Возьми меня на Луну ("Transitions Online", США)
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 13 Мая 2009 в 11:09:42
БАЙКОНУР, Казахстан - Чтобы вернуться в эпоху советско-американского соперничества, совсем не обязательно совершать путешествие во времени. Достаточно посетить этот город на юго-западе Казахстана.


Байконур, который с 50-х годов являлся стартовой площадкой для советских, а затем и российских космических миссий, по-прежнему остается закрытым российским городом в этой центральноазиатской стране. Гости и посетители могут попасть сюда только по пропускам, а контрольно-пропускной пункт на въезде в город охраняют солдаты.

Да и внешний вид города со времен СССР мало чем изменился. Над городским центром с его обветшавшими зданиями советской постройки повисла тишина. На улицах совсем мало объявлений и рекламных щитов, нет интернет-кафе, нет новых высотных зданий. Этот город с населением в 70000 человек совсем не похож на самый занятой в мире центр по запуску космических кораблей, но это действительно так.

Инфраструктура космодрома и ракеты также не претерпели больших изменений. Со стартовой площадки, откуда почти полвека назад начал свой космический полет первый в мире космонавт Юрий Гагарин, по-прежнему запускают ракеты "Союз", которые впервые появились здесь в 60-е годы. Несмотря на свой почтенный возраст, космические корабли "Союз" и их ракеты-носители доказали, что по сей день являются самыми надежными аппаратами для осуществления пилотируемых полетов.

Но до Луны они долететь не смогут. В апреле Россия объявила, что корпорация "Энергия", производящая корабли "Союз", построит новый космический корабль для пилотируемых полетов, который можно будет также использовать для путешествий на Луну и Марс. По данным российского космического агентства "Роскосмос", строительство корабля и ракеты-носителя обойдется в 25 миллионов долларов.

Этот шаг может стать началом новой космической гонки. Официально Россия не заявляет о том, что планирует отправлять корабли с экипажами к другим планетам, однако ее усилия в области проектирования нового космического корабля и ракеты-носителя для пилотируемых полетов, похоже, подтолкнули Соединенные Штаты к важным шагам в этом направлении.

В 2004 году НАСА объявило о начале программы Constellation стоимостью 92 миллиарда долларов. В нее входит разработка космического корабля под названием "Орион" и ракеты-носителя "Арес". Срок реализации программы - до 2015 года. Эти аппараты будут использоваться для полетов на Луну, где НАСА планирует к 2020 году построить лунную базу. Оттуда американское космическое агентство надеется отправлять корабли с экипажами на Марс - и долететь до этой планеты раньше всех остальных.

Россия на несколько лет отстает от этой американской программы. Первый полет нового российского пилотируемого корабля предполагается осуществить в 2018 году, то есть, через три года после "Ориона". Но Кремль изо всех сил пытается догнать Америку. "Пора перейти от использования прежнего 'космического капитала' к осуществлению новых амбициозных проектов в космосе", - заявил в прошлом году бывший тогда еще президентом Владимир Путин, объявляя о строительстве нового космодрома "Восточный" на Дальнем Востоке, на который к 2020 году должна быть перенесена с Байконура большая часть пилотируемых полетов.

СОПЕРНИКИ, ПАРТНЕРЫ В КОСМОСЕ

В связи с активизацией такого соревнования кое-кто в США ощущает дискомфорт из-за усиливающейся зависимости страны от российского транспорта, который вывозит американских астронавтов на Международную космическую станцию. Начиная с будущего года, когда закончится срок действия космической программы "Шаттл", "Союз" останется единственным средством доставки американских астронавтов на МКС. У НАСА начнется пятилетний перерыв в пилотируемых полетах, пока не будет введен в строй "Орион".

В декабре НАСА подписало с "Роскосмосом" контракт на 141 миллион долларов о доставке в 2011 году на МКС трех американских астронавтов. Но космическому управлению США надо будет отправить туда более десятка людей, чтобы выполнить все свои обязательства в рамках космической программы МКС. И всем этим людям придется лететь на "Союзе".

Бывший руководитель НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin) заявил, что такая зависимость от России вызывает у него "величайшее сожаление и озабоченность".

Августовская война в Грузии, подавшая сигнал об усилении агрессивности российской внешней политики, не помогла снять такие опасения. "Если наши отношения с Россией будут напряженными, кто знает, будет ли она возить нас в космос в будущем? - заявил CNN американский сенатор от штата Флорида Билл Нельсон (Bill Nelson) вскоре после вторжения российских войск в Грузию, - и если они будут нас туда возить, не назначат ли нам русские такую непомерную цену, что это превратится в шантаж?"

Хотя лидеры двух стран нажали кнопку "перезагрузки" в двусторонних отношениях, политическая конфронтация по целому ряду вопросов может сохраниться. "США нуждаются в помощи России по иранской ядерной политике. Противоречия в этой области негативно влияли на космическое сотрудничество в прошлом, и такое может снова возникнуть в будущем", - заявил эксперт по космической политике из Американского университета Вашингтона Говард Маккерди (Howard McCurdy).

Но НАСА и американские астронавты сохраняют уверенность в том, что политические проблемы не остановят сотрудничество в космосе. "Хотел бы напомнить вам, что начало сотрудничества в рамках программы "Мир-Шаттл" пришлось на конец 'холодной войны', - сказал американский астронавт Майкл Баррет (Michael Barratt) перед тем, как отправиться в марте этого года на космическую станцию на борту "Союза", - тогда никто и представить себе не мог, что у России и США будет такая большая орбитальная станция. Поэтому я думаю, нынешнее экономическое и политическое давление - это просто сбой. Такие сбои очень незначительны, это мелочь по сравнению с тем, что нам пришлось преодолеть, чтобы дойти до сегодняшнего уровня".

Кое-кто утверждает, что Россия зависит от Соединенных Штатов не меньше, чем США зависят от России. Без американского и европейского участия в работе МКС российские пилотируемые корабли просто не выжили бы, заявил в интервью по телефону редактор электронного издания RussianSpaceWeb.com Анатолий Зак. "Для России было бы самоубийством, если бы по той или иной причине она отказалась брать на борт "Союза" американских астронавтов и доставлять их на МКС". Зак говорит, что такой шаг будет означать гибель российского космического корабля "Союз", поскольку с прекращением финансирования исчезнут все основания для его существования - а это полеты на орбитальные станции. В результате, говорит Зак, статусу России как космической державы будет нанесен огромный ущерб, а это повлияет на будущее российской космонавтики в целом.

Россия со своими устаревшими космическими технологиями вряд ли выдержит такой удар. "Мы отстаем от некоторых стран в различных технических областях от семи до тридцати лет", - заявил в интервью "Независимой газете" командир находящегося сейчас на МКС экипажа Геннадий Падалка. Вместе с тем, по его словам, проблемы не ограничиваются одной только техникой. "Многие молодые инструкторы утратили интерес к подготовке космонавтов. Программа полностью лежит на плечах пожилых людей, пенсионеров".

Когда московский фонд "Общественное мнение" провел в прошлом году 12 апреля опрос, посвященный Дню космонавтики, лишь 18 процентов опрошенных сказали, что хотели или мечтали о том, чтобы стать космонавтом.

Падалке вряд ли понравится отношение к его профессии 10-летнего Александра, который в один из недавних дней катался на роликовых коньках возле памятника Гагарину на Байконуре. Когда его спросили, хочет ли он пойти по стопам этого великого человека, Александр просто сказал "нет". Может быть, инженером-ракетчиком? Опять нет. "Я хочу быть бизнесменом", - заявил мальчик.

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 06 мая 2009, 15:35
Оригинал публикации: Fly Me to the Moon
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь