Новый праздник утвердили в Казахстане

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
walker 06 Августа 2020 в 09:57:46
Правительство утвердило дополнение в закон "О праздниках в Республике Казахстан".

"Внести в постановление правительства № 689 "Об утверждении перечня праздничных дат" следующее дополнение:

перечень праздничных дат в Республике Казахстан, утвержденный указанным постановлением, дополнить пунктом 22-1 следующего содержания:

"22-1. День Абая – 10 августа", - говорится в документе.

Постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

В 2020 году Казахстан отмечает 175-летний юбилей со дня рождения великого казахского поэта.

Абай Кунанбаев - казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещенного ислама.

Датой рождения Абая по юлианскому календарю считается 10 августа 1845 года, а по используемому сейчас григорианскому календарю - 23 августа 1845 года.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  walker 06.08.2020 в 10:12:39   # 759367
Очень интересная статья-расследование:
Часть первая: https://express-k.kz/news/literatura/zagadka_abaya_01-163293
Часть вторая:https://express-k.kz/news/literatura/zagadka_abaya_velichayshiy_neizvestnyy_poet_kazakhstana_02-163304
Часть третья: https://express-k.kz/news/literatura/zagadka_abaya_velichayshiy_neizvestnyy_poet_kazakhstana_03-163315
Часть четвертая: https://express-k.kz/news/literatura/zagadka_abaya_velichayshiy_neizvestnyy_poet_kazakhstana_04-163316

Много букв, но читается легко. Смелые, не лишенные разума аргументированные гипотезы.

  Даун 06.08.2020 в 10:37:54   # 759369
Правильное решение, а праздник первого президента убрать к чертям
  walker 06.08.2020 в 10:50:55   # 759370
Цитата: Даун от 06.08.2020 10:37:54
Правильное решение, а праздник первого президента убрать к чертям

А если окажется что Абай действительно больше миф?
Хотя именно сейчас для мифологизации и сакрализации личности Абая наверху примут соответствующие меры.
  Pole13 06.08.2020 в 12:54:28   # 759377
Абай кутти болсын
  Софруджу 06.08.2020 в 12:54:41   # 759378
Насчёт Абая. Когда-то к 100-летию гибели Пушкина, по личной инициативе Сталина, в СССР была проведена огромная работа по его имени: исследования, поиск рукописей, полное собрание сочинений в одном томе (у меня есть!), создание музеев и пр. И Пушкин был назначен нашим всё. С чем не были согласны все поголовно, как из числа современников Пушкина, так и из числа исследователей 20 века. Я думаю, что с Абаем происходит что-то подобное. Т.е., безусловно, имеют место мифологизация, сакрализация, эдакое "возведение в ранг святых". Однако несмотря на некоторые преувеличения, Пушкин, если не всё, то много. Так же и Абай. Ну, пусть не всё, но много. Так что день Абая уж лучше, чем день первого президента.
  GoodZone 06.08.2020 в 13:13:32   # 759381
К великому сожалению мало кто читал Абая, его Черное Слово нужно на улицах раздавать, изучать в школах, разъяснять. Мало утвердить праздник, нацию нужно воспитывать, просвещать... И тогда, может быть, появится надежда на будущее, потому что то, что происходит сейчас - мягкий геноцид...
  walker 06.08.2020 в 13:25:45   # 759382
С Пушкиным гораздо яснее: есть рукописи, прижизненные публикации в журналах и издания сочинений, куча авторитетных свидетельств современников.
С Абаем намного сложнее и непонятнее.
Так ли силен запрос в создании образа "великого степняка"?

  walker 06.08.2020 в 13:38:19   # 759383
Цитата: GoodZone от 06.08.2020 13:13:32
К великому сожалению мало кто читал Абая, его Черное Слово нужно на улицах раздавать, изучать в школах, разъяснять. Мало утвердить праздник, нацию нужно воспитывать, просвещать... И тогда, может быть, появится надежда на будущее, потому что то, что происходит сейчас - мягкий геноцид...


Есть мнение, что Қара сөздер (Слова Назидания) написаны отнюдь не Абаем, а были опубликованы пропагандистами для негативизации именно образа жизни степняка-казаха.
В этих словах нет ни одной позитивной оценки казаха: он ленивый, жадный, завистливый и т.д.
Что примечательно, опубликовано это было впервые в 1933 году, после страшных голодных годов. При жизни никакое произведение не печаталось, начали печатать через год после смерти, и то понемногу. А эти неоднозначные Слова Назидания обросли до нынешних 45 в 1930 годы.
Не может ли быть так, что в угоду установленному национальному курсу коммунистической партии, под авторством Абая печатались "идеологически правильные" слова?
  walker 06.08.2020 в 13:50:27   # 759384
У меня есть четкая позиция: нет плохой нации, есть разные представители.
Если авторитетный для казаха казах будет характеризовать казаха только негативно, можно ли говорить о правильном идеологическом воспитании поколений?
Готовы ли мы (казахи, русские, немцы, узбеки) воспитывать своих детей, постоянно подчеркивая лишь их отрицательные стороны личности?

Увольте, но я на это не подписываюсь.

И нынешняя сакрализация человека, под чьим именем велось, так сказать, "воспитание нации" - не совсем уместная акция.
  Софруджу 06.08.2020 в 16:20:12   # 759402
Неудивительно, что казахские нацисты не любят Абая. Между тем его слова не говорят о нелюбви в казахам, а совсем наоборот. Опять, если проводить параллель с русской классикой: "Люблю отчизну я, но страною любовью..." Настоящий патриот видит недостатки, язвы, проблемы своего народа и отечества, обнажает их, призывает к исправлению. А поскольку нацисты это как раз одна из язв, то, конечно, они с Абаем не найдут общий язык
  GoodZone 06.08.2020 в 17:04:46   # 759406
Умный человек воспримет критику как возможность стать лучше, совершенствоваться, двигаться дальше, переосмыслить что-то, сделать выводы; глупый - обидится, затаит злобу... Критика, она ведь тоже разной бывает, бывает и безосновательной, нелепой, от зависти, голову тоже нужно включать и не на всякую реагировать. Абай в этих словах, на мой взгляд, словно к детям своим обращается, стремясь научить, сделать их лучше, не увидел в его словах ничего оскорбительного и предосудительного. Все зависит от того готов ли ты понять его слова, ведь и по сей день они актуальны. Значит ли это, что мы непутевые дети?
  bolatbol 06.08.2020 в 17:40:52   # 759408
Quote:
Датой рождения Абая по юлианскому календарю считается 10 августа 1845 года, а по используемому сейчас григорианскому календарю - 23 августа 1845 года.

почему решили праздновать по старому стилю? Назло Рашке? Или чиновники не знали о пересчете дат после 1918 года от рождества Христова?
  KapitanNemo 06.08.2020 в 18:16:34   # 759413
Почитайте как создавали образ Шекспира, есть версия что это коллектив из 5-6 человек
  bolatbol 06.08.2020 в 18:25:24   # 759415
Аборигены одного архипелага думают, что белые - это боги. Потому что человек не может летать на самолете, сделать телефон или зажигалку.
  walker 06.08.2020 в 19:05:18   # 759417
== Между тем его слова не говорят о нелюбви в казахам, а совсем наоборот. ==
Не имея ничего против человека, которого мы называем Абаем, дайте цитату где четко и ясно говорится о любви к казахам в словах, написанных неизвестно кем и представленных нам под авторством Абая.
  bolatbol 06.08.2020 в 19:21:21   # 759418
Возможно, Абай хотел, чтобы народ разозлился и начал изживать недостатки

"Слово Девятое: жизнь среди них - не жизнь

Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила бы довольствоваться не теми, как иными их качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Когда б не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться, входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая “что там делают, что происходит?”, полеживал бы себе спокойно, нет,- так вовсе откочевал бы от них. Надежды такой, что они изменятся или я образумлю, исправлю их, тоже не питаю. Не испытываю ни одного из этих чувств. Как же так? Должен бы склониться к чему-то одному.

Я хоть и живу, живым себя не считаю. Не знаю, от досады ли на людей, от недовольства ли собой, а может, и по какой иной причине. Внешне жив, внутри все мертво. Сержусь, но не испытываю гнева. Смеюсь, но не могу радоваться. Слова, произносимые мной, и смех кажутся мне не моими. Все чужое.

В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ, любил казахов всей душой, верил в них. Когда же довелось узнать людей, когда постепенно угасла моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая позволила бы покинуть родные края, породниться с чужими. Поэтому в груди у меня сейчас — пустота. А вообще думаю: может, оно и к лучшему? Умирая, не буду страдать: “Увы, не привелось изведать еще такой то радости!..” Не терзаясь сожалениями о земном, утешусь надеждой на предстоящее."
  walker 06.08.2020 в 19:31:56   # 759419
неужели правильнее и лучше оставить все как есть и принять догмат авторства Абая?
Зачем создавать искусственную легенду и накладывать еще больше слоев исторической лжи и фантазий?
Почему бы не провести большую научную работу по изучению этой темы без всяких идеологических предпочтений?
  bolatbol 06.08.2020 в 19:53:54   # 759420
Абай был, есть его фото, документы о его обучении, письменные свидетельства владеющих грамотой современников и рукописи. Если его "Слова назидания" лежат в музее, то их можно проверить на подлинность.

Что нельзя проверить, но в великое охотно верят на слово, без артефактов, письменных подтверждений соседних народов (узбеков, персов, русских)

"Буланты-Билеутинская битва золотыми буквами вписана в историю казахского народа. Битва произошла в 1727 году на широкой равнине в междуречье Буланты и Билеуты. Общая численность воинов с обеих сторон составляла 100 тысяч человек. Казахи, благодаря глубоко продуманной и выверенной стратегии и тактике, разгромили джунгар в этом сражении. Об этом событии писал знаток истории, публицист Мухтар Магауин: «Несомненно, никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Аныракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла, что и произошло с Ногайской Ордой...» (М. Магауин. Қазақ тарихының әліппесі. – Алматы, 1995 год).

Источник: https://e-history.kz/ru/news/show/6624/
© e-history.kz

Магауин, конечно, известный писатель, но он не видел глазами битву, а слышал у народных сказителей. Про Алпамыса, убивавшего с семи лет, он отнес к легендам, про Алдар косе и айдахара - к сказкам, а в битву поверил.
  walker 06.08.2020 в 19:55:28   # 759421
bolatbol 06.08.2020 в 19:21:21 # 759418
Еще один пример чернухи под именем Абая.
Если теоретически допустить что эти слова написал не Абай, а анонимус для претворения в жизнь национальной политики компартии в киргиз-кайсацких степях, то уже более понятно.
Ведь нет ни одного подтверждения авторства этих строк.
Алаш-ординец Алихан Бокейханов, вероятно, публиковал свои произведения под именем возвышенного почти из неоткуда им же Абая. Для чего? Для безопасности, ведь в царское время националисты тоже были не ко двору, как и в советское время. Потом его арестовали уже советские власти, а под именем Абая появились другие слова назидания, строго соответствующие идеологии компартии.Ну а потом НКВД и вовсе расстрелял Бокейханова как алашординца-националиста.
Идеологи новой жизни не дали упасть знамени легендаризованного Бокейхановым Абая и под его авторством были опубликованы некоторые "слова назидания"
  walker 06.08.2020 в 20:00:17   # 759422
==Абай был, есть его фото, документы о его обучении, письменные свидетельства владеющих грамотой современников и рукописи. Если его "Слова назидания" лежат в музее, то их можно проверить на подлинность.==
Вот именно, нет рукописей от слова совсем. И письменные свидетельства современников тоже нет.
Первое упоминание об Абае - это некролог, написанный Алиханом Бокейхановым в 1905 году, через год после смерти. И написан некролог на русском языке.
  walker 06.08.2020 в 20:07:27   # 759423
Вполне вероятно, что был прототип-настоящий человек. А дальше уже пошла легендаризация, сперва идеологом-националистом Бокейхановым, а после его ареста идеологами советскими.
  Ал 06.08.2020 в 20:09:53   # 759424
Quote:
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе –
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, –

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он – ненавидя!

© Некрасов
  walker 06.08.2020 в 20:12:28   # 759425
Неужели Родине нужны герои? пусть даже немного вымышленные?
  troll 06.08.2020 в 20:13:31   # 759426
с волькером согласен на все 100. в союзе массово практиковалось, когда под авторством представителей разных народов писали разного рода авторы, которые были согласны на то, чтоб их имя бло в строке "перевод" понятное дело за какие-то плюшки. что интересно, почти поголовно они были пгедставителями одного дгевнего нагода...
кстати, это было не только в союзе, много мировых имен, в авторстве которых есть основания сомневаться.
и еще есть прикол про сокровенное сказание, которое было обнаружено только в середине 19го века, про историю монголов иеромонахом палладием, что интересно, потом монголов учили их собственной истории чужеземцы. можно так долго печатать, предлагаю тему открыть про подлог истории, вот богатая тема...
  Ал 06.08.2020 в 20:16:54   # 759427
Quote:
В Алматы будет представлена уникальная рукопись Абая https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31082931
В год 20-летия Независимости страны Центральный государственный музей РК проводит уникальную выставку одного предмета - «Рукопись Абая», открытие которой состоится 25 ноября в Алматы.
Всего в музее хранится свыше 410 древних рукописей, редких изданий и письменных документов - наследие духовной культуры казахского народа. При научной атрибуции фондовых материалов и многочисленных исследований было установлено, что рукопись, занесенная в главную инвентарную книгу музея под №17569, принадлежит Абаю. Этот классический образец рукописного творчества великого поэта представляет собой его труд «Біраз сөз қазақтың түбі қайдан шыққандығы туралы» («Несколько слов о происхождении казахов»), написан большими буквами, черным карандашом, на четырех листах (на 8 стр.), на казахском языке арабской вязью.
В воспоминаниях сына Абая Турагула (1875-1934) подтверждено, что Абай действительно написал эту рукопись черным карандашом. К тому же, как показал сопоставительный анализ, стиль письма рукописи совершенно отличен от особенностей письма Мурсеита Бикиулы и манеры Турагула Абайулы. Есть полное основание считать данную рукопись творением поэта. Многие исследователи поддерживают эту точку зрения и считают рукопись «абаевской».
На выставке также впервые будут экспонироваться три уникальные рукописи произведений и стихов Абая, сделанные переписчиками: тетрадь со стихами Абая, записанная его бывшим литературным секретарем М.Бикиулы (1860-1917). До сих пор среди рукописей Мурсеита были известны лишь три варианта произведений Абая: от 1905 года хранится в Центральной научной библиотеке НАН РК, 1907 - в рукописном фонде Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова, 1910 года - в мемориальном музее М.О.Ауэзова. А четвертый, неизвестный вариант, долгие годы хранившийся в фондах музея, лишь в последние годы получил подтверждение своей подлинности и авторства.
Среди экспонатов выставки и две тетради с переводами Абая из А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и И.А.Крылова, чудом сохраненные и переписанные сыном Абая - Турагулом и Ахатом Кудайбердиулы - сыном Шакарима. Также будут представлены портреты сыновей Абая, копии его писем, фотографии из семейного архива, издания книг Абая и другие экспонаты. Выставка продлится до 25 декабря т.г.

Quote:
Центральный Государственный Музей Республики Казахстан http://csmrk.kz/index.php/collect-menu/mnu-redkie-knigi-col
...
Редкие книги и издания на казахском языке
В коллекцию входят рукописи и книги выдающихся личностей, оставивших свой неизгладимый след в истории и культуре казахского народа. Бесценна роль рукописей, вышедших из–под пера великого поэта Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845–1904), написанных им на казахском языке арабским шрифтом. К числу уникальных творений можно отнести его рукопись «Несколько слов о происхождении казахов», написанную им в 1899 г. Также существенно преумножают ценность фондов рукопись о творчестве поэта, написанную его сыном, Турагулом, в 1925–1927 гг. и произведения Абая, переписанные Мурсеитом Бикиулы.
Наряду с этим, в фондовой коллекции нашли свое достойное место рукописи Мухамеджана Сералина (1872–1929), Ахата Шакеримулы Кудайбердиева (1900–1984), Спандияра Кобеева (1878–1956), Габита Мусрепова (1902–1985), а также статьи деятелей «Алашорды», опубликованные в журналах «Абай», «Айкап», «Айел тендиги», «Тилши», «Шолпан»
Quote:
170-летие Абая. Две выставки в Алматы https://rus.azattyq.org/a/dve-vystavki-v-almaty-170-letie-abaya/27279551.html
Сентябрь 30, 2015
В Алматы одновременно проходят две выставки, посвященные великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву (1845—1904).
Первая выставка под названием «Люби людей под стать родным...» проходит в Музее редких книг РГП «Ғылым ордасы». Вторая — «Мир Абая» — в Центральном государственном музее Казахстана. На обеих выставках представлены рукописи, книги, личные вещи Абая, издания произведений Абая, книг о нем и многое другое.
...
  walker 06.08.2020 в 20:23:52   # 759428
Думаю, человек имеет право гордиться лишь только тем, что он сам сделал.
Гордиться 28 панфиловцами - не совсем правильно.
Гордиться Александром Невским -не совсем правильно.
Да мало ли легенд придумано во имя пропаганды.
Полноценный человек самодостаточен без всяких "мотивирующих" героев.
  Ал 06.08.2020 в 20:27:02   # 759429
Цитата: walker от 06.08.2020 20:23:52
Думаю, человек имеет право гордиться лишь только тем, что он сам сделал.
Гордиться 28 панфиловцами - не совсем правильно.
Гордиться Александром Невским -не совсем правильно.
Да мало ли легенд придумано во имя пропаганды.
Полноценный человек самодостаточен без всяких "мотивирующих" героев.
Начнем с напрашивающегося вопроса: что ты сам сделал чтобы этим гордиться?
  walker 06.08.2020 в 20:30:01   # 759430
Почему вы решили, что я Вам отвечу?
  Ал 06.08.2020 в 20:33:53   # 759433
Сомневаюсь, так как вероятнее всего аргументировать ответ на вопрос нечем...
  walker 06.08.2020 в 21:44:47   # 759442
Абсолютно не исключаю, что в природе существовал человек, принимаемый нами как Абай Кунанбаев.
Даже не исключаю, что чудесным образом нашлись несколько листов его рукописей и они безошибочно верифицированы.
Но все же это не позволяет нам говорить об аутентичности всех без исключения строк произведений.
Как минимум надо провести независимое научное исследование.
Праздники всегда можно успеть отпраздновать. И необязательно подкрашивать созданный при Советах памятник.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь