Искушения в час смертный
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 07 Сентября 2009 в 10:20:47
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Святые Отцы говорят: великое благо для человека, что плоть его не дает ему видеть мира духов: светлых и падших ангелов. Светлых – потому, что душа его не может перенести их блеска и сияния, как глаза человека – сияния солнца. Темных – потому, что вид их настолько мерзок и ужасен, что, по словам преподобного Серафима Саровского, человек не мог бы жить, если бы увидел их, душа его рассталась бы с телом, если бы человек увидел демона во всей его мерзости.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам тени, образы этого страшного мира падших ангелов: Господь промыслительно попустил демону овладеть несчастным человеком – для того чтобы показать нам, как страшны вечные муки, когда человек станет пленником и пищей темных духов уже навеки.

Вся жизнь христианина – это духовная борьба. Святые Отцы называют ее «невидимой бранью», это борьба души с падшими ангелами. Но особенно тяжелая борьба ожидает нас в час смерти. Как полководец составляет план для последнего боя, который решит всю войну, так и демон самое трудное сражение, самый горячий бой с душой приурочивает к часу смерти человека, который тогда, впав в греховное состояние, уже не сможет покаяться.

Перед смертью человеку открывается иной мир. Видели вы глаза умирающего? Они устремлены вдаль, он видит каких-то существ, невидимых для нас. Или вдруг руки умирающего как будто отталкивают от себя какого-то невидимого врага, или губы его шепчут, призывая имена давно умерших людей.

Братия и сестры! Самая страшная борьба с демонами будет у нас в час смерти, поэтому мы должны готовиться к ней заранее. В час смерти демон будет искушать нас нашими же страстями – теми, которым особенно подвержена наша душа. Всю жизнь диавол изучает нас, как некий тонкий психолог. Если человек подвержен гневу и злопамятству, то в час его смерти демон показывает ему лица его обидчиков, иногда уже много лет как умерших; он внушает, что из-за них разбита и погублена вся его жизнь. Иногда демон принимает вид близких умирающего, говоря шепотом: «Скорее бы он умер», – и душа человека приходит в смятение, последние его слова – не молитва к Богу, а проклятие своим близким, или обидчикам и врагам, или же холодная ненависть к ним.

Если человек был скуп и жаден, то в час смерти диавол искушает его мыслями о том, куда денутся имущество и деньги, которые он накопил. Он представляет, что люди, которым достанется его богатство, попусту истратят его и превратят многие труды его в прах. Был случай, когда умирающий позвал своего брата и указал ему место, где спрятан ларец с алмазами, и велел его принести. Брат думал, что умирающий скажет, кому раздать эти драгоценные камни для поминовения его души, но тот, из последних сил приподнявшись с одра, схватил сундучок и стал спешно глотать алмазы, чтобы унести их с собою в гроб, а когда брат попробовал отнять их, то больной впился зубами в его руку.

Если человек был страстен и плотолюбив, то демон в час смерти показывает ему мерзкие, отвратительные образы блуда, и человек умирает, осквернив свою душу в этом грязном болоте. Это первое искушение – искушение страстями... Итак, братия и сестры, если демон будет искушать нас скупостью и жадностью, то скажем ему: «Нагим я родился, нагим и уйду из этого мира, и то, что я думал иметь своим, – это все не мое, и я ничего не имею, кроме дел своих». Если он будет искушать нас злобой и ненавистью, то скажем: «Господи, прости меня, как и я прощаю врагов моих». Если – страстными картинами, то будем молиться словами мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Второе искушение – гордыней. Демоны в час смерти начинают внушать человеку, что он великий подвижник, что он святой. Показывают ему его стояния на молитве, совершенные им добрые дела, внушают ему, что за это за ним должны придти с неба святые Ангелы, взять его душу на руки и понести с пением к Богу. Говорят ему, что за свои подвиги он будет увенчан сияющим венцом. И вот несчастный человек, поверив этому обману, ждет кончины как платы, которую даст ему Господь за его труды. Но при последнем вздохе встречает душа его не ангелов, пришедших с неба, а сатанинский хохот. Человек, умирающий с горделивыми мыслями, уже этим уподобился сатане. В житии преподобного Макария Великого повествуется, что когда умирал этот святой отец, то демоны кричали ему: «Макарий, ты победил нас!», а он отвечал: «Один суд человеческий, а иной суд Божий». Они снова кричали: «Ты победил нас!», а он опять отвечал: «Я не знаю, сделал ли я за жизнь свою хотя бы одно доброе дело». И когда уже святые Ангелы подносили душу его к вратам рая, последний раз крикнули демоны: «Видишь, Макарий, ты победил нас», но он отвечал: «Нет, не я победил вас, а Христос, Сошедший с небес».

Итак, если демоны в час смерти будут искушать нас помыслами гордыни, скажем: «Я последний грешник и надеюсь спастись одной только милостью Божией».

Затем третье искушение перед смертью – это искушение отчаянием. Демоны (если не успеют в других своих кознях) будут представлять перед человеком все его грехи в их мерзкой наготе, говоря: «Этими грехами ты оскорблял Бога; как ты, несчастный, надеешься быть прощенным – ты давно отвержен, ведь всякая твоя молитва была лицемерна, ты не исправлял своей жизни, каждое твое причащение было тебе во грех, потому что ты причащался недостойно и этим попирал Кровь и Тело Спасителя. Несчастный, ты уже жертва ада, что ты молишься Богу теперь? И молитва твоя – ложь и лицемерие, и она не будет принята небом, а только прибавит грех ко грехам твоим», – и тому подобное, таким образом ввергая несчастного в бездну отчаяния и безнадежности.

Но, братия и сестры! Как бы ни был человек грешен, до последней минуты он должен уповать на милосердие Божие. Есть такая пословица: «Пока дышишь – надейся!»

Некогда, во времена царствования императора Маврикия, был в Византии жестокий разбойник, который наводил страх на население целой области. Император не раз посылал отряды воинов, чтобы захватить его, но он был неуловим. Тогда император издал указ, в котором обещал простить этого разбойника, если тот добровольно придет к нему. Разбойник был поражен такой милостью и вскоре явился во дворец. Маврикий не упрекнул его ни словом, а принял как самого достойного гостя. Эта встреча с императором еще более потрясла разбойника, он решил посвятить свою жизнь служению Богу и царю, но вскоре заболел, его положили в больницу, и наутро он скончался. И все недоумевали: помилован ли он Богом? Ведь он не совершил после своего обращения ни одного доброго дела, а жизнь его вся была каким-то кровавым безумием. Но вот начальник этой больницы рассказывает свой сон: видел он, как Ангелы пришли за душой разбойника. Демоны представили огромную хартию, список его грехов. Ангелы же не могли найти в жизни разбойника добрых дел, но затем один из них вынул из-под подушки, на которой лежал умирающий, платок и сказал: «Всю жизнь этот человек посвятил сатане, но последнюю ночь он посвятил Богу. Перед смертью своею он каялся и плакал, вот его платок, мокрый от слез». Демоны тут же исчезли. И действительно, после этого под подушкой умершего нашли платок, весь мокрый от слез. Итак, братия и сестры, и в час смерти надейтесь на милосердие Божие!

Затем, сатана искушает нас (это четвертое искушение) излишней привязанностью к нашим родным. Умирающему кажется, что без него его дети или близкие погибнут, что они обречены на несчастья и бедность. Он начинает роптать на Бога за то, что Господь отнимает у него эту временную жизнь, и умирает не с надеждой, а с ропотом.

На это искушение надо отвечать:«И себя, и близких своих я вверяю милосердию Божиему». Надо сказать:«Господи, Ты создал их, а не я, Ты и спасешь их».

Пятое искушение – это сомнение в вере. Сатана вопрошает умирающего о вере, старается посеять в его душе неверие или сомнение (один из святых Отцов описывает, как в час смерти перед умирающим явились два демона в виде двух еретиков, которые начали прения между собой о вере, чтобы посеять сомнения в истинности Православия в его душе). Не надо входить с ним ни в какой спор. Надо просто сказать:«Я верю так, как верит Святая Церковь», а в уме читать Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца...» Эта молитва – победоносный гимн Православию, его должен знать наизусть каждый христианин.

Следующее демонское искушение, которое может встретиться умирающему, – это искушение богохульством. Человек начинает слышать страшные богохульства, от которых содрогается его душа, и ему кажется, что эти богохульства произносит он сам. Так демон ввергает его в отчаяние.

В этом искушении надо говорить:«Господи, я грешен как человек, но похулить Тебя я не могу. Боже, я не соизволяю на эти страшные слова, они не мои, они демонские».

Затем может быть искушение видениями. Демон представляет сказочные города, падающие звезды, какие-то дивные сады, чтобы человек, вместо молитвы созерцал эти картины. В этом случае умирающий должен говорить:«Единственное сокровище мое – Господь. Он прекраснее всего, Он – вечная Красота».

Есть еще другое искушение: диавол может явиться в виде светлого Ангела и начать учить: «Кроме Евангелия есть еще другое откровение, оно будет дано после – ведь Господь дал Ветхий Завет, затем Евангелие. Но это не все, это еще не полная истина, будут еще другие откровения». И вот диавол учит человека каким-то странным, чуждым учениям. И на это надо отвечать:«Ни Ангелы, ни Архангелы, ни высота, ни глубина не отлучат души моей от Христа. Он мой единственный Спаситель, других я не знаю и знать не хочу».

Затем, братия и сестры, попускает Господь врагу искусить умирающего страшными видениями. Кажется ему, что окружают его дикие звери, что дом, где он лежит, шатается и рушится. То он слышит какие-то завывания и вопли за стеной, то видит, как выползают из углов змеи и обвивают его тело. Диавол старается парализовать человека страхом и отнять у него последнюю молитву. На это искушение лучше всего отвечать словами пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Над умирающим надо читать канон на исход души. Успокаивается душа при поразительных словах канона, как ребенок на руках своей матери. Великую милость окажете вы умирающему, если прочтете над ним этот канон, поэтому всегда надо иметь его рядом в доме; если у вас нет молитвенника, то перепишите его.

Тяжелый путь предстоит душе, путь, похожий на тот, которым идет человек ночью среди скал, а вокруг него – пропасти и обрывы. Но когда вы будете читать канон на исход души, то душа не будет чувствовать себя одинокой, как будто поддерживает ее рука верного друга.

Братия и сестры! Когда будет умирать ваш близкий, не плачьте, а молитесь за него. Велика сила молитвы: если на путника нападает стая волков, однако он сумеет разжечь огонь, то эти звери будут стоять поодаль, скаля зубы и завывая, но они побоятся подойти к горящему пламени; так и демоны – к тому, о ком молятся.

Братия и сестры! Сегодняшнее Евангелие напоминает нам о страшном мире – мире падших духов, которые хотят завладеть нашими душами. Веревки, которыми они связывают нас, – это наши грехи. Одержимость несчастных, о которых вы слышали, началась при их жизни. Их исцелил Господь, но если бы Он не исцелил их, то их мучения прекратила бы когда-нибудь смерть. Но самая страшная одержимость – это нераскаянные грехи, с которыми человек отходит в вечность. Эта одержимость не имеет конца.

Аминь.

Архимандрит Рафаил (Карелин)
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/christianway/39.html
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь