:27:46   # 184459
А его сын Барак-хан - прапрапрапрадедушка нынешнего президента США.
  Вася Пупкин 13.03.2012 в 20:32:18   # 184461
Контрагент жжЁшь)))))
  Гость 13.03.2012 в 20:47:05   # 184465
toliktommy
об истории руси вопросов не меньше, если не больше.
например углеродный анализ показал, что примерно две трети повести временных лет нестора было написано примерно в 17веке. а слово о полку игореве имеет более десятка переводов.
странно, понятно, было бы если на иностранные языки, так нет же с русского на русский. парадокс, да?
  Гость 13.03.2012 в 20:49:23   # 184466
Контрагент ага джорж буш грузин
  Яша 13.03.2012 в 22:38:20   # 184496
Quote:
Гость 13.03.2012 в 19:32:04 #184442

toliktommy не сказал что не умели писать, он сказал что единицы писали. А то что письменность была - это факт. вот доказательство раскопок из моей археологической практики в 15км от города Арысь - городище культбе 2009.г



Профессор А.Н Подушкин




а это кангюйская письменность(найдена до нас там же)
  Гость 13.03.2012 в 23:17:34   # 184503
Яша 13.03.2012 в 22:38:20 #184496
спасибо за фотки
если можно поподробнее, было бы неплохо...

а насчёт toliktommy согласен,
но всё-таки было так:
народ кочевой, писать умели единицы. история основана на сказках и легендах. нет даже доказательств точных, был ли этот хан во главе

то есть дипломатическая переписка, плюс сведения других государств имевшими политические экономические и культурные связи не имеют значения.
ну и сведения путешевственников, торговцев...
  Гость 13.03.2012 в 23:48:34   # 184507
История казахов начинается с советской власти, а до этого были племена, если казахской истории столько веков, почему на генном уровне не сформировалась культура поведения как у итальянцев, например....
  Гость 13.03.2012 в 23:59:41   # 184508
Гость 13.03.2012 в 23:48:34 #184507

надеюсь ваше культурное развитие когда-нибудь сформируется, и вы будете с большим великодушиев смотреть на "дикие племена" будь то казахи или аборигены океании
  pahan 14.03.2012 в 00:44:28   # 184516
только никто почему то не говорит что государственные границы Казахстану дал Ленин!!!а до него небыло границ у Казахстана
  Гость 14.03.2012 в 01:13:44   # 184519
pahan
блд исорики хевы, где вы знания черпаете? мудачьё!
  Гость 14.03.2012 в 01:58:34   # 184525
Quote:
История казахов начинается с советской власти, а до этого были племена

Все правильно сказал, пришла всеобщая грамотность, города заводы промышленность, культура и развитие!
  ТЭЦ-3 14.03.2012 в 08:13:52   # 184531
#184507 Далбайоб,иди на исторический форум,желчь сливать.Судя по твоему поведению,в твоих генах культура пластами залегает.
  Гость 14.03.2012 в 09:46:43   # 184548
Кыпчакские письмена (тайны истории) О.Жанайдаров:
09:31 30.10.2011
Кыпчакские письмена
Выдающийся вклад в отечественную историю и культуру сделал доктор филологических наук Александр Гаркавец, одну за другой издавший несколько книг из письменного наследия кыпчаков. Первая, "Армяно-кыпчакский псалтырь", датируемая ХVI веком (автор ее - дьякон Лусиг из Львова) вышла в 2001-м, после чего на свет появились три тома из серии "Кыпчакское письменное наследие" (каталог и тексты памятников армянским письмом). Четвертым томом стал "Кыпчакский словарь" (по армянописьменным памятникам ХVI - ХVII веков).

Объем каждой книги огромен, от 92 до 110 печатных авторских листов, это более 1200 страниц текста большого формата. В издание вошли 110 уникальных кыпчакских письменных памятников, иначе, армяно-половецких рукописей. Сами тексты легко узнаются людьми, знающими хотя бы один из тюркских языков - это кыпчакский язык, который все равно что чагатайский, который все равно что казахский… Ранее А.Гаркавцом была дважды издана антология "Великая степь в античных и византийских источниках".

Более тридцати лет занимается Александр Николаевич исследованиями кыпчакской письменности, практически всю свою научную жизнь он посвятил изучению и подготовке к изданию средневековых кыпчакских книг, до сего дня хранящихся в армянских монастырях, в музеях Украины, Польши, Англии, Австрии, Италии, Голландии, Румынии, России, Франции.

Чтобы быть точными и чтобы читателям было понятно, о чем речь, дадим определение кыпчакскому языку как таковому. Оно взято из "Словаря по языко¬знанию" (Алматы, "Гылым", 1998 год, стр. 175): "Кыпчакские языки - группа языков, выделяемая в западно-хунн¬ской ветви тюркских языков, делится на три группы: кыпчакско-булгарскую, в которую входят татарский, башкирский языки; кыпчакско-половецкую (караимский, карачаево-балкарский; кыпчакско-ногайскую, в которую входят казахский, ногайский и другие языки".

В связи с тем, что народы северо-западной кыпчакской группы, говорившие на тюрк¬ских языках, вели кочевой образ жизни, было очень сложно классифицировать эти языки. В ХI веке племена кыпчаков постепенно переселились с территории южного и западного Казахстана в Поволжье, Кавказ и на Черное море. Русскому народу они были известны как половцы, печенеги, ордынцы...

На Кавказ кыпчаки пришли еще в ХII веке. Грузин¬ский царь Давид IХ Строитель, боровшийся за объединение феодальной разрозненной Грузии и отбивавшийся от сельджукских турков, используя свои родственные связи, пригласил к себе на службу в войско одно из племен половцев-кыпчаков во главе с верховным вождем Атраком, сыном хана Шарагана, известного из русских летописей под именем Шаруканя. Жена Давида - Гурандухт (принцесса Турандот) была дочерью Атрака. С кыпчаками враждовали осетины, но Давиду удалось договориться с ними, и они беспрепятственно пропустили через Осетию 40 000 отборных кыпчакских воинов, не считая 5000 всадников, составлявших личную охрану грузинского царя. С помощью кыпчаков Давид сломил сопротивление грузинской знати, объединил Грузию в одну страну и отбил нашествие сельджукских султанов. ("Очерки истории СССР, том 2, Москва, 1953 г. стр. 565.). Так что своей независимостью в какой-то период Грузия была обязана военной помощи кыпчаков.

Почти через сто лет на Кавказе кыпчаки и осетины (черкесы) пытались противостоять монголам, но, побежденные ими, отступили, уходя все дальше на запад. Монгольское нашествие, как мы знаем, завершилось образованием огромного государства под названием Золотая Орда. Еще при жизни Чингисхан разделил завоеванные страны между своими сыновьями. Поскольку самих монголов на покоренных ими территориях было крайне мало, они согласились с тем, чтобы тюркские военачальники и старейшины управляли своими городами, улусами-землями и т.п.

Еще до вторжения полчищ Чингисхана на обширной территории между Алтаем и Едилем (Волгой) шли интеграционные процессы, связанные с объединением родственных тюркских племен. Процесс этот когда-нибудь должен был привести к образованию единого народа, в данном случае - казах¬ского.

В те далекие времена в роли объединителя выступило племя кыпчак, которому удалось создать государственное образование под своим именем - кыпчакская конфедерация. В ХI веке кочевые племена кыпчаков перешли Едиль, двинулись на запад и к ХII веку распространили свое влияние до Днепра. Начиная с этого времени и по ХVI век обширное пространство от Иртыша до Днепра упоминается в западных и восточных исторических источниках (английских, французских, итальянских, арабских и персид¬ских) как Дешт-и-Кыпчак, Кыпчакская степь.

На покоренной монголами земле начался естественный процесс ассимиляции завоевателей, отюречивание монголов в коренной массе. Об этом хорошо и доступно сказано в трудах арабского историка ХIV века аль-Омари. Он писал: "В древности это государство было страной кыпчаков, но когда ими завладели монголы, то кипчаки сделались их подданны
  Гость 14.03.2012 в 09:48:51   # 184549
На покоренной монголами земле начался естественный процесс ассимиляции завоевателей, отюречивание монголов в коренной массе. Об этом хорошо и доступно сказано в трудах арабского историка ХIV века аль-Омари. Он писал: "В древности это государство было страной кыпчаков, но когда ими завладели монголы, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монголов), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного с ними рода..."

Кыпчаки-воины количественно преобладали в монгольских туменах. Можно даже сказать, что они были основной военной силой монголов в западных походах. Но всякие войны когда-нибудь заканчиваются, приходит время мира, и природа пытается восстановить нарушенное равновесие… Во многих улусах монголы ограничились тем, что вся их многонациональная и многоязычная империя управлялась наместниками. Но поскольку на завоеванных землях основную массу в монгольских армиях и городских гарнизонах составляли кыпчакские воины, то соответственно была высока их роль в общественной жизни в регионах, в том числе и на Кавказе и в близких к нему областях.

В ХIV столетии, во времена монгольской Золотой Орды, в Галицко-Подольской Украине появились тюркоязычные армян¬ские колонии. Где-то в 1475 году армяне массово покинули Феодосию в Крыму и переселились к своим единоверцам на украинскую Подолию (центр - Каменец) и в Галицию (центр - Львов). "В настоящее время эти армянские колонисты уже перестали быть тюркоязычными, они говорят теперь так, как и все иное местное население - по-украински, по-русски, по-польски. Но как именно говорили они раньше, об этом нам выразительно свидетельствуют их немалочисленные документы ХVI и ХVII веков, которые написаны языком тюркским, а буквами армянскими". (А.Гаркавец, "Загадочные украинские армяне, которые говорили, писали и молились по-кыпчакски и 400 лет тому назад напечатали первую в мире кыпчакскую книгу", "Из истории кыпчако¬язычных армян", "Армяно-кыпчакский псалтырь", стр. 585-586.).

До сих пор наиболее известным памятником кыпчакского письма был "Кодекс куманикус" ХIII века, хранящийся в Венеции, в церкви Святого Марка. Говорят, что этот словарь на пяти языках с множеством древних тюрк¬ских загадок держал в руках и изучал сам великий поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка!..

Многие армяне, будучи вынуждены покинуть Армению, долгое время жили в соседстве с кыпчаками на Дону, в Крыму и Бессарабии, где они усвоили их язык и откуда переселились на Украину. И еще раньше в Армении они тоже тесно общались с кыпчаками.

В памятниках армяно-кыпчакского языка сам язык обозначается его носителями трояко: более старым термином "хыпчах тiлi" - кыпчак¬ский язык, язык кыпчаков", притяжательной конструкцией "бiзiм (биздин) тiлi" - "наш язык" и более поздним сравнительным терминологическим сочетанием, которое получило распространение благодаря переводчикам, знакомым с татарским языком Крыма - "татарча" - по-татарски.

Сам А.Гаркавец определяет армяно-кыпчакский язык как один из кыпчакско-половецких языков крым¬ского ареала. Утверждается, что "армяно-кыпчакский язык близок к куманскому языку, кыпчакским урумским (греко-тюркский говор - есть, оказывается, и такой язык - О.Ж.) говорам и горным говорам крымского-татарского языка. Потому в основной части научного определения данный язык обозначается именно как кыпчакский" ("Кыпчакское письменное наследие", стр. 12).

Приоритет в исследовании кыпчакской письменности принадлежит Агатангелу Крымскому, академику, филологу-востоковеду первой половины прошлого века. Он начал изучать кыпчакское письмо еще в 1894 году, когда его, молодого ученого, пригласили исследовать странные тексты, составленные армянами г. Каменец-Подольский в ХVI -ХVII веках армянским письмом на непонятном для армян языке. Этот непонятный язык оказался тюркским и, как мы сейчас знаем, кыпчакским. В архиве Каменец-Подольского суда хранились 32 книги - преимущественно протоколы армянского суда, но были среди них и религиозные тексты, летописи и другая литература.

По определению А.Гаркавца, в армяно-кипчакское письменное наследие входит следующая группа литературы: исторические хроники, правовые кодексы и актовые документы, филологические труды, культовая (религиозная) литература, естественнонаучные сочинения, светская художественная литература.

Как известно, кыпчаки веровали в бога Неба - Тенгри. И в текстах армяно-кыпчакского письма заметны дохристианские и доисламские, то есть тенгрианские, древние атрибуты, выглядящие архаизмами.

Особо надо сказать о первой кыпчакской книге - "Молитвеннике", опубликованном в 1618 году во Львове. Составил ее и издал священник отец Ованес Кармаданец. В настоящее время один из экземпляров первой печатной книги на кыпчакском языке хранится в Нидерландах, в библиотеке Лейден¬ского университета.

Таким образом, письменные памятники на армяно
  Гость 14.03.2012 в 09:49:27   # 184550
В-третьих, возникают новые идеи в исследовании феномена "Кочевой цивилизации", в вопросах религиоведения, заимствования народами культурных ценностей, взаимопроникновения культур разных народов, их влияния друг на друга и т.п.

В-четвертых, сам факт выхода книги-каталога "Кыпчакское письменное наследие" вселяет в нас великий оптимизм относительно преодолимости всяческих трудностей, поскольку книга эта объединяет народы, а не разъединяет их!

Еще одной книгой, продолжающей серию кыпчак¬ских книг, является "Караимский молитвенник", тщательно переведенный и изданный А.Гаркавцом в г. Нальчике (2008). Караимы - один из кавказских тюркских народов. Эта книжка является тюркологической редакцией караимского текста с учетом русских версий Танаха (Торы, Пророков и Писаний), Синодального и других переводов Библии и стихов Святого Письма. Переводы молитвенных стихов Библии с еврейского языка на караимский сверены с первоисточниками еврейского письма и печатаются параллельно с русскими текстами. В этой книге на развороте страниц слева - тюркский (караимский) тексты, справа - перевод на русский язык.

Автор настоящей статьи является исследователем древнетюркской мифологии (О.Жанайдаров, "Мифы древнего Казахстана", Алматы, 2006 г.). Так вот, я мучительно долго искал среди древних тюркских текстов хотя бы намек на молитвы о Тенгри - Боге Неба, нашел несколько молитв, перевел их на казахский и русский языки и издал. Но чтобы найти молитвенник, в котором на каждой странице был по нескольку раз назван Бог Неба Тенгри - это ли не удача!

Остается только удивляться настойчивости, трудолюбию, терпению, работоспособности и удачливости Александра Николаевича Гаркавца, который вот уже пятое десятилетие работает на благо науки и культуры независимого Казахстана. Как сказал один писатель-острослов о творчестве другого своего более трудолюбивого коллеги: "Я не то чтобы перевести, но и прочесть его книги не сумею…"

Огромная, гигантская работа проделана А.Гаркавцом, тысячи и тысячи страниц труднейшего для перевода письма, сотни и тысячи сносок, справок, исправлений. Сказано новое слово в науке, изданы десятки оригинальных и интереснейших книг. Остается только надеяться и ждать, что общественность обратит внимание на несомненные крупные заслуги ученого и вознаградит его за труды.

Орынбай Жанайдаров

27.10.2011
Источник - camonitor.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319952660

  Гость 14.03.2012 в 09:52:06   # 184551
Akskl [x]
Сам термин "уйгурский" в применении к языку населения Восточного Туркестана появился лишь после 1921 года....
________________

К вопросу образования наций в 20 веке.

Нация - общность индустриальной эпохи.

До индустриальной эпохи-капитализма наций не существовало.
Были народы, народности племена и роды.
Различались по месту проживания, языку, культуре и менталитету.

Существует два основных подхода к пониманию нации:
- политическая общность граждан определенного государства и
- этническая общность с единым языком и самосознанием.

Итак, термин "русские" в применении к населения России появился лишь после 1917 года, когда в Петербурге было объявлено о создании Российской федерации.
До этого, жители делились на "великороссов" и "малоросов" и "белорусы" и по наименованию городов, губерний и районов (мокали, украины, литвины и т.д.).

  Гость 14.03.2012 в 11:12:59   # 184604
http://altaica.narod.ru/Articles/Rassadin.htm

"...во временном отношении язык "Сокровенного сказания..." стоит гораздо ближе к языку древних и средневековых тюрков, чем современные монгольские языки."

Paul Ratchnevsky "Genghis Khan" and Morris Rossabi "Khubilai Khan" на www.amazon.com

Посмотрите cтраницу 4 (13-я строка сверху):
http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/stores/detail/-/books/0520067401/reader/7/104-0898549-0666340#reader-link

Пауль Ратчневски, с.2: (можно своими глазами посмотреть на эту и последующие страницы):

http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/stores/detail/-/books/0631189491/reader/8/104-0898549-0666340#reader-link

4 строка сверху:
"Хотя Найманская федерация включала и инородные элементы, (ссылка 2 - Ratchnevsky, "Zu einingen Problemen", p.131, n.1), Найманская правящая семья и верхние классы были Тюркского происхождения..."

4 строка снизу:
"...но он (Рашид ад-Дин - прим.А.) помещает их ("монголов" Чингиз хана - прим.А.) в одну подгруппу с Найманами, Уйгурами, Киргизами, Кипчаками и другими Тюркскими народами..."

страница 3 (тоже можно посмотреть своими глазами):
http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/stores/detail/-/books/0631189491/reader/9/104-0898549-0666340#reader-link

1-я строка сверху:
"Ту Джи в "Mengwuer shiji" (История монголов) принимает Тюркское происхождение Кераитов. Он прослеживает их происхождение к Тюрками Канглы и Гузам "чей рост они разделяют", и комментирует, что их язык был Ту-цзюе, т.е. Тюркский"

Далее там же, на той же странице 3 пишется о том, что имена и титулы Кереитов были Тюркскими:

про Кублай хана:
Morris Rossabi "Khubilai Khan - His Life and Times" - University of California Press, Berkeley - Los Angeles - London, 1988

с.4, конец второго абзаца сверху:
"...Однако централизованная власть отсутствовала, и независимые ТЮРКСКИЕ племена, включающие Уйгуров, Найманов, Кереитов и Онгутов, продолжали проживать на той же территории..."

  Гость 14.03.2012 в 12:05:47   # 184629
мне в ауле аксакалы говорили что русские и казахи одни корни имеют

типа один народ!!!
  Гость 14.03.2012 в 12:20:55   # 184634
ну что! после таких комментов, говорить что в степи не было письмености бессмысленно!!!!
  troll 14.03.2012 в 12:38:22   # 184644
Гость 14.03.2012 в 12:05:47 #184629
все мы потомки одной праматери
  Гость 14.03.2012 в 13:00:04   # 184646
#184629 Судя по днк,русские и киргизы одного корня,а казахи и монголы практически один и тот же народ.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь