Один раз - не “эйрбас”?
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 12 Февраля 2019 в 09:53:27
Из-за излишней самоуверенности летчица “Эйр Астаны” гражданка Германии Петра Гепель рисковала жизнями 88 пассажиров самолета



В минувшее воскресенье случился очередной инцидент с самолетом “Эйр Астаны”. При выполнении рейса КС930 Атырау - Амстердам “эйрбас” казахстанской авиакомпании запросил вынужденную посадку в Минске. Предварительная причина произошедшего - отказ одного из двигателей.
А в конце прошлой недели “Эйр Астана” разослала в СМИ заявление о своем несогласии с размещением в открытых источниках отчета о расследовании другого не менее серьезного инцидента, случившегося с бортом компании в мае 2018 года в столичном аэропорту. Департамент по корпоративным коммуникациям авиаперевозчика подчеркнул, что отчет публикуется без предварительного согласования с производителем лайнера и его эксплуатантом, а также содержит... неверные данные! Выходит, либо руководство Мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР), в составе которого действует комитет гражданской авиации, утвердило заведомо ложный документ, либо “Эйр Астана” просто не хочет, чтобы отчет оказался доступен простым пассажирам. Что же может скрывать авиакомпания, называющая безопас­ность полетов своим основным приоритетом? Корреспондент “Времени” изучил 28-страничное заключение и сделал свои выводы.

Сразу откроем маленький секрет: “Время” имеет самое прямое отношение к появлению комментария “Эйр Астаны”. Дело в том, что именно наша редакция попросила компанию прокомментировать отчет, размещенный на сайте МИИР 7 февраля. Запрос мы выслали 8 февраля утром, во второй половине дня нам предоставили этот гневный комментарий по поводу отчета, а потом пиарщики “Эйр Астаны” разослали то же сообщение нашим коллегам в другие СМИ. И вот что примечательно: заявление “Эйр Астаны” не имеет ничего общего с нашим запросом. Мы хотели узнать, какие меры были приняты авиакомпанией после данного инцидента и продолжают ли работать в компании летчики, едва не угробившие пассажиров и экипаж. Увы, эти вопросы остались без ответа.
Что же случилось с “эйрбасом” авиаперевозчика 22 мая 2018 года? Специально созданная комиссия потратила полгода, чтобы полностью восстановить ход событий того дня.
Авиалайнер “Эйр Астаны”, сделав рейс из столицы в Шымкент, возвращался обратно. В Астану направлялись 88 пассажиров, 7 бортпроводников и 2 летчика, командиром воздушного судна была 54-летняя гражданка Германии Петра ГЕПЕЛЬ.



Петра ГЕПЕЛЬ.

Оба полета проходили в штатном режиме, но во время приземления в аэропорту Астаны усилился ветер. Пожалуй, это был единственный момент, который мог смутить опытного пилота. Когда лайнер начал снижение, скорость ветра составляла
11 метров в секунду, однако спустя 15 минут он усилился до 16 м/с. При этом возросли и порывы ветра, а в тот момент, когда Гепель выпустила закрылки и включила систему автоматического торможения, порывы достигали 21 м/с. Когда же командир отключила автопилот и взяла управление на себя, диспетчер порта сообщил ей, что порывы увеличились до 22 м/с. При этом продолжала расти и скорость ветра, но летчица все равно решила совершить посадку.

Результат: сразу после касания земли самолет выкатился за пределы полосы на обычный грунт, но затем все-таки вернулся на дорожку. При этом скорость лайнера в тот момент превышала 200 км в час. Представьте, каково было пассажирам: самолет вроде бы благополучно приземлился, но затем вдруг на бешеной скорости вывалился с полосы... При этом пассажиры слышали глухие удары, от которых сотрясался весь корпус. И немудрено: высокотехнологичный “эйрбас” сбил три наземных информационных щита, а также повредил свой левый двигатель, который впоследствии пришлось полностью заменить. Как выяснила комиссия, после того как лайнер приземлился, изменилось направление ветра, и пилотам просто не удалось удержать борт на полосе. Они шли на посадку, учитывая одну скорость ветра, а на земле их ждал сюрприз.



Получается, во всем виновата погода? Если бы… Как выяснила комиссия, первый пилот Гепель приняла ошибочное решение посадить борт, хотя просто обязана была уйти на второй круг или вообще улететь на запасной аэродром, как сделали все другие самолеты, летевшие в то же время в Астану. Причин тому было несколько.
Во-первых, боковая составляющая порывов ветра (22 м/с) выходила за пределы допустимого для “Эйрбаса-320”. Это прекрасный самолет, но его можно сажать при скорости бокового ветра не более 17 м/с. Второй важный момент - компьютер предупредил летчиков, что необходимо уходить на второй круг, поскольку ветер слишком сильный для посадки, и в кабине пилотов прозвучала команда “Go around. Wind shear ahead” - умная техника подсказала, что садиться нельзя. Наконец, третий важный фактор - второй пилот, услышав приказ компьютера, тут же передал его Петре Гепель: “Стоп”. Но она все равно пошла на посадку!
Кстати, когда комиссия проводила опрос экипажа и обоим летчикам был задан вопрос, почему они проигнорировали указание компьютера, второй пилот подтвердил: словом “cтоп” он указал командиру воздушного судна, что надо прекращать посадку и уходить на второй круг. Однако первый пилот парировала, что не поняла подсказку коллеги. Хотя что еще может означать слово “стоп” для летчика, заходящего на посадку? В итоге прямо в присутствии членов комиссии пилоты начали пререкаться и спорить.
Конечно, можно предположить, что иностранному пилоту “Эйр Астаны” было трудно в сложных метеоусловиях уйти на второй круг. Но так могут рассуждать только несведущие в авиации люди. В современных самолетах для ухода на второй круг достаточно нажать всего одну кнопку, и дальше техника все сделает сама. Причем не особо важно, на какой высоте находится авиалайнер - компьютер сам рассчитает, что ему надо предпринять.

С учетом всех этих факторов комиссия вынесла решение: Петра Гепель не должна была рис­ковать жизнями пассажиров и садиться при таком сильном ветре, однако проигнорировала и предупреждения диспетчера, и подсказки компьютера. В связи с этим были сделаны и соответствующие выводы: причиной инцидента стали самоуверенность и недостаточная подготовленность к полетам в условиях Казахстана командира воздушного судна, слабая предварительная подготовка всего экипажа к рейсу и недостаточный уровень взаимодействия между его членами.
После прочтения заключения и рекомендаций становится ясно, почему “Эйр Астана” так возмутилась публикацией отчета на сайте министерства. Теперь любой желающий может убедиться, что радеющая за свою безопасность авиакомпания могла легко избежать серьезного инцидента, если бы строже относилась к подбору персонала, особенно заграничного. В недавнем интервью “Форбсу” первый руководитель “Эйр Астаны” Питер ФОСТЕР подчеркнул, что иностранные пилоты привносят в авиакомпанию “новый опыт и лучшие мировые практики”. Но по факту мы видим, что немецкая летчица Гепель рискнула жизнями 88 пассажиров и 9 членов экипажа. И очень хорошо, что все закончилось одним испорченным двигателем и тремя сломанными информщитами аэропорта. Но и, конечно, очень жаль, что “Эйр Астана” так и не ответила на наш вопрос: продолжает ли немецкий ас, не понимающий слова “стоп”, бороздить казахстанское небо в кресле первого пилота. А вдруг она снова решит рискнуть жизнями казахстанцев?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с интернет-ресурсов, Алматы

https://time.kz/articles/zloba/2019/02/11/odin-raz-ne-ejrbas
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Zoggyla 12.02.2019 в 10:47:39   # 711806
Блин, самолет сломала! Ох уж эти женщины!
  monarch 12.02.2019 в 11:01:14   # 711808
Опять журнализды специалисты авиационные. Все знают, кто что говорил, как срабатывала автоматика все до секунды
  СССР 12.02.2019 в 11:45:37   # 711812
Мутный какой то этот Козачков, по моему мнению чистую заказуху пишет
  almako 12.02.2019 в 13:34:06   # 711823
Монарх, в эйрастане данные каждого рейса списываются на спецноситель и хранятся, а выборочно и анализируются, все видно до миллисекунд, кто что делал,говорил, какие параметры полета, так что не удивительно, что и комиссия и журналисты оперируют фактами.
А так всё правильно изложено, ебан...тая "пилотша" чуть не угробила всех, в нарушение всех инструкций.Вообще, известные мне работники ЭА очень не лестно отзвались об этой женщине, отмечая ее напыщенность, самоуверенность, она думает что она в Африке работает, отсюда отношение к коллегам и работе...И таки да, хорошие иностранные пилоты востребованы у себя, к нам попадают далеко не лучшие....

  РусланY 12.02.2019 в 13:54:33   # 711826
Поддержал, хорошие опытные пилоты не придут работать в ЭА, у нас в основном второсортные, для хороших есть более хорошие авиакомпании(уйма!!!)!
  monarch 12.02.2019 в 14:47:14   # 711831
Во многих АК параметры пишутся, это норма. Но как журнализд может рассуждать о тонкостях? Откуда 17 м/с, из говнопомойки? Если минимальные условия за рамками, почему порт был открыт для приёма судов? Как всегда заказ и раздувание, мы все умрём.... аааа...
  jovian_sky 12.02.2019 в 15:08:27   # 711832
Цитата: monarch от 12.02.2019 11:01:14
Опять журнализды специалисты авиационные. Все знают, кто что говорил, как срабатывала автоматика все до секунды

Самолет не трактор. Полная запись каждого действия. Что тут смешного?
  almako 12.02.2019 в 17:43:12   # 711850
"Если минимальные условия за рамками, почему порт был открыт для приёма судов?"
Всё просто: порт принимает разные типы ВС, у кого то ограничение 17м/с, у кого то 23м/с, а некоторым достаточно 8-9м/с, и порт не может подстраиваться под каждого, и закрываться из-за каждого каприза природы.Предупреждение от диспа было, автоматика дала команду "второй круг", все инструкции говорят о нежелательности посадки, а дура всё равно прёт...
17м/с от автоматики, и бортовой и наземной.
А журналиста кто-то консультирует, обычная практика
Пусть даже это заказ и раздувание, сути то это не меняет, всё изложенное - правда.
  acid 12.02.2019 в 18:33:05   # 711853
Офтоп
Я где то читал, не помню, что ВВП Астаны построены не по преимущественной розе ветров.
  Софруджу 12.02.2019 в 19:49:06   # 711858
Тётка посадила самолёт в сложных метеоусловиях. Её надо поблагодарить, а не наезжать
  monarch 12.02.2019 в 20:32:54   # 711860
Откуда взялось 17? Поискал в справочниках, max crosswind ну не 17, для данного типа 38 узлов, 19,55 м\с, это усредненно как бы пишут. Да и в целом, до 40 узлов в большинстве случаев по основным типам судов. Плюс разница от других параметров. Ладно кто интересуется авиацией, тот поинтересуется, основная масса скажет ай ай, набрали безграмотных, всех нас убить хотите. Плюс в статье упор, пилот из Европы приехал на пенсии поработать, ему все равно. А наши пилоты уезжают работать такие же безграмотные по заграницам. Не знаю как В РК, а в РФ давно эту тему подняли,
"своим" платить не будем, а вот приглашенным пожалуйста. Объективно надо информацию преподносить!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь