Битва при ЕНПФ

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 10 Сентября 2020 в 09:06:36
Противники президентской инициативы по изъятию добросовестными вкладчиками части своих пенсионных накоплений опасаются не утраты контроля над 1,4 трлн тенге, а создания прецедента, после которого может начаться реальная реформа системы пенсионного обеспечения

Газета “Время” давно поднимает вопросы необходимости реформирования накопительной пенсионной системы. И кому как не нам отреагировать теперь на заявление в нынешнем послании президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, где говорится о появлении более чем у 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ права использовать часть накоплений на жилье, лечение или размещение в финансовых организациях.

Тут надо прежде всего подчеркнуть, что ежегодное послание президента адресовано народу, но все там объявляемое и обещаемое реализуется через исполнительные органы, а при необходимости и через законодательные. Но если глава государства обращается к гражданам публично и берет на себя соответствующую ответственность, то публичных отчетов Национального банка, правительства, парламента о выполнении президентских поручений как-то не предусмотрено, и этот пробел хорошо бы устранить. А то опять получится, как в прошлый раз.

В своем первом послании год назад президент Токаев поручил правительству совместно с Национальным банком: а) провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы, б) до конца 2019 года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих накоплений, например, для покупки жилья или получения образования, в) изучить вопрос консолидации

внебюджетной системы социального обеспечения путем создания единого социального фонда и введения одного социального платежа.

Само собой, в послании этого года Токаев объявил о том, что правительство и Национальный банк смогли проработать и ему представить, иных вариантов просто нет. А что они не смогли и доволен ли глава государства таким результатом, об этом мы узнаем ближе к парламентским выборам и формированию нового правительства.

Хотя уже сейчас можно констатировать, что ни о серьезной работе по повышению эффективности пенсионной системы, ни об изучении вопроса консолидации ЕНПФ, фондов социальной защиты и медицинского страхования сведений от правительства не поступало.

Может быть, пенсионная система и так эффективна и президент зря потребовал большего? А давайте посмотрим на эффективность как раз через призму того, на что все-таки расщедрилось правительство.

Итак, примерно 700 тысяч вкладчиков получат возможность потратить до 1,4 трлн тенге, допустим, только на жилье. Получается ровно по 2 млн тенге в среднем на человека. Или, принимая стоимость не самого шикарного нынче жилья в Алматы и Нур-Султане по 320-360 тысяч тенге за “квадрат”, от 5,5 кв. метра до 6,25. Выходит, в среднем жилищный вопрос не решается даже для таких счастливцев.

Одно утешение - это наиболее состоятельная часть вкладчиков, и у них жилищный вопрос, надо полагать, в среднем не стоит остро. Тем не менее давайте просто порадуемся за таких людей и согласимся, что, если человек хорошо учился, упорно трудился иногда на двух-трех работах и накопил достаточно, он вправе этим воспользоваться. И вправе думать, что если кто-то вопреки родительским наставлениям отлынивал от учебы и жульничал на перечислениях взносов, то пусть ничего и не получает.

Для нормального человека такой взгляд единственно верный. Но мы с вами рассуждаем о способности государства выстроить такую накопительную систему, которая охватывала бы всех будущих пенсионеров, а по ходу трудовой деятельности была бы привлекательной для вкладчиков и полезной для экономики, вознаграждая заложенными в ней механизмами добросовестных и прилежных и подстегивая, стимулируя граждан иной ориентации.

Так вот нынешней льготой смогут воспользоваться примерно семь человек из каждой сотни вкладчиков ЕНПФ, или около 14 человек на сотню перечисляющих взносы регулярно. Это слишком мало для сколько-нибудь широкого охвата, зато вполне достаточно, чтобы все обделенные имели перед глазами пример для подражания.

А ведь накопительной пенсионной системе уже более 20 лет, то есть с доброй половины ее участников отчисляется ежемесячная зарплатная десятина уже половину всей трудовой жизни. Значит, хотя бы эта половина, а не семь человек на сотню могла бы рассчитывать на какую-то отдачу. Отсюда и вытекает ключевой вопрос эффективности-неэффективности.

Внедренная по инициативе Всемирного банка накопительная пенсионная система предназначалась для полной замены солидарной. Но вот уже на третьем десятке лет существования доля ЕНПФ в пенсионном обеспечении… менее девяти процентов.

Основную пенсионную нагрузку как нес, так и продолжает нести бюджет, так это и через 20 лет останется. С чем фактически уже согласилось правительство, ориентируясь на трехуровневую систему: базовая бюджетная пенсия, обязательный и добровольный накопительный компоненты. А потому главный защитный тезис противников президентского поручения: дескать, если разрешить тратить, не хватит на пенсию, - ложный на 91 с лишним процентов.

На самом деле вопрос эффективности пенсионной системы - это вопрос достаточности для жизни базовой солидарной пенсии, решимости правительства установить нормальную планку и способности бюджета нести такую нагрузку.

А накопительная часть - это вопрос способности государства сделать ее привлекательной для всего населения как за счет возможности использовать часть накоплений на жизненно важные для вкладчика и полезные для экономики дела, так и за счет очевидной выгодности копить, а не тратить. Хотя, в принципе, право использовать всю накопительную часть, если придется, тоже должно обеспечиваться.

И вот здесь как раз суть “битвы при ЕНПФ”: охранители финансового заповедника с накопленными уже 12 трлн тенге держат оборону по всем фронтам. Они, может быть, и пережили бы потерю 1,4 трлн откупных, но боятся самого прецедента. Столь же упорно отстаивается изоляция накоплений от инвестирования в национальную экономику. Главный же рубеж обороны - извлечение инвестиционного дохода из заемных бумаг Минфина, то есть из бюджета.

По сути, накопительная пенсионная система не просто открытое паразитирование на налогоплательщиках и бюджетниках, это прямая диверсия против базы пенсионного обеспечения в Казахстане. Если кого и “благодарить” за низкие в целом пенсии, так это распоряжающийся накоплениями Национальный банк и потворствующее этому правительство.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Президент в послании сказал об окончании нефтяного суперцикла и безальтернативности создания дифференцированной технологичной экономики, что невозможно без полноценной кредитно-инвестиционной базы, и об этом тоже говорится достаточно прямо. Но наши финансисты работают, мягко говоря, по своему усмотрению.

Однако сражение, имейте в виду, еще не окончено. В нынешнем президентском послании появился тезис о расширенном бюджете, в котором будут учтены и средства внебюджетных фондов. И это будет та еще битва. Скорее всего, у нас будет предостаточно поводов для того, чтобы поддержать словом силы добра в этой борьбе.

https://time.kz/articles/moment/2020/09/09/bitva-pri-enpf
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь