КРАХ НЕФТЯНОГО РАЯ

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 14 Декабря 2010 в 14:17:06
Финансовое благополучие стран – экспортеров нефти под угрозой. Вовсе не потребуется ждать, пока на всей планете иссякнут запасы углеводородов. Обвал нефтяных экономик наступит уже в ближайшее десятилетие.

Имя могильщика танкеров, трубопроводов и "качалок" стало известно еще в 2006 году. На конференции по ближневосточной политике в Вашингтоне выступал 38-летний Шай Агасси (на фото) – никому доселе не- ведомый вице-президент большой фирмы, производящей программное обеспечение. Как видите, ранее сфера его интересов лежала довольно далеко от энергоносителей. Но то, что он сказал, ошеломило маститых политиков и экспертов, всю свою жизнь посвятивших борьбе за нефть.
Агасси обратил внимание авторитетной аудитории на один ключевой факт – зависимость индустриальных стран от экспортеров энергоносителей не абсолютна. Если Запад действительно того захочет, то он всегда сможет "соскочить" с нефтяной иглы. Все необходимые для этого условия уже в наличии.

Анатомия зависимости

Начнем с того, что, собственно, энергетика развитых стран к нефти не привязана. Например, в США большая часть электроэнергии вырабатывается старым дедовским способом на угольных электростанциях, во Франции и Японии – на АЭС, в Норвегии – на гидроэлектростанциях и так далее.
Целиком и полностью от нефти зависит только автомобильный транспорт, и львиная ее доля перегоняется на бензин. На одном бензобаке стандартная машина пробежит километров пятьсот. Аккумулятор того же веса и объема запасает энергию, которой хватит всего лишь на 100–150 километров пробега. Аккумуляторы большей удельной емкости, несмотря на многолетние исследования, создать пока не удается, а если и удастся, то неизвестно, насколько дорого они будут стоить.
Но Шай Агасси напоминает, что, согласно статистике, 90 процентов автомобилей проезжают за день не более 90 километров. И еще в 50-х годах на полном баке ни один американский автомобиль не мог проехать больше 160 километров – и абсолютно никого это не смущало! Бензоколонки росли как грибы после дождя, и в самых глухих бизоньих углах Америки автовладелец был уверен, что всегда сможет заправить машину. Значит, дело не в автомобиле, дело в развитой инфраструктуре. Если ее создать, то на электрический транспорт можно переходить хоть сейчас!
Даже с нынешними несовершенными и громоздкими аккумуляторами можно легко решить проблему чисто организационными методами. По мере прогресса технологий эта задача, надо полагать, упростится еще больше.

Как это будет выглядеть

Агасси предлагает "оторвать" электромобиль от аккумуляторной батареи. Машину клиент покупает сам, а заботы об аккумуляторах и их подзарядке берет на себя сервисная сеть. Технически это может выглядеть по-разному – автоматическая замена разряженного аккумулятора на полный, быстрая подзарядка (уже есть технологии, позволяющие заполнить 80 процентов батареи за 15 минут), подзарядка на парковке или от домашней электросети. Главное, сам принцип: оператор продает электричество, клиент его потребляет. Фактически речь идет об аренде аккумулятора.
Покупателю это, безусловно, выгодно. Километр пробега электромобиля среднего размера стоит 7 центов. Сравните: сейчас за километр пробега бензиновой машины американец в среднем платит 15 центов, а европеец – 25 центов! За счет высокой степени переработки вышедших из строя аккумуляторов и по ряду других причин себестоимость километра пробега на электричестве может упасть даже до двух центов. При таком раскладе способность бензинового автомобиля зараз пробежать 500 километров кажется весьма сомнительным преимуществом. Стоит напомнить, что электромобили также гораздо проще, надежнее, тише и экологичнее. Заряжать их, как сотовый телефон, можно дома. Разве все эти преимущества не перевесят?
Операторам сетей зарядных станций это будет тем более выгодно. Возникнет огромный и стабильный бизнес с многомиллиардным оборотом, обеспечивающий работой тысячи людей. Это будет мощным стимулом развития новых технологий, традиционной и альтернативной энергетики. Гораздо чище станут города, совершеннее сами транспортные средства, выше качество жизни.
Но мы знаем, что существует закон сохранения энергии. Если кто-то выиграл, то кто-то должен проиграть. За чей счет состоится очередной подъем благоденствия постиндустриальных стран Запада? Ответ лежит на поверхности: за счет колоссальных убытков нефтедобывающих стран, прежде всего стран Ближнего Востока. Даже если часть транспорта развитых стран мира перейдет на электричество, цена на нефть резко упадет, причем даже небольшое уменьшение спроса вызовет непропорционально резкое снижение цен на углеводороды. Ведь себестоимость добычи довольно медленно увеличивается с годами, быстро "скачет" лишь спекулятивная составляющая цены.

Реально ли это?

Не далее чем в феврале 2011 года, то есть уже через восемь месяцев, программа перехода на электромобили перейдет в стадию коммерческой эксплуатации. Испытательным полигоном после долгой беседы в Давосе Шая Агасси с президентом Израиля Шимоном Пересом была выбрана земля обетованная.
У Израиля есть все основания отнестись к идее электрификации транспорта с полной серьезностью. Крошечная территория с густой сетью превосходных дорог и коммуникаций, полная зависимость от привозной нефти и особо любезные отношения с нефтедобывающими соседями. В качестве первого шага с января 2008 года были установлены ввозные пошлины в размере 10 процентов на электромобили и 72 процента – на автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Инфраструктура будет включать в себя 150 тысяч зарядных пунктов и 100 станций замены батарей. Все это обойдется фирме Project Better Place, созданной Агасси, в 200 млн долларов. Много это или мало? Если баки всех израильских автомобилей один раз залить до горлышка, то как раз на столько и выйдет!
У Агасси сейчас на руках 130 млн долларов, предоставленных одним из самых богатых израильтян Иданом Офером, и 70 млн, выделенных венчурными фондами VantagePoint Venture Partners и Maniv Energy Capital. Стратегическим партнером Project Better Place является "Нисан". Автомобильный гигант Renault-Nissan прозевал рывок конкурентов на рынке гибридных автомобилей и теперь надеется обойти их по кратчайшей дороге, начав выпускать сразу электромобили без промежуточной гибридной стадии.
Не дожидаясь результатов израильского эксперимента, электрификацию легкового автотранспорта начала Дания. У этой страны все те же преимущества, касаемо инфраструктуры и территории, что и у Израиля, плюс еще одна немаловажная особенность. Дания – она вся такая альтернативная! Возобновляемые источники энергии покрывают почти четверть потребления страны. Более того, периодический избыток электроэнергии приходится "сплавлять" за бесценок соседям. Пересесть на электромобили для датчан – это как раз то, что доктор прописал.
Еще один неожиданный союзник электромобилей, причем в любой стране, – энергетические компании. Дело в том, что электричество невозможно запасать впрок, на строительство, содержание и обслуживание подстанций тратятся огромные деньги. Ставя электромобиль на подзарядку, владелец делает его аккумулятор как бы частью энергосистемы страны, сглаживающей периоды пикового и дефицитного энергопотребления. Учитывая, что 95 процентов машин эксплуатируются менее часа в день, то их вклад в поддержание энергетического баланса будет весьма значительным. Надо полагать, энергокомпании начнут поощрять владельцев электромобилей материально.

По ком звонит колокол

Нетрудно заметить, что существует большое количество стран, по размерам и развитию инфраструктуры сходных с Израилем или Данией. Это почти вся Западная Европа, Япония, Корея, многие "восточные драконы". Все они, как правило, обладают современными технологиями, но потребляют недопустимо много импортируемых энергоносителей. В случае если первый опыт электрификации легкового транспорта в первых двух странах (уже построено 800 зарядных станций) покажет свое удобство и высокую прибыльность, реакция будет лавинообразной.
Программы диверсификации экономики имеются у многих нефтедобывающих стран, и некоторые из них вполне успешны. Однако кто бы мог предположить, что угроза углеводородному благополучию будет столь близкой. Не через тридцать и не через двадцать лет безотносительно к оставшимся запасам углеводородов и не ожидая никаких технологических прорывов. Нефтедобывающим странам надо спешить.

http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=42456
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Panya1982VIP 14.12.2010 в 15:38:27   # 90699
Чушь все это... В -42 градуса где он тепло возьмет закоротит что-ли АКБ. В мороз зарядка сразу сдохнет. Не стоит ровняться на других надо своей головой думать.
  Олжик 14.12.2010 в 15:45:17   # 90704
Опа... конечно выглядит устрощающе для нашей страны, но я не думаю что в Казахстане все разом пересядут на электромобили... Тут проблема пересесть с машины 1995 года выпуска на более новую, что уж говорить про электромобили... Думаю что у нас еще есть время.. Правительству надо задуматься о переориентации нашей экономики с импорта сырья на другие виды дохода.. Например туризм или еще что-нибудь...
  MишаМашкевич 14.12.2010 в 16:54:54   # 90721
нефть конечно закончится и нас(т.е. людей 20-21 века) назовут идиотами и засранцами(уж много мусора и зачашлую экологию оставили детям).Наступит эра чистой планеты.Мусор полностью будем перерабатывать дома и будем кушать свои обработанные фекали, будем ездить на воде....... вранье это всё.Допустим выйдет электромобил, подскачит цена электричества.И будет праздник на улице монополистов(т.е. энергетиков).Будет мучиться народ(вдруг закончится батарея, притом когда ты на трассе).И тут к нам на помощь придут китайцы(к этому времени они придумают карманные носители энергии).
  п@3от 14.12.2010 в 17:00:54   # 90725
если цена на нефть упадет, все амба экономике Казахстана, у нас все на нефти держится, так что было бы лучше для КЗ, чтоб повременили с электромобилями....
  Гость 14.12.2010 в 23:54:17   # 90913
что нефть для народа, нет нефть принадлежит сильным мира всего у которых в руках власть не будут они рубить сук на котором сидят
  Гость 23.12.2010 в 15:32:43   # 93376
бред сивой кобылы, тот же уран необходимый для атомных станций или уголь в КЗ, как говориться, жопой жри. Альтернативы нет для угля, нефти и урана. Ветровые или солнечные энергии решают локальные и временные потребления и кВт вырабатываемой э/энергии несравнимо выше чем на традиционных эл.станциях. Те же электрокары что бы зарядиться эл.энергией должны подключиться к источникам производства, а на сегодня только крупные эл.станции решают эту задачу, более того чем крупнее энергетическая станция тем дешевле вырабатываемый продукт это аксиома. Статья полная чушь. Да еще из нефти делают немыслимые количество другой продукции с высокой добавленной стоимостью, поэтому ни одна из стран никогда не смогут отказаться даже частично от сырой нефти.
  Eva_Q 23.12.2010 в 17:16:02   # 93402
Отказаться от нефти, конечно, никто не сможет - мы живем в нефтяную эру, как ни крути! и когда нефть закончится, даже не закончится, а добыча пойдет на убыль, это отразится на благосостоянии многих, даже большинства. Нефть - это не только топливо, это ещё свыше 2000 наименований продукции, только не все об этом знают...
  Гость 23.12.2010 в 17:44:10   # 93409
Кончится нефть это отразится на благосостоянии многих.Мне кажется простой человек от этого не пострадает.
  Eva_Q 23.12.2010 в 18:10:01   # 93417
Quote:
[kz] Гость 23.12.2010 в 17:44:10 #93409
Кончится нефть это отразится на благосостоянии многих.Мне кажется простой человек от этого не пострадает.


Уважаемый, вы не учли некоторые обстоятельства: фантастический рост парка автомобилей, изобретение и широкое внедрение пластмасс и резины изменили облик мира. Мощные судовые и авиационные двигатели, работающие на нефтяном топливе, позволили человечеству исследовать весь земной шар, не оставив на нём "белых пятен". Ракеты, использующие керосин, вывели человека в космос. Механизация сельского хозяйства привела к быстрому росту производства продуктов питания. Изделия из полимеров окружают нас повсюду.
Из нефти сегодня производят: машинные масла и смазочные материалы, спирты, пластмассы, удобрения, моющие средства, взрывчатку, пластилин, полиэтиленовую пленку, рыболовную леску, хозяйственные сумки, синтетические нитки и ткани (нейлон, капрон), одежду (чулки, шубы, белье, куртки). Из нефти получают резину, из которой производятся шины и камеры колес всех машин, самолетов, велосипедов. Из нее также делают краски, лекарства, битум для изоляции труб и покрытия дорог. Что еще? Синтетический аммиак, произведенный из нефти, - удобрение в сельском хозяйстве. Нефтесодержащие ядохимикаты убивают насекомых-вредителей и сорняки. Полученный из нефти воск - материал для свечей, вощеной бумаги и целлофана. Нефтепродукты идут на изготовление копировальной бумаги, красителей для печатания книг, газет. Асфальт по которому мы все ходим также изготовляется из нефти.
Всего в ходе процесса очищения нефть превращается в более чем 2000 полезных продуктов. Не многие это знают. Для большинства нефть – это синоним топлива. И, действительно, сегодня на энергии нефти работают миллионы машин и различных механизмов, жизнь без которых для нас немыслима. Когда-то, начав использование металлов, человечество перешло от каменного к бронзовому, а затем к железному веку. Без преувеличения исторической значимости нефтепродуктов, можно сказать, что сейчас мы живем в углеводородном веке. По сути на нефти построена вся современная цивилизация.
С наступлением двадцать первого века тенденция не изменилась. Потребление нефти продолжает расти. Автомобилей становится всё больше, мировые столицы задыхаются от пробок на дорогах. Всё реже можно встретить изделие из дерева или металла - пластмасса дешевле и удобнее в производстве. Для удовлетворения возрастающих потребностей требуется постоянно наращивать добычу сырья. Поисково-разведочные работы ведутся по всей Земле, на суше и на море. До сих пор нефтяные компании справлялись с поставленной задачей, находя и вводя в эксплуатацию всё новые и новые месторождения. Долго ли это будет продолжаться? Нет. По самым оптимистичным прогнозам, нефти хватит лет на 40. Да, сейчас уделяется большое внимание развитию альтернативных источников энергии, но процесс идет медленно. По данным Всемирного нефтяного совета, к 2050 году 50% энергии в мире должно получаться альтернативным способом. Нетрудно посчитать, что прирост составит 1% в год. И при этом вы заявляете, что это исчерпание запасов нефти не скажется на простом народе! СМЕШНО!
  Гость 23.12.2010 в 18:16:00   # 93421
Я Вас поняла.Действительно все это так.Тогда скажите.Какого черта наша нефть разбазаривается куда надо и не надо.Надо ведь и о наших потомках думать.Что бы что то осталось и им.Или как пословица "Сегодня съедим твое,а завтра каждый свое"
  Гость 23.12.2010 в 18:17:45   # 93422
Добавлю.Уже наверное давно многим не до смеха.
  Eva_Q 23.12.2010 в 18:24:36   # 93424
Как говорил Менделеев, сжигать непереработанную нефть - это все-равно, что топить печь ассигнациями (чем мы, собственно, и занимается). Нефть, так сказать, в первозданном виде перекачивается за бугор. Хотя, если бы наше государство могло само её успешно перерабатывать, прибыль была бы многократно выше + расходывалась бы она гораздо экономнее. А у нас как? Надо все побыстрее выкачать, навариться и жить припеваюче. Темпы добычи только наращиваются... к 2020 году, удвоятся... О потомках никто не думает. На весах сумрачная даль или же полный собственный карман. Зачем же её тогда разумно использовать? зачем получать только те продукты, которые из другого сырья получить невозможно?? это был риторический вопрос.
  Гость 23.12.2010 в 18:33:48   # 93426
Значить жизнь поставлена так.Живем сегодняшним днем (это я не о простом народе).А завтра будь что будет.Да это плохо.Выходит просвета НЕТ.
  Eva_Q 23.12.2010 в 18:38:26   # 93429
Вон, в Штатах мужичек отрыл скважинку у себя на ранчо и пользуется бензинчик гонит, семье бак залить хватает) А если бы у нас кто на дачке откопал, так сразу бы заявили: ГОСУДАРСТВЕННАЯ, ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА ЕЁ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! ВОт вам и демократия!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь